Файл: Мотивация и ее теории (Теоретические основы мотивации труда в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектом практического исследования выступило Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 (далее — ГБДОУ ДС № 48), зарегистрированное по адресу: 192289, Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича д. 35, кор. 2, лит. А. [24]

Ведущее направление деятельности ГБДОУ ДС № 48 — осуществление воспитательно-образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста.

Основной целью деятельности ДОУ является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

ГБДОУ ДС № 48 ставит перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
  2. Повышать эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми;
  3. Повышать педагогическую компетентность воспитателей ГБДОУ;
  4. Совершенствовать работу с семьями воспитанников;
  5. Обеспечить преемственность ГБДОУ и школы в вопросах подготовки детей и формирования мотивации к обучению.

Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (см. рис. 3).

Стратегическое управление учреждением осуществляет руководитель детского сада — заведующий совместно с Советом трудового коллектива. На этом уровне решаются принципиальные по важности вопросы в жизни и деятельности детского сада: разработка перспектив развития учреждения определение основных путей достижения избранных целей. Обеспечивается гласность и открытость в работе детского сада.

Рис. 3. Организационная структура ГБДОУ ДС № 48

Источник: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/

Тактическое управление находится в компетенции педагогического совета. Особое место на этом уровне отводится методической службе детского сада, которая является связующим звеном между жизнедеятельностью педагогического коллектива и системой образования, основным назначением которой является создание коллектива единомышленников, готовых к самообразованию и саморазвитию.

Для побуждения сотрудников к эффективному труду в учреждении применяются инструменты материальной и моральной мотивации.

Основой материального стимулирования выполнения возложенных обязанностей в детском саду выступает оплата труда.

Основную стимулирующую роль в ГБДОУ ДС № 48 составляют — текущая премия, годовое премирование и ряд надбавок.


Размер дополнительного премирования и сроки выплаты устанавливаются заведующим текущим приказом по учреждению, но не более одного среднемесячного заработка работника (см. табл. 2).

Моральное стимулирование связано с объявлением благодарности, награждением почетными грамотами и знаками отличия, перспективой карьерного роста, возможностью профессионального развития (см. приложение 1).

Таблица 2

Динамика выплат стимулирующего характера в ГБДОУ ДС № 48, руб.

Наименование показателя

2015

2016

2017

Абс. изм, 2017 / 2015

Темп роста, %

Заработная плата

29764325,76

28614899,25

26049516,94

-3714808,82

87,52

Среднемесяч. зар. плата 1 сотрудника

38 806,16

40 020,84

41 746,02

2 939,86

107,58

Прочие выплаты

3244,78

3102,85

2906,45

-338,33

89,57

Таблица составлена автором по данным: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/

Используя нематериальные методы мотивации, в учреждении стремятся продемонстрировать лояльность по отношению к своим сотрудникам, обеспечивая им комфортные условия труда.

Планирование и финансирование расходов в ГБДОУ ДС № 48 осуществляется с использованием системы нормативов, определенных в расчете на одного воспитанника, обеспечивающих организацию педагогического процесса и материальное содержание воспитанников.

Финансовые средства ГБДОУ ДС № 48 образуются из: бюджетных ассигнований; ежемесячной платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в ГБДОУ.

В целом, реализация уставных целей и задач учреждения на 2015-2017 гг. привела к следующим результатам (см. табл. 3).

Таблица 3

Динамика результирующих показателей ГБДОУ ДС № 48, руб.

Наименование показателя

2015

2016

2017

Абс. изм, 2017 / 2015

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Доходы, в т.ч.:

59113024,33

57394526,73

55262745,12

-3850279,21

93,49

Доходы от оказания платных услуг (работ)

47488629,35

45819106,58

44002573,89

-3486055,46

92,66

Расходы, в т.ч.:

47972663,36

47286119,67

46979906,49

-992756,87

97,93

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

38166220,26

36834331,51

33848637,33

-4317582,93

88,69

Чистый операционный результат

11140360,97

10108407,06

8282838,63

-2857522,34

74,35

Количество обучающихся

319

306

297

-22

93,1


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

Количество сотрудников

59

55

48

-11

81,36

Производительность труда

804892,02

833074,66

916720,29

111828,27

113,89

Рентабельность ГБДОУ ДС № 48

18,85

17,61

14,99

-3,86

79,52

Таблица составлена автором по данным: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/

Основываясь на представленных в таблице результатах, можно обозначить следующие положительные показатели деятельности детского сада за 2015-2017 учебный годы: увеличение производительности труда на 13,89 %, обусловленное сокращением кадрового состава ГБДОУ ДС № 48, т.е. более интенсивным его использованием.

К негативным тенденциям можно отнести: сокращение доходов и соответственно финансового результата, причинами чему послужили: сокращение численности воспитанников детского сада на 6,9 % и превышение темпов изменения расходов над доходами учреждения; сокращение показателя, характеризующего эффективность осуществляемой деятельности (рентабельности), свидетельствующее о снижении результативности ГБДОУ ДС № 48 в рассматриваемом периоде.

2.2. Влияние трудовой мотивации на эффективность труда

Вопросы формирования кадровой политики в ГБДОУ ДС № 48 возложены на старшего воспитателя, в обязанности которого входит: руководство в пределах своих компетенций коллективом детского сада; подбор кадров; разработка и внедрение программ развития и педагогических планов и т.п.

По состоянию на 01.01.2018 г. в дошкольном учреждении задействовано 48 сотрудников, из которых:

  • Руководители: заведующий, зам. заведующего по АХР, зам. заведующего по УВР; зав. производством — 4 чел.;
  • Специалисты: педагогические работники (старший воспитатель, воспитатель — 12); прочие педагогические работники (муз. руководитель, инструктор по физической культуре); логопедический пункт (учитель-логопед); инструктор-методист — всего 17 человек;
  • Служащие: помощник воспитателя — 12, делопроизводитель; повар; инженер; лаборант — всего 16 человек;
  • Рабочие: рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; уборщик служебных помещений — 3; уборщик территории, сторож (вахтер); машинист по стирке и ремонту спецодежды; кладовщик; кастелянша; кухонный рабочий, мойщик посуды — всего 11 человек.

С динамикой данных категорий персонала за последние 3 года можно ознакомиться в таблице 4.

Таблица 4

Динамика кадрового состава ГБДОУ ДС № 48

Наименование показателя

2015

2016

2017

Абс. изм., 2017 / 2015

Темп роста, %

Кадровый состав, всего

59

55

48

-11

81,36

Руководители

4

4

4

0

100

Специалисты

24

22

17

-7

70,83

Служащие

19

17

16

-3

84,21

Рабочие

13

13

11

-2

84,62

Таблица составлена автором по данным: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/

Из представленной таблицы видно, что в рассматриваемом периоде в учреждении установилась устойчивая тенденция сокращения кадрового состава, а в особенности сотрудников задействованных в основном образовательном процессе (воспитатели и помощники воспитателей), что может свидетельствовать о неудовлетворенности предлагаемыми условиями труда.

Квалификационный уровень работников во многом зависит от возраста, стажа работы, образования и т. д., поэтому в процессе анализа необходимо изучить изменения в составе персонала по данным признакам (см. табл. 5).

Сопоставляя отдельные положения данной таблицы, можно отметить, что в учреждении сформировался постоянный состав работников (категория от 40 лет, проработавших свыше 10 лет), мотивом для которых с большой долей вероятности является не материальная составляющая, а удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации в данной деятельности.

Таблица 5

Динамика качественного состава персонала ГБДОУ ДС № 48

Персонал организации

2015

2016

2017

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

По возрасту, лет

От 20 до 30

8

13,56

6

10,91

4

8,34

От 30 до 40

14

23,73

12

21,82

9

18,75

От 40 до 50

16

27,12

17

30,91

16

33,34

От 50 до 60

19

32,2

18

32,73

18

37,5

Старше 60

2

3,39

2

3,64

1

2,08

Итого

59

100

55

100

48

100

По образованию

Начальное

-

-

-

-

-

-

Не законченное среднее

-

-

-

-

-

-

Среднее, среднее специальное

26

44,07

23

41,82

22

45,83

Высшее

33

55,93

32

58,18

26

54,17

Итого

59

100

55

100

48

100

По трудовому стажу, лет

До 1

5

8,47

4

7,27

4

8,34

От 1 до 3

7

11,86

5

9,09

2

4,17

От 3 до 5

2

3,39

2

3,64

2

4,17

От 5 до 10

19

32,2

18

32,73

14

29,17

Свыше 10

26

44,07

26

47,27

26

54,17

Итого

59

100

55

100

48

100

Стабильность кадрового состава

0,76

0,8

0,83


Таблица составлена автором по данным: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru/

В то же время, сокращение сотрудников, проработавших менее 3 лет, в совокупности с не большой долей молодых сотрудников, указывает на то, что предлагаемые условия труда, а именно заработная плата, не находят удовлетворения у данной категории персонала, в результате чего последние вынуждены прекращать трудовые отношения.

Анализ показателей движения персонала по приему и выбытию представлен в приложении 2.

Отраженная в приложении 2 динамика, в частности увеличение коэффициента текучести кадров более чем на половину за рассматриваемый период, косвенно подтверждает вывод о неудовлетворенности сотрудников предлагаемыми условиями труда, либо указывает на низкую психологическую готовность трудоустраивающихся сотрудников к выполнению возложенных обязанностей.

Чтобы оценить достоверность полученных выводов, исследуем педагогический состав образовательного учреждения на тип мотивации.

Для этих целей в отношении 10 сотрудников учреждения (21 % от общей численности, выбранных равномерно их объему в структуре кадрового состава: руководители — 1 человек; специалисты — 4, служащие — 3, рабочие — 2 человека) была применена методика В. И. Герчикова, согласно которой существует два класса мотивационных типов работников: избегательной мотивации и достижительной мотивации. [27]

Методика состоит из 23 вопросов на каждый из которых необходимо дать один или несколько ответов. [27] С результатами проведенного опроса можно ознакомиться на рисунке 4.

Рис. 4. Тип мотивации сотрудников ГБДОУ ДС № 48

Рисунок выполнен автором на основании результатов теста оценки мотивации Герчикова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://hr-portal.ru/tool/test-ocenki-motivacii-gerchikova

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что преобладающими типами трудовой мотивации для сотрудников рассматриваемого дошкольного учреждения являются инструментальный и профессиональный типы.

Для персонала, ориентированного на инструментальный тип, значимой ценностью выступает заработная плата и наличие иных благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Однако их интересуют не любые деньги, а именно заработок, поэтому данные сотрудники будут трудиться с максимальной отдачей на любой работе, если их труд будет справедливо и высоко оплачен. Данный тип в большей степени характерен для молодых специалистов.

Педагоги, которые относятся к профессиональному типу, чаще всего определяют для себя работу как важнейшее условие деятельности, которое является реализацией профессиональных способностей, знаний и возможностей.