Файл: Информация, относимая к секрету производства, особенности ее правовой и организационной защиты выполнил студент 2 курса.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»
Факультет/институт Инженерно-экономический институт
Кафедра Безопасности и информационных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Информация, относимая к секрету производства, особенности ее правовой и организационной защиты
выполнил студент 2 курса
группа
ФИО:
Проверил(а)
ФИО Моисеев Руслан Львович
дата защиты «__»____________ 2022г.
оценка _____________
Москва, 2022 г.
Оглавление
Введение 3
1.1 Понятие секрета производства 5
1.2 Охрана секрета производства (ноу-хау) 6
Выводы по Главе 1 9
2.1 Правовая охрана секрета производства (ноу-хау) 10
2.2 Правовое регулирование передачи прав на ноу-хау 11
2.3 Сохранение сведений о созданных результатах в режиме конфидециальности 13
2.4 Объем и пределы действия исключительных прав на ноу-хау 19
2.5 Ответственность за нарушение исключительного права на ноу-хау 20
2.6 Выводы по Главе 2 26
Список использованных источников 28
Введение
На сегодняшний день почти каждый субъект предпринимательской деятельности формирует свой объём конфиденциальной информации, называя её коммерческой тайной, секретом производства, либо ноу-хау. Следует отметить, что, исходя из норм действующего российского законодательства, достаточно сложно разграничить эти понятия.
В новой редакции ФЗ от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» вообще отменяется понятие ноу-хау и секрета производства. По сути, понятие коммерческой тайны становится более широким, чем было в предыдущем варианте. Это не только ноу-хау, не только секрет производства, а вообще любая информация, ценная для третьих лиц, причем ценная как фактически, так и потенциально. Например, список и контакты контрагентов.
Общие тенденции увеличения значения информации, следовательно, ее части, составляющей ноу-хау, на современном этапе общественного развития требуют надлежащее правовое регулирование и охрану конфиденциальности секретной информации. Все указанное является немаловажным аспектом развития института секрета производства (ноу-хау), так как без его должного регулирования и возможности охраны, предприниматели не будут иметь стимулов для развития.
Секреты производства (ноу-хау) вызывают интерес у конкурирующих организаций, которые прибегают к противозаконным способам их получения. Кроме того, по той или иной причине часто эта информация может быть разглашена самими работниками компаний, либо уволившимися из этих организаций лицами. Поэтому и растет доля правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности, связанных с незаконным получением секретов производства, что также требует совершенствования законодательства в сфере ноу-хау, что также подчеркивает актуальность выбранной мною темы. [9]
Целью работы является анализ и исследование секрета производства, и порядок обеспечения защиты. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
-
Определить понятие и признаки секрета производства (ноу-хау) -
Исследовать и проанализировать способы и механизмы защиты ноу-хау. -
Обозначить особенности правового регулирования секрета производства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие секрета производства. Меры защиты секрета производства в РФ
1.1 Понятие секрета производства
Ранее гражданское законодательство не употребляло этот термин, используя вместо него термин «служебная и коммерческая тайна». Однако такой подход зачастую путал правоприменителей. В действующем законодательстве «ноу-хау» и «секрет производства» используются как равноценные термины. Таким образом, к информации, как секрету производства, выдвигаются следующие требования: коммерческая ценность, неизвестность третьим лицам и соблюдение первоначальным обладателем режима конфиденциальности.
Статья 1465 ГК РФ дает определение секрета производства (ноу-хау), таким образом разграничивая понятия самого секрета и «коммерческой тайны». Согласно указанной статье, секретом производства признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Однако также следует отметить и тот факт, что в статье перечисляются и те обязательные признаки, которые должны быть присущи секрету производства (ноу-хау). Этими признаками являются: действительная или потенциальная коммерческая ценность; запрет для третьих лиц в отношении свободного доступа на законном основании к сведениям, являющимся секретом производства; введение режима коммерческой тайны в отношении секрета производства.
Следовательно, только при наличии всех перечисленных признаков, обладатель секрета производства будет вправе рассчитывать на правовую охрану своей конфиденциальной информации и возможность защищать ее от посягательств третьих лиц. [4]
1.2 Охрана секрета производства (ноу-хау)
Понятие «правовая охрана» не закрепляется в законодательстве нашего государства - Российской Федерации. Среди отечественных ученых также отсутствует единое мнение касаемо определения данного правового явления. Тем не менее, некоторые авторы предлагают определение правовой охраны конкретных объектов. Так, правовая охрана «ноу-хау» имеет определенную специфику. Правовая охрана ноу-хау — это система нормативно закрепленных средств и методов правового регулирования, направленных на установление и обеспечение исключительных прав правообладателей и личных неимущественных прав авторов ноу-хау, а также на их защиту. Следовательно, особенность правовой охраны «ноу-хау» обуславливается наличием уникальной правовой природы самого объекта охраны, т. е. самого «ноу-хау». Правовая природа «ноу-хау» характеризуется следующими чертами: во-первых, объектом правовой охраны «ноу-хау» является содержание данных, а не их форма; во-вторых, образующая «ноу-хау» информация - секретна и доступна только узкому кругу лиц.
Если компания желает использовать какое-либо техническое решение или способ производства монопольно, она должна защитить ноу-хау от конкурентов. Существует два способа защиты: патент и коммерческая тайна. Они характеризуются одинаковой целью – предотвратить выток информации; не допустить, чтобы конкурентам стали известны инновационные подходы; получить максимальную выгоду от использования ноу-хау монопольно.
Однако защитные методы данных способов существенно отличаются. Так, патентирование – защита раскрытых сведений законом. Такой способ предполагает запрещение использования любого решения третьими лицами без согласия человека, у которого имеется патент на это ноу-хау. Не получив разрешения, но воспользовавшись производственным секретом, третьи лица могут оказаться участниками судебного разбирательства.
Коммерческая тайна – защита с помощью тайны. Инновационные сведения хранятся в секрете, но если они стали известны, запретить использовать техническое решение невозможно. Кроме того, права на ноу-хау действенны, пока сохраняется секретность. Бывают случаи, когда для защиты используют сразу два метода. Патентом защищают монопольные права на общие параметры, а тонкости производства оберегают коммерческой тайной.[1]
Установление режима коммерческой тайны регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». После принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, требуемых мер режим коммерческой тайны считается установленным. Меры по охране конфиденциальности информации могут включать действия:
-
определение перечня и состава конфиденциальной информации; -
ограничение доступа к конфиденциальной информации путем установления особого порядка обращения с ней; -
контроль за соблюдением установленного порядка; -
учет лиц, получивших доступ к конфиденциальной информации; -
регулирование отношений по использованию конфиденциальной информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; -
нанесение на материальные носители, содержащие конфиденциальную информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если;
-
исключен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя; -
обеспечена возможность использования конфиденциальной информации работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны. -
Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, должен осуществляться с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями. При этом работник обязан: -
выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны и конфиденциальности; -
не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, и не использовать эту информацию в личных целях; -
передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании материальные носители информации, содержащие конфиденциальную информацию.
Работодатель при этом обеспечивает необходимые условия для соблюдения работниками установленного режима коммерческой тайны. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться обязательства работника по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.[9]
Выводы по Главе 1
В целом, можно говорить о том, что секрет производства, нашел определенное правовое закрепление в действующем законодательстве, что позволяет обладателям сведений, составляющих секрет производства, в полной мере реализовывать свои правомочия относительно такого объекта интеллектуальных прав и защищать такую информацию различными способами.
Глава 2. Порядок и содержание действий по осуществления правовой защиты секрета производста.
2.1 Правовая охрана секрета производства (ноу-хау)
Правовая охрана секрета производства выражается в том, что секрет производства признается законодательством самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, в виду чего обладателю секрета производства принадлежит исключительное право его использования и распоряжения любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений (см. п. 1 ст. 1466 ГК РФ).
Ввиду этого, если лицо неправомерным образом получит информацию, представляющее собой секрет производства ее обладателя, и это станет причиной нарушения исключительного права такого обладателя, последний будет вправе защищать свои нарушенные права всеми допустимыми с точки зрения закона средствами, добиваясь устранения такого нарушения.
Однако если лицо добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства стало обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, такое лицо приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (п. 2 ст. 1466 ГК РФ). Такая норма позволяет сделать вывод о том, что у секрета производства, может быть несколько независимых обладателей, если каждый из них правомерно и отдельно от других смог в силу опыта, знаний либо исследований достигнуть того информационного результата, который представляет собой соответствующий секрет производства.[4]
В то же время, наличие этой нормы позволяет говорить о том, что законодатель, в целях развития и стимулирования инноваций и конкуренции (в первую очередь, в промышленной сфере деятельности), тем самым позволяет различным лицам получить правовую охрану на один и тот же, по сути, секрет производства.
При этом, законодательно определено, что правовая охрана в отношении секрета производства (в виде предоставления его обладателю в отношении него исключительного права на секрет производства) действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (