Файл: Современные политические режимы (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1 Понятие и признаки политического режима
1.2 Основные компоненты политического режима
1.3 Формы и виды политического режима
2. ФОРМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
2.1 Политические режимы современных государств
Неверие в торжество демократии также выражает В. Ачкасов: «Постепенно демократия в России превращается в общепринятую ценность, которая воплощает в себе« все хорошее », которое они имеют на Западе, и это вряд ли возможно у нас ... ».
Некоторые политологи начали использовать термин «контролируемая демократия» для описания нынешнего политического режима. Этот термин является косвенным индикатором того, что происходит. Между тем налицо прямые признаки отхода нынешней политической системы России от основных принципов конкурентной политики. Таким образом, российским политологическим сообществом консенсусом признаны следующие особенности:
- резкое ослабление политического влияния региональных элит и крупного бизнеса;
- установление прямого или косвенного государственного контроля над основными телеканалами страны;
- все более широкое использование «административного ресурса» на выборах на региональном и федеральном уровнях;
- фактическая ликвидация системы разделения властей;
- формирование непубличного стиля политического поведения.
Важной вехой в формировании современного политического режима стали парламентские выборы 2003 года, в результате которых, по словам А. Яковлева, «исчезла альтернатива, а вместе с ней и реальный парламентаризм, поскольку без оппозиции нет демократии. "
Получив конституционное большинство в Государственной Думе, политическая партия «Единая Россия», которая заявила о полной поддержке политики действующего президента, имеет неограниченные возможности для политических и экономических реформ и изменений в политической системе общества, что было продемонстрировано на Конец 2004 года путем принятия федерального закона об изменении порядка избрания глав исполнительной власти Федерации. Увеличение входного барьера для политических партий с пяти до семи процентов также вряд ли является демократической мерой.
«... Усилив свой контроль над государством, - констатирует Л. Шевцова, - Путин и только он будет отвечать за Россию. Он больше не может никого обвинять в своих неудачах. Между тем, чем выше ответственность, тем больше угроза потерять доверие и поддержку общества в случае неудач и ошибок. Пытаясь переложить ответственность на правительство и парламент, лидер лишь подорвет свой собственный режим, если все институты откровенно расширят исполнительную власть. »
Оригинальность политического режима действующего президента позволила ряду исследователей охарактеризовать его как «путинский». А В. Никонов ввел термин «путинизм», под которым он понимает нынешний российский режим и идеологию президента.
Некоторые исследователи считают, что действия президента определяются потребностями и ожиданиями общества. Так, Э. Шестопал утверждает, что «сегодня правительство делает то, что хочет общество».
Общество не готово к политической демократии, поскольку, по словам В. Пастухова, «сначала люди воспитывают ответственность и привычку жить по закону, и только потом государство переходит на рельсы политической свободы, а не наоборот."
Стабильность и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя реализацию административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные контуры механизма принятия решений путем изменения характера и стиля деятельности административных структур. Однако, как отмечает А. Соловьев, тот факт, что большинство действий режима нацелено на ограничение прав населения, резкое усиление контроля над его политической деятельностью и тем самым вытеснение с политического рынка всех значимых форм политического протеста вызывает особую озабоченность.
Желание режима управлять политическими контактами с бизнесом, участвовать в партийных и медийных рынках, контролировать гражданские структуры и т.д. Свидетельствует о том, что он пытается заменить деятельность всех своих политических партнеров своей собственной деятельностью. В результате полностью естественный процесс политизации государственного управления трансформируется в процесс управления политикой с сопутствующим перехватом представительских функций среди населения и бизнеса, игнорированием мнений гражданских контрагентов и замедлением политической активности общества[23].
Поскольку система управления, которая развивается на наших глазах, несовместима с демократической формой организации политической власти, в обществе и в системе управления возникают и углубляются различные недостатки и противоречия, а также создаются узлы напряженности. В результате режим «контролируемой демократии» начинает превращаться в чисто «административный», что чревато серьезными последствиями для самого правительства.
Выход из этой ситуации А. Соловьев видит не в активизации гражданского общества, раздавленного административным угнетением, а в плюрализации элит, структурном и социальном «разжижении» корпорации правящих и управляющих компаний, поскольку усиливается сплоченность общества. правящие круги - худшее для общества.
В избирательной кампании 2003 года именно борьба с бюрократией была направлена на правильных людей, но люди не верили им - никто еще не смог справиться с российской бюрократией. Поэтому российские граждане голосовали за тех самых административных работников, которые в соответствии со своими обязанностями должны обеспечить ускоренный ход реформ. Именно эту партию поддерживает президент, и с именем президента люди связывают последующую стабильность и лучшую жизнь. Именно он сможет справиться с бюрократией, привести в движение ржавый правительственный механизм, сможет перераспределить богатство страны в пользу народа, а не отдельных олигархов. И люди правы, потому что в соответствии с Конституцией России именно президент обладает наибольшим количеством власти, достаточным для наведения порядка в государственной экономике.
В отличие от пессимистических прогнозов ряда политологов относительно демократического развития страны, президентская команда, напротив, объявляет о возвращении истинного значения слова «демократия» всем демократическим институтам, что стало возможным благодаря текущая политика. Суть таких заявлений заключается в том, что деятельность президента пользуется поддержкой большинства населения, то есть реализуется основной принцип демократического общества. Высокий рейтинг президента свидетельствует о такой поддержке и уверенности граждан в его политике.
«Сочетание либеральной экономики, жесткой силы, открытой, независимой внешней политики характерно для консерватизма в его голлистском многообразии», - сказал В. Никонов. Именно на этих столбах президент Франции Шарль де Голль выстроил свою политику, которая принесла ощутимые результаты для страны. Эту политику проводит президент России Владимир Путин. С одной лишь разницей: у России и Франции разный демократический опыт, который не сопоставим ни по временному интервалу, ни по качественным параметрам.
Политический режим современной России похож на легальную демократию в идеальном виде. Его социальная направленность вполне понятна. Фактически, политический режим России - это не управляемая демократия, а авторитарный, с либеральными "привычками". И, согласно опросам, граждане страны вполне довольны этой версией. Три из десяти человек согласны с тем, что Путин останется на главном посту на всю жизнь. Рейтинг его поддержки не опускается ниже 80%. Видя такое отношение к себе, В. Путин дал понять, что даже после ухода с поста президента он будет принимать участие в управлении государством. И это случилось. С более слабым президентом он стал премьер-министром, чтобы в свое время вернуться на свой прежний пост. Сторонники авторитаризма считают, что правление Путина подтверждает, что у этого режима есть будущее.
Политический режим в России не привел к значительным изменениям в институтах политической системы, но ресурсы стали концентрированными, а власть - централизованной. Уже она, а не олигархи, взяла под контроль крупнейшие телеканалы. А это значит, что все политические решения сейчас четко и четко сформулированы и доведены до граждан страны. Влияние Кремля на Интернет и печатные СМИ распространилось.
Политический режим в России также привел к ограничению автономии власти в регионах. Теперь бывшие офицеры и генералы КГБ возглавляют семь крупных округов, созданных Владимиром Путиным. Реформы, вызванные нынешним политическим режимом в России, также затронули Совет Федерации, верхнюю палату Федерального собрания. Отныне его состав формируется с участием президента. Он отменил выборы губернаторов путем голосования и сам выдвигает те кандидатуры на пост главы исполнительной власти, которые были одобрены законодательными собраниями регионов. То есть с 2005 года губернаторы стали не избирать, а назначать. Это сделало систему управления более эффективной, а деятельность лидеров в регионах прозрачной и подотчетной.
Также политический режим в России продолжает способствовать постепенному ослаблению независимости парламента. Для сравнения: если во время парламентских выборов в конце 2003 года он контролировал губернаторов в регионах и таких ресурсах, как телевизионные каналы, так что партия «Единая Россия» получила большинство голосов, но теперь ее союзники занимают в ней более половины мест , Правда, с уходом от политики партий СПС и «Яблоко» политическая конкуренция также исчезла, и проявление демократии стало слабее.
Однако необходимо признать, что нынешний политический режим полностью отвечает требованиям времени. Государство укрепило свои возможности и позиции и тем самым смогло удовлетворить основные потребности граждан. Например, его действия в сфере образования, обустройстве дорог, выплате задолженности пенсионерам и бюджетникам ощутимы. Естественно, это не должно останавливать и продолжать успешно функционировать в области общественного здравоохранения, общественной безопасности, борьбы с коррупцией, обеспечения защиты прав потребителей. По сравнению с рецессией 1990-х годов рост экономики за время пребывания Путина у власти увеличился почти на 7%. Существует также тенденция превышения поступлений в бюджет над расходами.
Конечно, огромную роль в росте экономики в России сыграло повышение цен на газ и нефть. Но эти ресурсы не бесконечны, поэтому дальнейшее развитие страны зависит от инновационной экономики.
Таким образом, политический режим - это набор политических структур, которые составляют государство. Эти политические системы варьируются от прямых демократий до тоталитарных режимов, таких как военные диктатуры. Общие системы в современном мире включают в себя демократические республики, монархии и представительные демократии. Существуют также в основном теоретические типы правительств, например строгая меритократия. В современном мире существует два основных политических режима: авторитарный и демократический.
Гибридные режимы, объединяющие демократические правила с авторитарным управлением, являются наиболее распространенными политическими системами в мире в начале XXI века. Традиционные отчеты описывают их как дефектные демократии или конкурентные авторитарные режимы. Альтернативные взгляды указывают на подлинные особенности и функции этих режимов, которые не могут быть сведены к функциям полудемократов или полуавтократий. На самом деле, гибридные режимы озадачивают несколькими способами: их создание и устойчивость были неожиданными либо для школы демократизации / транзитологии, либо для школы (нового) авторитаризма; ни демократические институты (например, выборы), ни автократические институты (например, доминирующие партии) там не функционируют обычным образом; и вопреки ожиданиям стабильности,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли своей актуальности в наши дни. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.
Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и методах власти, в природе власти - демократической или недемократической. Понятие «политический режим» включает в себя не только государство, но и политическую систему в целом, а следовательно, и все общество. В соответствии с этим различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которое соответствует авторитарному политическому режиму.
В юридической литературе нет единого подхода к пониманию термина «политический режим». Как уже упоминалось, нет консенсуса по классификации политических режимов. Классификация политических режимов всегда была очень сложной. У разных авторов разные мнения на эту тему.
Авторитарное государство - это государство, в котором государственная власть, которая не имеет прямого мандата народа, хотя и определяется законом, произвольно осуществляется ограниченным кругом руководящих органов и отдельных лиц посредством непосредственного использования административно-административного аппарата, вооруженного силы и карательные учреждения. Закон и права человека не имеют самостоятельного статуса и превосходства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдать применимые нормы и законы. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, существует официальная идеология, которая пронизывает практически все сферы жизни в данном обществе.
Тоталитарное государство - это государство, в котором административное управление основано на принципах всемогущества; это не определено законом. Права человека и независимое правосудие исключены из общества; все общество подпадает под тотальный контроль государства и его подразделений: административно-административный аппарат, вооруженные силы и карательные учреждения. В обществе беспрепятственное подавление личности. Любое инакомыслие исключается, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда.
Ситуация в мировом сообществе в конце 20-го века свидетельствует о том, что антидемократические режимы исторически и политически устарели. Мир должен перейти к демократии как более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.