Файл: Конфликты, возникающие в профессиональной деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Определение, виды и последствия конфликта
1.2 Причины и последствия конфликтов
Глава 2. Особенности конфликтов в государственном управлении и способы их урегулирования
2.1. Роль конфликтов в государственной сфере
2.2. Типология государственных конфликтов
Глава 3. Управление конфликтами в сфере органов государственной региональной власти.
Само конфликтное взаимодействие в сфере муниципальной службы среди чиновников Ю.В. Андриянова, Ю.Н. Дорожкин, И.В. Фролова и другие отечественные ученые относят к области межличностных организационных конфликтов. Соответственно, и управление такого рода конфликтами должно основополагаться на методах межличностного управления.
Зарубежные специалисты К. Томас и Р. Килманн в области управления конфликтами в межличностном взаимодействии ввели в научный конфликтологический обиход и описали пять базовых методов (стилей) управления социальными конфликтами в любой сфере человеческой деятельности:
1. метод уклонения - подразумевает уход от конфликтного взаимодействия, отказ от сотрудничества работников муниципальной службы и отказ чиновников от попыток удовлетворить свои или чужие интересы;
2. метод противоборства (конкуренции) - подразумевает стремление муниципальных служащих удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других людей;
3. метод приспособления - подразумевает совместные действия служащих разных уровней, основанные на согласии с действиями оппонента, и апеллирует к потребности в солидарности;
4. метод компромисса - характеризуется взаимными уступками и принятием точки зрения другой стороны, но полностью, а только до некоторой степени;
5. метод сотрудничества - подразумевает активное участие в разрешении проблемы и отстаивании своих интересов, принятии интересов другой стороны, поиск наилучшего варианта решения конфликтной ситуации[9].
Управление конфликтами в муниципальной сфере предполагает не только урегулирование уже возникшего противоборства, но также формирование условий для его предупреждения (профилактики). Профилактика конфликтов состоит в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или минимизирует вероятность конфликтов между ними.
С целью противодействия конфликтам в сфере муниципальной службы российское законодательство наделяет муниципальных служащих обязанностями такого рода:
- во-первых, принимать меры по недопущению всякой возможности возникновения конфликта интересов, что предполагает необходимость муниципального служащего уходить от личных предпочтений в своей профессиональной деятельности при принятии управленческих решений, воздерживаться от социальных контактов с различными организациями, сферы деятельности которых пересекаются с его профессиональными обязанностями и пр.;
- во-вторых, в письменной форме уведомлять непосредственного вышестоящего руководителя о возникновении конфликта интересов или угрозе такого возникновения. Однако необходимо учитывать, что оценочный характер межличностного конфликтного взаимодействия на практике может вызвать определенные трудности с реализацией данной нормы, поскольку сам муниципальный служащий далеко не всегда способен предвосхитить или отследить факт наличия предконфликтной ситуации.
Основными способами предотвращения и урегулирования конфликта интересов в сфере муниципальной службы Т.В. Слюсаренко считает следующие:
- изменение служебного или должностного статусного положения, вплоть до отстранения муниципального служащего от исполнения своих служебных обязанностей;
- отказ от материальной или моральной выгоды, послужившей причиной возникновения конфликта интересов в рамках муниципальной службы;
- отвод либо самоотвод муниципального служащего;
- передача принадлежащих ему разнообразных ценных бумаг, акций в доверительное управление в том случае, если муниципальный служащий владеет такого рода ценными бумагами, акциями[10].
Поиску путей урегулирования конфликтов в государственно-административной сфере всегда придавалось особое значение, поскольку государство является символом стабильности и гарантом порядка. И этот поиск всегда находился в рамках универсальных стратегий компромисса и сотрудничества. В последнее время в государственном управлении значительные усилия направлены на технологии контроля и предупреждения конфликтов, когда упор делается на превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их анализом и попытками не допустить развития конфликтной ситуации до открытого противостояния.
При анализе способов урегулирования государственно-административных конфликтов следует помнить, что институциональной, юридической процедуре отводится решающее значение.
В урегулировании внутриорганизационных конфликтов в государственных учреждениях преобладающим должен быть метод рационализации.
Помимо общих принципов и методик разрешения социальных конфликтов должны существовать структуры, обеспечивающие государственное управление ими.
Особую роль при урегулировании конфликтов в сфере государственного управления должен играть Конституционный Суд. Его можно отнести к числу тех механизмов «сдержек и противовесов», которые поддерживают баланс трех ветвей власти и играют важную роль в сохранении и укреплении принципов демократического правового государства. Он выполняет важную предупредительную, сдерживающую функцию в разрешении государственно-правовых конфликтов.
В целом, конфликты в государственно-административной сфере играют чрезвычайно важную роль. Они сигнализируют власти и обществу о существующих противоречиях, требующих своего разрешения, о несовпадении позиций граждан, о существующих разногласиях; заставляют власти пересматривать свои цели, решения, курс в целом; стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть определенное возбуждение и трудности в управленческом процессе. Они также способствуют поиску новых средств и сил, обновляющих саму государственно-административную систему, «выбраковывая» старое и отжившее и, тем самым, обеспечивая механизм ее развития и адаптации к новым, изменившимся условиям.
Заключение
С целью избегания деструктивных конфликтов или отрицательных последствий конфликта интересов муниципальных служащих, требуется комплекс мер уже на начальном уровне подбора и расстановки кадров. Данный комплекс должен включать рекомендации, ограничения и запреты как для самих служащих, так и для их работодателей. Это и запрет на реализацию действий, приводящих к конфликту интересов работников муниципальной службы, и ограничение привлечения к исполнению профессионально-статусных функций муниципальных служащих, у которых замечен конфликт интересов. Сюда относится и раскрытие информации об имеющемся или возможном конфликте интересов чиновников и соблюдение добросовестности при возникновении таких ситуаций.
В целом, конфликт-менеджмент в сфере муниципальной службы, прежде всего, предполагает недопущение конфликта интересов, что достигается путем возложения на муниципальных чиновников и сотрудников частных компаний обязанности предоставлять информацию о своей деятельности, которая может привести к конфликту интересов.
В заключение следует сказать о необходимости и важности формирования адекватной интересам муниципальных служащих и общественным интересам внешней и внутренней среды муниципальной службы, профессиональной личности чиновника в органах местного самоуправления, в основе мотивации которого будут находиться: уважение гражданских прав и свобод личности, принципы служения обществу, отдельным социальным группам, улучшение их благосостояния и удовлетворение общественных интересов.
Литература
1. Гафиатулина Н.Х., Олишевский Д.П. Социально-политические процессы: вопросы прогнозирования // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. М., 2015. №11 (78). С. 110.