Файл: Конфликты, возникающие в профессиональной деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Определение, виды и последствия конфликта
1.2 Причины и последствия конфликтов
Глава 2. Особенности конфликтов в государственном управлении и способы их урегулирования
2.1. Роль конфликтов в государственной сфере
2.2. Типология государственных конфликтов
Глава 3. Управление конфликтами в сфере органов государственной региональной власти.
- конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека)[9].
Особенности данных конфликтов заключаются в том, что конфликты в сфере государственного управления связаны, в первую очередь, с правовыми отношениями сторон. Субъекты конфликта обладают определенными правовыми признаками, и их несоблюдение может повлечь за собой юридические последствия.
В первую очередь, государство призвано распределять материальные ресурсы. Эти ресурсы огромные, что порождает противоречия. К тому же структуры органов государственной власти является функционально раздробленной, и часто отдельные региональные структуры дублируют функции других структуру, в том числе и вышестоящих.
В государственной сфере сегодня можно отметить постоянную конкуренцию и лоббистские методы представительства групповых интересов, где теневые структуры оспаривают решения официальных полномочных центров принятия решений.
В общем, ученные выделяют различные классификации и виды конфликтов в сфере государственного управления. Приведем одну из типологий в качестве примера.
- Конфликты между политическими и государственно-административными структурами и субъектами управления. Такой конфликт чаще всего возникает в переходный период, при смене власти в государстве. Существующая власть, как правило, подвергается мощному давлению со стороны оппозиции. Особенно острым конфликт в данном случае будет тогда, когда оппозиция, будет идти против политического курса правящего режима.
Как правило, подобные конфликты быстро гасятся политическими структурами с помощью рычагов вертикального давления. Если же такой конфликт погасить не удалось, и оппозиция оказалась сильнее, может возникнут острое противоборство, результатом которого может стать падение существующего политического курса.
- Конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов. Здесь главным источником противоречий являются противоположные стремления сторон. Например, государство пытается усилить контроль, а подведомственные ему министерства – освободиться от чрезмерной опеки. Чаще всего подобные конфликты вызываются стратегическими макроэкономическими действиями государства или активностью определенных групп интересов.
Сложнее отношения между государством и частным сектором. Причинами конфликтов здесь могут стать:
- неполное исполнение государством своих обязанностей (создание, например, четкой правовой базы и соответствующего надзора),
- монополизм на рынке определенных услуг,
- коррумпированность государственных чиновников,
- разрешительный характер учреждения частных структур и пр.,
- неразвитость и неорганизованность субъектов частного сектора, не способных отстоять свои интересы в споре с государственными органами.
- Конфликты между государственными органами и другими организационно оформленными звеньями управления проистекают из такой практики управления, как «секторизация», которая означает, что различные ведомства имеют склонность формировать автономные программы своей деятельности, не всегда совпадающие с общегосударственными программами.
4. Конфликты между государственными органами центрального, регионального и местного уровней относятся, как правило, к области нормативно-юридических конфликтов компетенционного характера. Причина их – неточные, неопределенные нормативные характеристики прав, обязанностей, ответственности и взаимоотношений между органами государственной власти и местным самоуправлением. Обострению противоречий между ними способствует отсутствие соответствующих законов, необходимых для регулирования конфликтов и разрешения проблемных ситуаций.
5. Внутриорганизационные конфликты в государственных учреждениях по своей природе мало чем отличаются от аналогичных конфликтов в организациях частного сектора. Выделим главное. Для государственных организаций характерно строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, закрепляющими определенную иерархию власти. Благодаря этому деятельность организации становится скоординированной и предсказуемой. Наличие структурных нормативных правил гасит и ослабляет возникающее напряжение.
Большинство конфликтов в административных организациях носит рациональный характер. Поскольку каждое подразделение создается под какую-то цель, часто цели и задачи подразделений могут оказываться противоположными или конкурирующими, поскольку объективное противостояние целей может привести к так называемым позиционным конфликтам.
Это конфликты между различными подразделениями, которые в, свою очередь, делятся на конфликты между представителями администрации и специалистами за усиление влияния в организации, конфликты между непосредственно конкурирующими подразделениями за большее влияние на руководство, повышение своего статуса и веса.
И, наконец, конфликты по поводу средств и методов руководства. Часто неоправданная жесткость, недоверие, неуважение к членам группы могут спровоцировать враждебность и конфликтное столкновение.
6. Конфликты между государством и населением. Если государственная власть не отвечает интересам народа, не обеспечивает эффективность управления, то она теряет авторитет у населения. Падение авторитета власти, ее престижа, утрата общественного доверия – это острые сигналы конфликта между властью и обществом[11]. Наиболее характерный конфликт – гражданское неповиновение, массовые протесты, выступления, демонстрации, пикетирование, забастовки. Еще опаснее создание альтернативных структур власти, незаконное наделение теми или иными правами общественных объединений, съездов, национальных конгрессов, формирование вооруженных отрядов. Все эти действия свидетельствуют о недоверии официальным властям и стремлении решать дела по собственному усмотрению. В этой связи резко обостряется проблема легитимности в ее теоретическом и прикладном аспектах.
7. Конфликт между чиновниками и гражданами. Государство реализует свои функции через государственную службу. Обеспечивая результативность органов государственной власти, содействуя реализации законов, защищая права и законные интересы граждан и, тем самым, связывая общество и государство, государственная служба призвана отвечать за прочность и стабильность государственной жизни, реализацию на деле демократической сущности государства, поддержание жизнедеятельности и устойчивости общества в целом[2]. Но, когда государственные чиновники подменяют служение общенациональным интересам своими корпоративными интересами, мы получаем один из самых значительных видов конфликтов в системе государственного управления – конфликт между гражданами и государственными служащими, поскольку нарушается система обратных связей между обществом и государством.
Таким образом, конфликтов в сфере государственного управления огромное множество. В целом, они играют чрезвычайно важную роль. Они сигнализируют власти и обществу о существующих противоречиях, требующих своего разрешения, о несовпадении позиций граждан, о существующих разногласиях; заставляют власти пересматривать свои цели, решения, курс в целом; стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть определенное возбуждение и трудности в управленческом процессе. Они также способствуют поиску новых средств и сил, обновляющих саму государственно-административную систему, «выбраковывая» старое и отжившее и, тем самым, обеспечивая механизм ее развития и адаптации к новым, изменившимся условиям.
2.3 Зарубежный и отечественный опыт регулирования конфликтов в деятельности органов государственной власти
Рассмотрим зарубежный опыт урегулирования конфликтов в сфере государственной власти.
Шведский опыт в разрешении конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.
Для успешного применения шведского опыта кроме изменения системы финансирования уровней власти, необходимо изменить менталитет государственных и муниципальных служащих. В первую очередь руководителей.
В России сложилась система оплаты централизованно фиксированная.
В Швеции (как по сути и в России) выделяется определенный объем денег и на местах определяются необходимое количество служащих, позволяющих эффективно выполнять поставленные задачи и иметь достаточную заработную плату.
Индивидуальные должностные инструкции имеются у каждого служащего, например у секретаря руководителя, но результат бывает разный и оплата строится в зависимости от результата. В рамках одной должности введены 4 категории (разряда) с разной заработной платой.
В Швеции в государственной службе существует система оценки деятельности в виде собеседований руководителей с подчиненными. Собеседование проводится по определенной анкете, которая заполняется, как руководителем, так и подчиненным. Если собеседование ежегодное, то такую форму анкеты можно назвать годовой контракт и он является планом для сотрудника, не являясь официальным документом.
Рассматривая вопросы мотивации для сотрудников, основным было выявлено:
- карьерный рост;
- возможность влиять на решения.
При этом жизненная ценность организации должна быть знакомой не только служащим, но и окружающему населению.
Для объективной оценки деятельности персонала предлагается разрабатывать много критериев, и они должны быть комбинированы.
Основные критерии (для примера):
- результаты деятельности сотрудников (по объему);
- количество принятых клиентов;
- количество предоставляемых услуг;
- соблюдение режима работы;
- скорость выполнения работы;
- всегда ли доступны населению;
- Насколько популярны (приходит ли население к сотрудникам органов власти);
- Удовлетворение от работы со стороны клиентов и руководителя (прямая и обратная связь).
При работе в малых группах было выявлены проблемы, затрудняющие быструю реализацию опыта Швеции.
а) Изменение менталитета (начинать надо лично с себя).
1) Определить цели и задачи организации (личные), краткосрочные, долгосрочные (карьерный рост), методы реализации.
2) Определить ценности организации, свою роль, место статус, корпоративную принадлежность, значимость.
Решение задачи: Выполняя качественно работу, повышаем престиж организации
б) Система заработной платы (мотивация и вознаграждение) [4].
Применение индивидуально-дифференцированной системы оплаты труда.
Этому предшествует анализ должностных инструкций (регламентов) с дальнейшим устранением дублирующих функций, определение главных и второстепенных функций для конкретного сотрудника, перераспределение функций каждого сотрудника в соответствии с основными целями организации, выработка системы окладов по должностям. Стимулированию по эффективности труда, качеству приобретения новых навыков в работе и развитию индивидуального профессионального уровня госслужащих способствует создаваемый стабилизационный (премиальный) фонд состоящий из двух разделов: первый, фиксированный (квалификационный разряд (надбавка за сложность, за стаж) и второй - гибкий (надбавка за особые условия службы, срочность и высокое качество исполнения, составление планов работы и последующий отчет (анализ) исполнения).
в) Организация системы проведения собеседований.
Можно, но внедрение должно быть централизованно.
г) Как можно добиться повышения эффективности своей работы?
Через социальные льготы, карьерный рост, материальное вознаграждение, выделение (оглашение фамилий) специалистов на совещаниях, СМИ и т.п.
Развитие компетенции в настоящее время связывают с институциональным развитием, то есть развитием организации в целом. В процессе развития компетенции важно изменение взглядов на основе получаемых знаний, информации, но не на фрагментарной основе, как применялось ранее, а на основе системного анализа. Квалификационная способность специалистов рассматривается, как способность выполнять обязанности (предоставлять услуги), с умением входить в контакт.
В 70-х годах в Швеции существовала ситуация, когда для того, чтобы на государственной службе занять ту или иную должность необходимо было иметь соответствующее образование, а основным условием, чтобы они предоставляли услуги более качественно, было обучение, повышение квалификации в учебных заведениях. Эта ситуация сейчас наблюдается в России.