Файл: Современные политические режимы (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В мире существуют сотни стран. И политические и юридические различия между ними очевидны. Они различаются по формам правления по своей территориальной структуре и другим формальным признакам. В то же время государственность обладает качествами, которые в некоторой степени не зависят от формальностей, регулирующих осуществление власти в стране. Некоторые признаки объединяют монархическую унитарную Великобританию и Федеративную Германию, президентскую республику США и Италию с парламентским правлением в одну группу стран.

Что объединяет эти столь разные государства? И почему монархии Бельгии и Марокко так четко различаются между собой; республики Финляндия и Пакистан и т.д. Может быть, причина таких различий не в области права, а в уровне экономического развития? Но есть примеры очень богатых стран, где политическая и правовая система желает лучшего. Дело в том, что власть в этих странах не одинакова. Другими словами, народы существуют при различных политических режимах.

Политический режим характеризуется как свойство нации, которая определяет степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распределения власти к связям с общественностью, к человеку.

Целью исследования является характеристика политических режимов современных государств.

Основными задачами работы выступает изучение следующих вопросов:

- изучение теоретических основ формирования политического режима;

- анализ форм современных политических режимов.

Объектом данной работы является сущность и особенности политических режимов современных государств.

Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся в рамках функционирования политических режимов современных государств.

Вопросами понятия, признаков, сущности и содержания политического режима, разграничения понятий политического и государственного режимов, а также режимов правового и государственно-правового, вопросами классификации политических режимов занимались и продолжают заниматься многие отечественные ученые: М.И. Абдуллаев, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, В.В. Глущенко, А.Л. Громыко, И.А. Исаев, В.Я. Любашиц, А.В. Малько, Г.Н. Манов, О.В. Мартышин, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, О.С. Родионов, В.И. Шепелев, Л.М. Энтин и др.

Среди ученых, занимающихся вопросами соотношения авторитарных и демократических начал современного политического режима, на основе чего обосновывали наличие неких промежуточных форм, объясняющих сущность режима - Ю. Афанасьев, Э. Баталов, В. Бочкарев, Ю. Буртин, Ю.А. Веденеев, В. Меркель, А. Мигранян, Б.С. Орлов, В. Смирнов, А.И. Соловьев, А. Фалин, В.Г. Федотова, К. Шмит.


Для разрешения поставленных задач использовались такие методы, как анализ, обобщение, классификация, исторический, диалектический, сравнительный, системный, формально-юридический и другие.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

1.1 Понятие и признаки политического режима

Изучение столь важного понятия, как политический режим, в течение достаточно длительного периода времени вызывает интерес у общественных наук, в частности, теории государства и права. Это связано с тем, что современное научное сообщество стремится выработать новое и прогрессивное видение этого. Политический режим является социально значимым и необходимым элементом формы государства, что расширяет его влияние как на теорию, так и на практику. Быстрый поиск также отслеживается политологией, которая позволяет всесторонне изучить эту проблему [12].

При изучении и анализе этой проблемы вы должны уделить особое внимание понятию «режим», которое имеет более широкое значение, чем термин «политический режим», и определяет соответствующее направление для этого исследования. Режим включает в себя все формы современных режимов как концепцию и выступает в качестве важного фактора формирования внутренних характеристик различных социальных явлений.

В политологии понятие «политический режим» определяется как способ работы и взаимодействия основных элементов политической системы общества. Следует отметить, что изучение этой концепции проводится не только российскими учеными и юристами, но и зарубежными специалистами.

В современной юридической литературе различают понятия «политический режим» и «государственный режим». Если политический режим в целом характеризует методы осуществления государственной власти, то государственный режим определяет условия и условия существования политической жизни общества, то есть выступает в качестве политического климата этого общества.

Понятие «политический режим» является более широким понятием, чем понятие «государственный режим», поскольку оно включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны различных видов политического партии и движения, общественные объединения, организации и тому подобное.


Следует отметить, что политический режим играет важную роль в государстве, в частности:

1) он определяет стабильность политической власти;

2) управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

3) достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты государства.

В тоже время, политический режим в каждом государстве определяется:

1) уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;

2) структурированностью правящей элиты;

3) состоянием отношений с бюрократией и тому подобное.

На сегодняшний день в науке существуют в основном два подхода в трактовке режима:

а) юридический, который делает аспект на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства;

б) социологический, который опирается на анализ тех средств и способов, посредством которых осуществляется реальная публичная власть и которые в определенной степени обусловлены социо-культурными традициями, характером коммуникаций и тому подобное[18].

Следует отметить, что наилучшим способом отображения политического режима является второй подход, который дает возможность сравнить официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отразить реальное положение дел в области прав и свободы, выяснить, какие группы контролируют процесс принятия решений и так далее.

При социологическом подходе агентами власти являются не только правительство или официальные структуры, но и те, которые иногда не имеют формального статуса группы, которая действительно влияет на принятие решений.

Подчеркивая четкую картину процесса передачи политической и государственной власти, политический режим следует охарактеризовать как наиболее типичные методы работы основных институтов власти, которые формируют и создают конкретный процесс взаимодействия государства и общества, как совокупность ресурсов и методов принуждения.

Такое понимание политического режима позволяет говорить о том, что его формирование и развитие осуществляются под воздействием достаточных факторов.

Более того, появление правящего режима характеризуется не только макроэкономическими факторами, но и социальной структурой, моральными и этическими традициями общества, а также более точными параметрами и условиями, а именно: отношениями между правящими группами элиты, внутриполитическими или внешняя политика, личные качества политиков и т. д.

Таким образом, понятие «политический режим» может быть сформулировано в узком и широком смысле.


В более широком смысле слова политический режим определяет точное распределение политической власти и влияния в стране. В этом смысле политический режим - это определенный метод политической системы общества, который позволяет отделить одно государство от другого. Политический режим основан на взаимодействии всех элементов политической системы (политических институтов, политических отношений, политических норм и политической культуры)[10].

В более узком понимании, политический режим представляет собой сочетание способов и методов осуществления государственной власти. Из-за широкого (метод функционирования политической системы) и более узкого толкования категории «политический режим» в политической науке довольно часто существует различие между понятиями «государственный режим» (более узкое понятие) и «политический режим» (Более широкое понятие).

Рассмотрев понятие политического режима, необходимо определить и изучить его основные особенности. Можно выделить следующие признаки политического режима:

1) наличие системы методов осуществления политической власти, которые включают разрешительные и запрещающие методы, методы убеждения и принуждения;

2) характер отношения населения к политическому участию в государстве: активное или пассивное, каковы формы этого участия: организованное или стихийное;

3) состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание государством естественных неотъемлемых прав человека и гражданина, а также их фактическое осуществление, защита на практике и предоставление гарантий;

4) методы разрешения как социальных, так и политических конфликтов и др[8].

1.2 Основные компоненты политического режима

Основными составляющими политического режима являются форма и роль государства, принцип легитимности, структура институтов, партийная и избирательная системы.

Принцип легитимности.

Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Принцип легитимности подразумевает способность властей формировать веру и убежденность среди населения в том, что, несмотря на все их неудачи и недостатки, существующие политические институты лучше, чем любые другие, которые можно было бы создать и которые следует соблюдать в результате.


Демократия, как форма политической организации общества и как самостоятельная ценность, основана на ряде принципов, в том числе следующих: государство является гарантом основных прав и свобод человека; политическая власть принадлежит большинству людей, что проявляется в прямых или косвенных выборах; власть формируется в ходе свободных выборов, которые предполагают свободу выдвижения, всеобщее и равное избирательное право и свободу голосования; большинство уважает право меньшинства (оппозиции) критиковать, менять правящий режим на следующих выборах; Конституционализм - это регулирование через конституцию отношений власти и общества, их равную ответственность перед законом[2].

Структура институтов.

Воля большинства людей осуществляется через систему политических институтов. Наряду с законом, партийной системой, группами давления, неполитическими структурами, оказывающими значительное влияние на общество (церковь, средства массовой информации), государство является важнейшим элементом режима. В целом, появление социальных институтов (а государство является одним из них) является отражением возникновения таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов. Ценность институционализации власти, в отличие от личной власти, заключается в том, чтобы ограничивать произвольность и подчинять власть идее права, выражающей интересы общего блага.

Партийные системы.

При реализации общественных интересов государство активно взаимодействует с другими политическими силами, выражающими потребности гражданского общества. Среди них партии имеют особое значение. Они берут свое начало в гражданском обществе и защищают интересы его различных групп. Партийные системы определяют сущность политических режимов.

Избирательные системы.

Отношения между парламентом, правительством и электоратом (избирателями) устанавливаются на основе определенных правил, которые называются избирательной системой или избирательным режимом (они также называются избирательной системой). Это правила, по которым субъекты назначают правителей, определяют соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, и их легитимность достигается или отменяется. Избирательные системы не являются нейтральными; они оказывают значительное влияние на политический режим.

Основные избирательные системы, используемые в разных странах с различными модификациями, являются мажоритарными и пропорциональными. Различия между ними сводятся к методу голосования по выборам кандидатов в высшие органы власти; количество партий и их роль; способ формирования парламентского большинства.