Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Основы менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
Введение
Причина выбора данной темы курсовой работы вызвана интересом, связанным с обучением и познанием интересных фактов и понятий об этом предмете.
Менеджмент играет важную роль в организации. Управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий персонала.
Быть руководителем хочет практически каждый. Да, действительно, в работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной.
Целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.
Каждый предприниматель может иметь собственное дело или может помогать создавать бизнес другим предпринимателям.
Право на предпринимательскую деятельность является одним из фундаментальных прав человека и защищено ст. 34 Конституции России. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.
Предприниматель — энергичный, деловой человек, обладающий квалификацией, владеющий материальными ценностями и финансовыми ресурсами и использующий их для организации своего дела (бизнеса). Он может персонифицироваться как в собственника имущества и капитала, так и в менеджера, специалиста. Предприниматель может реализовать свои способности индивидуально и коллективно.
Целью настоящей работы является анализ сущности и характерных функций менеджера как предпринимателя.
Цель работы позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе, а именно:
1. Рассмотреть понятие менеджера как руководителя;
2. Раскрыть сущность предпринимательства;
3.Дать характеристику взаимосвязи менеджера и предпринимателя.
Глава 1
1.1. Понятие менеджмент
Менеджмент — важнейшая составная часть управления, предмет
которой составляют социальные отношения в процессе управления
[[1],с.6].
Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента [[2], с.2].
Общие принципы менеджмента:
принцип эффективности — главный общий принцип
менеджмента и принцип рыночной экономики;
социальной ответственности предпринимательства и
менеджмента;
разграничения функций государственного, политического
и хозяйственного управления;
ориентации на потребителя (маркетинга);
конкуренции (конкурентоспособность фирмы): ценовая
и неценовая, функциональная, внутрифирменная и межфирменная;
системности;
деловой этики (честность и соблюдение законов, обеспечение
качества продукции, норм безопасности труда, правдивость
рекламы, защита окружающей среды и т. п.);
предпринимательского риска;
предпринимательской тайны:
— промышленной;
— коммерческой;
— финансовой [[3], с.57-58].
Система менеджмента — совокупность методов,
приемов, способов, средств и реализуемых с их использованием
процессов управления организацией.
В системе менеджмента, как и в системе управления,
выделяют отдельно рассматриваемые подсистемы — оперативную
(иногда также тактическую) и стратегическую [[4], с.14].
Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют
универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства.
К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность [[5], с.12].
Применительно к управлению предприятиями
торговли выделяют обычно такие частные принципы, как
ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность
управленческих процессов
Применительно к менеджменту методологический подход означает
использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления [[6], с.14].
Системный подход основан на системном анализе [[7],с.15].
В ряде случаев системный подход требует рассмотрения в единстве
организации и среды, в которой она существует.
Важное место в системном подходе занимает понятие «структура»
— совокупность компонентов системы и их связей, определяющих
внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы [[8],с.16].
Если организация управления эффективна, то в
ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов,
и в результате появляются многие возможные дополнительные
выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение
объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности,
удовлетворение работников, рост организации и т.д.
Программноцелевое управление начинается с выявления и четкой
постановки конечных целей. Цели обычно отражают желаемую
ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной
ситуации через определенный период времени, после решения
ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой [[9], с.18].
Системный подход в ряде случаев дополняется ситуационным.
Ситуационный подход способствовал дальнейшему развитию
теории управления, позволив использовать возможности прямого
приложения науки к конкретным ситуациям и условиям [[10] , с. 20].
Серьезные различия между организациями, которые обычно называются ситуационными переменными, распадаются на две основные категории: внутренние и внешние переменные [[11],с.22].
Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали,
что окружение современных организаций изменяется с нарастающей
скоростью.
К внешней среде прямого воздействия относятся:
поставщики, государственные органы, потребители, конкуренты трудовые ресурсы. [[12], с.24].
К внешней среде косвенного воздействия относятся:
технология, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы.
Маркетинговый подход обычно выделяется как один из современных методологических подходов [[13], с.25].
Этот подход определяют как ориентацию управляющей подсистемы
на потребителя.
Комплексный подход. Применение этого подхода при принятии
управленческих решений сводится к учету важнейших факторов
внешней и внутренней среды.
Функции управления — это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления.
Функции управления подразделяются на общие (или основные),
специальные и частные [[14], с. 27].
Адаптацию к внешней среде следует понимать как действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации
с ее окружением. Для торговой организации — это ее отношения с
поставщиками, которые определяются высшим руководством власти,
в то время как тактика часто вырабатывается на уровне руководства
среднего звена [[15], с.28].
Современным и наиболее общим является следующее определение:
инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий и организационных форм [[16], с.9].
1.2. Менеджер
Чаще всего под менеджером понимают профессионального
руководителя, владеющего современными научными методами
управления [[17], с.11].
Руководители — это исполнители, они проводят решения в жизнь. И понимание ситуации, не ведущее к действию, бесполезно для руководителя. Но прежде чем приступать к действиям, руководитель должен составить план. Необходимо продумать желаемые результаты, возможные препятствия, будущие коррективы, этапы контроля и распределение рабочего времени [[18], с.125].
Специфика российского менеджмента состоит в необходимости
учета отечественного менталитета, его полярности и крайности, а также
дуализма, сочетающего коллективизм и индивидуализм с проявляющейся все больше тенденцией неуклонного движения в сторону последнего. Развивающийся индивидуализм, все большая ориентация на личность, требуют адекватного отражения в российском менеджменте деловых качеств и личных способностей и профессиональных навыков при оценке потенциала отечественных менеджеров [[19], с.23].
Влияние технического прогресса, появление новых информационных технологий и развитие интернетизации бизнеса также вызывают к жизни новые инструменты менеджмента, такие как: управление электронной цепочкой поставок, система планирования ресурсов предприятия (ERP), система CRM (управление взаимоотношениями с потребителями), аутсорсинг, создание технологически ориентированного рабочего места, краудсорсинг и пр.
[[20], с.24].
Менеджер владелец (при индивидуально частной собственно¬
сти) обязан обладать всеми внедолжностными полномочиями в принятии управленческих решений; должен обладать психологией хозяина; преследовать определенную цель — обеспечение прибыли от
работы фирмы; нести всю имущественную ответственность; полностью распоряжаться прибылью; иметь возможность проявлять разную степень патернализма в работе («Фирма — мое детище»); должностной статус — президент, генеральный директор.
Менеджер совладелец (при паевой или акционерной собственности) должен обладать частью внедолжностных полномочий в принятии управленческих решений и психологией совладельца; обеспечивать работой сотрудников так, чтобы была возможность получать дополнительную прибыль [[21],с.12].
Исследователи к чертам, способствующим успешной управленческой карьере, часто относят: уверенность менеджера в
себе, энергичность, инициативность, эмоциональную стабильность,
устойчивость к стрессу, интернальный локус контроля [[22], с.45].
1.3. Предприниматель
С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются
акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли.
Формирование предпринимательского сектора страны в
90-е гг. осуществлялось путем приватизации и акционирования
государственных предприятий, а также создания малых
предприятий (МП) [[23], с.67].
В широком смысле коммерция – это любой вид предпринимательской деятельности в сфере обращения товаров, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов, рабочей силы [[24], с.150].
Конкуренция — это экономическое соперничество изготовителей
одинаковых товаров на рынке в процессе привлечения как можно
большего числа покупателей и получения благодаря этому максимальной выгоды.
Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе.
Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий — изготовителей продукций, а через
них — до поставщиков ресурсов [[25],с.19-20].
Основными и обязательными признаками предпринимательской
деятельности являются:
1) самостоятельность;
2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли;
3) систематический характер получения прибыли;
4) хозяйственный риск;
5) факт государственной регистрации участников.
Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской
[[26], с.13-14].