Файл: Х. М. Бербекова институт права, экономики и финансов кафедра уголовного права, процесса и криминалистики отчет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 922

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структурно методика преподавания юридических дисциплин состоит из трёх относительно самостоятельных, но взаимосвязанных структурных элементов:

Первый элемент – исследовательский. Его предназначение состоит:

1) в выявлении и формулировании закономерностей образовательного процесса, включая обучение и воспитание;

2) в обосновании наиболее эффективных и одновременно оптимальных регулятивов построения образовательного процесса;

3) в выявлении закономерностей включения, приобщения обучаемого в сферу знаний, которые выработала наука;

4) в определении закономерностей развития у обучаемого соответствующих профессии навыков, умений и формирования них соответствующих компетенций;

5) в раскрытии закономерностей развития у обучаемых свойств и черт социально зрелой и социально надёжной личности.

Второй элемент – прикладной, его предназначение состоит:

1) в осмыслении и формулировании эффективной модели образовательного процесса;

2) в обосновании процедуры поиска и отбора «учебного материла» из теоретических исследований и реальной юридической практики;

3) в выработке наиболее оптимальных и эффективных форм, способов и приёмов преподнесения конкретного для данной учебной дисциплины учебного материала обучаемым и включения обучаемых в освоение преподносимого им учебного материала;

4) в разработке соответствующих профессиональной подготовке преподавателя его уровню методической и педагогической культуры методических регулятивов;

5) в обосновании алгоритма использования методических регулятивов при проведении конкретных видов учебных занятий;

6) в выработке механизма контроля за процессом развития у обучаемых необходимых навыков, умений и компетенций;

7) в создании вариантов «механизмов» обратной связи преподавателя и студента в образовательном процессе с целью совершенствования процесса обучения и воспитания.

Третий элемент – самообразовательный. Его предназначение состоит:

1) в выработке и обосновании методических регулятивов для самосовершенствования методической культуры преподавателя;

2) в выявлении возможностей и путей совершенствования методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

3) в поиске вариантов комплексирования методик преподавания различных учебных дисциплин.


То есть методика преподавания юридических дисциплин в вузе включает в себя не только процесс применения преподавателем методических регулятивов для того, чтобы сделать образовательный процесс эффективным во всех его проявлениях, но и определение его закономерностей, поиск способов, приёмов и форм самосовершенствования самого преподавателя.

Выходит, что в образовательном процессе, в предоставлении образовательных услуг методика преподавания юридических дисциплин призвана обеспечить реализацию следующих положений:

  • связь теории с практикой;

  • систематичность и последовательность в овладении учебным материалом;

  • сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;

  • соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

  • сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

  • доступность научных знаний, убедительность и прочность усвоения знаний;

  • единство обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.



2. Организация учебного процесса на кафедре уголовного права, процесса и криминалистики


Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова в образовательной деятельности  основывается на приоритетности фундаментального знания, необходимости развития непрерывного и открытого образования с широким использованием современных информационных технологий, формирования современной образовательной среды, соответствующей требованиям современного информационного общества, на принципах гуманизации  и гуманитаризации образования. Университет имеет высокоэффективную систему подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитую систему программ переподготовки и повышения квалификации.

Одной из ячеек такой высокоэффективной системы подготовки магистров является кафедра уголовного права, процесса и криминалистики, которая была образована в мае 2021 года путем объединения двух кафедр — уголовного права и криминологии, уголовного процесса и криминалистики.

Так, например, в положении о кафедре указано, что деятельность кафедры подразделяется на:
Учебная деятельность кафедры:

  1. проведение аудиторных занятий, предусмотренных учебными планами;

  2. проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации;

  3. проведение консультаций;




  1. организация и руководство различными видами практик;

  2. руководство научно-исследовательской работой студентов (регулируется положением о научно-исследовательской работе студентов в университета);

  3. руководство выпускными квалификационными работами;

  4. руководство магистрантами, аспирантами и докторантами;

  5. руководство самостоятельной работой студентов;

  6. руководство курсовыми проектами и работами.


Учебно-методическая деятельность кафедры:

  1. разработка основных образовательных программ по направлениям (специальностям), закрепленным за кафедрами;

  2. разработка учебно-методических комплексов читаемых дисциплин;

  3. разработка рабочих программ учебных дисциплин, согласование рабочих программ дисциплин с сервисными кафедрами;

  4. разработка программ практик, закрепленных за кафедрой;

  5. разработка учебно-методических материалов: учебных и методических пособий, указаний и рекомендаций, материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, самостоятельной работы студентов, по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ;

  6. подготовка к изданию учебной литературы самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями, внесение предложений по включению в План издания учебной литературы Университета.

Основными направлениями научной деятельности кафедры являются:

  • актуальные проблемы борьбы с преступностью;

  • теория уголовно-процессуального доказывания.

По указанным направлениям научной деятельности ведутся диссертационные исследования, публикуются научные статьи. Преподаватели, аспиранты, соискатели кафедры и студенты выступают с докладами на правовых конференциях, ведется мониторинг проводимых в России научно-практических конференций, развиваются связи с ведущими учеными и научными центрами.

Концепция преподавания учебных дисциплин кафедры предполагает:

  • реализацию принципов научности, объективности и системности в раскрытии содержания каждой учебной дисциплины;

  • преподавание учебных дисциплин в тесной связи с практикой правоохранительных органов, органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и судов;

  • прогнозирование развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ и практических подходов к решению задач правоохранительных органов, органов дознания, следствия, прокуратуры и судов, выработку у студентов навыков правоприменения.

Кафедра внедряет в учебный процесс использование новой цифровой криминалистической техники по осмотру места происшествия и производству других следственных действий, располагает оборудованными лабораториями, современными научно-техническими средствами, компьютерными классами.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе прохождения производственной практики мною были подробно изучены содержание и структура государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по выбранному учебному курсу, был произведен анализ методов и принципов подготовки и проведения учебного процесса.

По итогам прохождения практики мною были достигнуты следующие результаты:

– закреплены, углублены и расширены теоретические знания и практические умения, а также навыки в области педагогической и юридической деятельности, полученные по профилю подготовки;

– приобретены профессиональные умения и навыки подготовки и структурирования материала в соответствии с формой учебного процесса;

– освоены методы преподавания, направленные на развитие интеллектуальных способностей аудитории, интереса к приобретению юридического знания и творчеству, приобщение к общекультурным и нравственным ценностям;

− освоена техника анализа учебного занятия с учетом педагогического, психологического, предметного и методического аспектов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ – 2012. – № 53 (Ч. 1). – Ст. 7598; 2016. – № 27 (Ч. II). – Ст. 4245.

  2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (в ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – № 14; 2011. – № 29.