Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 522
Скачиваний: 10
покупателя и шансов на коммерческий успех. [[24]]
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и ее конкурентоспособности.
От рынков сбыта зависят объём продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т. д.[[25]]
Общепринятым определением понятия товара является следующее. Товар — это продукт труда, произведенный для обмена (продажи). Всякий товар как предмет обмена обладает двумя свойствами: потребительской ценностью, т. е. способностью удовлетворять конкретную потребность соответствующей группы потребителей, и меновой стоимостью (ценой), т. е. способностью обмениваться как вещь в известных пропорциях
на деньги.
Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразие, аналогичные индивидуальные потребности.
Промышленный (производственный) ассортимент, торговый ассортимент, простой ассортимент, сложный ассортимент, групповой ассортимент, развернутый ассортимент, марочный ассортимент, сопутствующий ассортимент, оптимальный ассортимент, рациональный ассортимент, свойство ассортимента, показатели ассортимента, полнота ассортимента.[[26]]
Товарная политика фирмы — совокупность целенаправленных методов и принципов деятельности по формированию и управлению номенклатурой и ассортиментом продукции, удовлетворяющими потребности покупателей.[[27]]
Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации. [[28]]
Формирование ассортимента деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить, реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
Формирование ассортимента товаров подразумевает создание такого ассортимента, который максимально соответствовал бы спросу оптовых покупателей. С учетом их требований следует постоянно обновлять ассортимент товаров, находящихся на складах. Для решения этой задачи коммерческие службы оптовых торговых предприятий должны активно участвовать в формировании ассортиментной политики товаропроизводителей.[[29]]
Система формирования ассортимента включает в себя:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции.[[30]]
Рынок требует, чтобы в каждом звене движения товара, и особенно на предприятиях оптовой и розничной торговли, был представлен рациональный ассортимент товаров. Добиться этого весьма сложно, поэтому первоначально надо стремиться иметь обязательный ассортимент (ассортиментный минимум).
Обязательный ассортимент, надлежаще сформированный, имеет огромное значение для всей оперативно-торговой деятельности конкретного торгового предприятия. Он вносит организованность в работу предприятия, служит ее главным стержнем. Вместе с тем обязательный ассортимент не всегда отражает возможности продавца, а также потребности в товарах. На практике довольно часто встречаются торговые предприятия, где ассортиментный минимум составлен из товаров, которые легче всего приобрести для обеспечения стабильного ассортимента.[[31]]
Ассортиментный перечень товаров — часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.
Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований.
Показатель ассортимента товаров — количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров.
Укрупненный ассортимент товаров (Ндп: групповой ассортимент) — ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров.[[32]]
Ассортимент торгового предприятия (торговый ассортимент) — подбор различных товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в конкретном торговом предприятии.
Ассортиментный минимум — перечень групп, видов и разновидностей товаров с указанием их количества, составленный с учетом типа, профиля торгового предприятия и утвержденный в установленном порядке.
Показатели ассортимента — качественное выражение свойств ассортимента.[[33]]
Длина ассортимента – общее количество товаров или брендов в ассортименте(товарной линии). Можно говорить о средней длине товарной линии.
Глубина, насыщенность товара (бренда) – общее количество SKU товара. Можно говорить о средней глубине товара (бренда) в ассортименте (товарной группе).
Согласованность (гармоничность) ассортимента – степень близости между разными товарными группами. Она показывает, насколько родственны между собой различные товарные линии с точки зрения конечного использования, производственных требований, каналов распределения и т. д.[[34]]
Согласно ГОСТу, для количественной характеристики одного или нескольких свойств ассортимента товаров используют ряд показателей. Что это за показатели, там не указывается. Ответ на этот вопрос дает маркетинг.
Широта ассортимента – количество ассортиментных групп или товарных линий.
Важнейшим средством систематизации информации о товарах служит классификация, которая представляет собой процесс разделения множества объектов на подмножества по их сходству или различию.
Объектами классификации в товароведении являются товары, потребительские свойства, показатели качества, дефекты товаров др.[[35]]
Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Под ассортиментом понимается перечень продаваемой в магазине продукции, составляемый по видам, типам, сортам, размерам и торговым маркам. Ассортимент характеризуется широтой, глубиной и сбалансированностью. [[36]]
Формирование (комплектование) торгового ассортимента магазина — серьезная и ответственная коммерческая работа. Она требует знания состава населения, обслуживаемого магазином, потребностей, его покупательной способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных
особенностей Процесс формирования ассортимента товаров в магазине складывается из трех этапов.
На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров в магазине (тем самым определяется его ассортиментный профиль, специализация, тип, расположение, зона обслуживания).
На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров (удельные веса отдельных товарных групп в общем товарообороте магазина).
На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы.[[37]]
Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или в торговой сети (ГОСТ Р 51303-2013).[[38]]
Задачи ассортиментной политики.
1. Удовлетворение спроса потребителей – изучение спроса связано с выявлением тенденций развития спроса и потребления товаров, с учетом факторов, влияющих на их изменение.
2. Привлечение новых покупателей – одним из способов привлечения новых покупателей является реклама.
3. Оптимизация финансовых результатов предприятия – этому будет способствовать удовлетворение запросов потребителей путем расширения и углубления ассортимента товаров.
4.Установление оптимального соотношения одновременно присутствующих на рынке товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
5. Использование принципов синергизма и стратегии гибкости – принцип синергизма означает, что ассортимент выпускаемых и реализованных товаров должен быть внутренне увязан и отдельные товары должны дополнять друг друга.[[39]]
Ассортиментная политика – это цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.
Цель торговой организации в области ассортимента – формирование реального или прогнозируемого ассортимента.
Вопрос о расширении или сужении ассортимента продаваемой продукции может иметь разные пути решения в зависимости от определенных условий: отрасль, товарная группа, масштабы предприятия и прочие конъюнктурные детали.
Необходимо создать такую обстановку, чтобы покупатель чувствовал себя свободно, непринужденно, чтобы рекламные сообщения были для него привлекательными и, конечно, слышными и вразумительными, указатели четкими, ясными и понятными.
Покупатель, пришедший в магазин, не только совершает физические поступки, но и постоянно думает, обсуждает, подсчитывает, т. е. совершает умственные поступки.
Например, к числу факторов, к которым чувствителен покупатель, относятся: легкая парковка автомобилей, внешняя реклама, внутренняя реклама, количество касс, стимулирование сбыта, оживленность атмосферы, часы работы, возможность использования упаковки, помощь в упаковке, транспортировке, различные удобства (возможность оставить детскую коляску, собаку и т. д.).[[40]]
Деление затрат на постоянные и переменные важно при организации системы учета и калькулировании, анализа и прогнозировании. Оно лежит в основе расчетов критической точки объемов производства, анализе порогов рентабельности, конкурентоспособности, ассортимента продукции и, в конечном счете, — выбора экономической политики предприятия. Инструмент анализа поведения затрат позволяет принимать оптимальные решения относительно ассортимента и объемов продукции. [[41]]
Таким образом, группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен, называется товарным ассортиментом.[[42]]
Маркетинг — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей для покупателей и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации и для заинтересованных в ней лиц.
Маркетинговая стратегия состоит в том, чтобы выпускать и продвигать подходящие товары для своих покупателей, а не в том, чтобы найти подходящих покупателей для своего товара. [[43]]
При исследовании рынка определяются емкость и изменение конъюнктуры рынка, состояние спроса, предложения. При этом подробному анализу подвергается фирменная структура рынка в рамках исследования внешней и внутренней среды маркетинга.
Исследование потребителей связано с изучением мотивов и других признаков приобретения данного товара, платеже-способного спроса. При этом учитываются природные, социально-культурные, демографические, экологические, нормативно-правовые и другие факторы. Изучение товара связано с установлением потребительских свойств, прогнозированием появления товаров-заменителей, определением конкуренто-способности.[[44]]
В этой главе анализируются уже существующие источники для написания курсовой работы. Раскрывается понятие спрос и его сущность. Было изучено и узнано об ассортименте формирования ассортимента. Ведь немало важным фактором является спрос на продукцию, если есть спрос на данный вид товара, то он будет присутствовать в данной сети. От этого зависит и ассортиментная база, будет ли она расширяться или нет, в любом случае при низком спросе на продукцию меняется и ассортимент, он не расширяется, а уходит вниз товары выводятся из магазинной матрицы. Данные требования влияют и на товарооборот и на дальнейшее существование магазина.