Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В кратком психологическом словаре приведено следующее определение эмоций: «Эмоции человека - это особые чувства к предметам, отвечающим его самым высоким потребностям. Эмоции могут включать в себя активность по отношению к определенным условиям (страх, гнев), определенные достижения в деятельности (радость, печаль), текущим или возможным ситуациям и так далее.»

Иследователь Д.Гелернтер [37] отмечает: "Эмоции - это не дополнительный инструмент познания, не дополнительный способ мышления, не образ мышления, не фундаментальная основа процесса мышления." Все его коллеги, и особенно он сам, показали, что адекватное поведение и обучение будут невозможны, если процесс познания отделится от эмоций.

Взяв за основу эти эксперименты, Д. Гелернтер разработал теорию, в которой говорится, что с помощью эмоций мы получаем основные критерии для принятия обдуманных решений различных ситуаций. С плохо развитой эмоциональной сферой очень непросто существовать в социуме. С помощью эмоций,которые испытывает человек, можно понять, что находится в его сознании. Если взять все эмоции человека и соединить вместе - то образуется эмоциональная сфера личности. Внутренняя регуляция психических процессов поведения, связанных с эмоциями, влияют на личность.

В группу эмоций входят чувства, настроения, переживания, влияния. Все они входят во все процессы психического состояния человека. Характеризуются эмоции, в частности, несколькими ярко выраженными отличительными чертами: полярностью, модальностью, динамизмом. Главной основой сферы эмоций являются прямые эмоции, потребности и чувства.

Базисом эмоциональной сферы являются прямые эмоции, переживания и потребности. Эмпатия выполняет защиту и творческую функцию, тем самым делая внешнее воздействие когнитивно личным. Во всей структуре эмоциональной сферы необходимо отметить сенсорную систему, позволяющую дошкольнику с ДЦП общаться со всем миром посредством зрительного восприятия или слухового ощущения.

Со временем у детей происходит постепенное упрощение эмоциональных механизмов, представляющих собой замкнутые структуры.

В эмоциональном развитии есть сложные ступени, которые можно выделить. Это разделение и упорядочивание эмоций. Ознакомившись с работами Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. можно сделать вывод, что «эмоции – это реакция человека, которая защищает от воздействия внутренней и внешней среды, а чувства – это непосредственное выражение переживаний человеком на окружающую среду» - говорят авторы [8,15,31]. Эмоциональные реакции являются реакцией человека, защищающей его от влияния внешней среды. Таким образом эмоциональную сферу можно определить, как сочетание личных волнений и переживаний относительно окружающей среды [2].


Эмоции являются основной составляющей в духовной жизни человека и ребенка. Богатство эмоциональных переживаний поможет детям глубже понять окружающую среду, более чутко понять человеческий опыт, межличностные отношения. У детей более развита, чем у взрослых, интуитивная способность воспринимать эмоциональное состояние других, поэтому на этом этапе развития детям важно сосредоточиться на эмпатии, обеспечивающей общительность, и регулировать эмоциональное состояние. Рубинштейн [50] выделял три уровня эмоционального настроения.

Первый уровень – органическо - эмоционально - чувственный (чувства физического удовольствия и недовольства). Он включает в себя объективные эмоции, соответствующие второму уровню, восприятию и объективным действиям. Второй уровень - это эмоция, отражение осознания опыта, отношения человека к окружающей среде. Важно отметить, что основное проявление выраженности эмоций находит в том, что эмоции ограничены в зависимости от тематической сферы, связанной с ними. Эти чувства делятся на интеллектуальные, эстетические и моральные (любовь или ненависть к конкретному человеку, обида на поступки). Третий уровень - обобщенные эмоции (ирония, возвышенность, трагичность), указывающие направление человека в его мировоззрении.

По сути, в типологии С. Л. Рубинштейн дал картину эволюции эмоций, в результате чего в нее вошли первые неразрывные чувства удовольствия – недовольствия.

Можно сказать, что эмоции согласуются с компенсацией или недостаточностью желаний ребенка. План представлений формирует развитие сферы эмоций. Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Вся деятельность ребенка имеет эмоциональную окраску, все что он представляет на протяжении своего возраста эмоционально окрашено.

Все, в чем участвует дошкольник (игры, рисование, лепка, уроки музыки, подготовка к школе, помощь маме с домашними делами и так далее) должно желательно иметь эмоциональный оттенок, и если этого не произойдет, продуктивной деятельности не будет или будет быстро разрушаться. Ребенок, в зависимости от возраста, не может делать то, что ему неинтересно. "Появление эмоционального ожидания последствий своего поведения, самооценки, сложности и осознания переживаний, обогащение эмоциональной сферы новыми эмоциями и мотивами - неполный перечень характерных черт личностного роста в дошкольном возрасте" [10].

Между полушариями существуют тонизирующие декомпозиционно-регуляторные отношения. Правое полушарие лучше реагирует при явных проявлениях эмоций, в то время как левое лучше реагирует в конфликтной ситуации, требующей анализа и обоснованного решения. Ученые-физиологи Дэвидсон и его коллеги отмечают, что «правое полушарие в основном связано с оценками неприятных, страшных состояний, а левое с приятным и смешным».



В связи с вышесказанным эмоции делятся на два полярных класса. Положительные эмоции, вызванные благотворными эффектами, побуждают человека сохранять, достигать и защищать их. Негативные эмоции стимулируют деятельность, направленную на предотвращение вредных воздействий. Выполняя положительную и отрицательную функцию, эмоции способствуют обучению полезным способам поведения и ликвидации того, что себя не оправдывает.

Негативную эмоцию можно охарактеризовать как предупреждение организма на какую либо возможную опасность, реакция на неприятные окружающие факторы.

Положительная эмоция - признак возвращения благополучия. Очевидно, что последний сигнал не нужно долго слышать, потому что эмоциональная адаптация к лучшему происходит быстро; сигнал тревоги должен быть поставлен до тех пор, пока опасность не будет устранена. Зная важность как положительных, так и отрицательных эмоций, нельзя недооценивать последнее. Поэтому у детей должны развиться как положительные, так и отрицательные эмоции.

В то же время следует помнить, что в данном исследовании важно уметь переходить от негативных эмоций к положительным эмоциям, так как для организма ценно не однообразно поддерживать положительные эмоциональные состояния, а потому, что для конкретного ребенка стоит поддерживать их постоянную динамику в рамках определенной оптимальной интенсивности. Если рассматривать работу психологов, то эмоциональная сфера определяется как одна из областей проявления темперамента и выражается в виде различных эмоций и чувств. Это особенности человека, характеризующие содержание, качество и динамику своих чувств и эмоций. Сложная, многоуровневая структура имеет эмоциональное пространство человека и включает в себя эмоции, эмоциональные состояния и чувства. Эмоции могут безошибочно показать реакцию чеовека на его внутренние беспокойства и внешние раздражительные факторы, субъективный цвет которых ярко выражен, и эмоции выражены странно.

Изучив и проанализировав особенности эмоций, предложенные авторами, решила сосредоточиться на определении эмоций как особого класса психических процессов и человеческих состояний, которые включают такие характеристики, как распознаание эмоций, различные эмоциональные представления, способность человека к произвольному выражению эмоций и чувств. В процессе общения детей между собой и родителями, эмоции играют огромную роль в обучении и воспитании, играют важную роль в вовлечении памяти, в механизмах формирования новых навыков детей дошкольного возраста.


Итак, эмоциональная сфера – это выражение различных эмоций и чувств. Эмоции и чувства являются основой духовной жизни людей. Эмоции делятся наположиельные и отрицательные: положительные эмоции вызываются, к примеру, приятными успехами в чем – либо, побуждают человека вновь достигать своих целей; отрицательные эмоции помогают нивелировать внутренние и внешние раздражительные воздействия. Поэтому эмоции играют очень важную роль в жизни людей. Испытывают отрицательные и позитивные эмоции все люди, это смело можно назвать врожденной функцией и потребностью организма. Свое восприятие мира, собственное отношение к окружающей обстановке и окружающим ребенка людям, дошкольник с ДЦП выражает через эмоции, оценивает происходящее и тем самым приспосабливается к социальным условиям жизни.
1.2 Эмоциональня сфера дошкольников с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, при котором движения ребенка ограничены или вовсе отсутствуют. Поддержание вертикалной позы дается с трудом, так же как и ходьба. ДЦП формируется из-за пороков головного мозга до рождения или сразу после. Факторы, которые мешают развиваться головному мозгу ребенка, влияют на плод во время беременности или в первые недели после рождения.

В настоящее время наиболее употребима Международная классификация форм ДЦП. Она включает три основные группы:

1. Спастические формы: мышцы неэластичны (спастичны) и слабы.

Жесткость иногда поражает различные части тела (диплегия, тетраплегия, гемиплегия).

2. Дискинетические формы (атетоиды): нарушение произвольного мышечного контроля, нарушающее поддержание правильной осанки. Для дистонии характерен вязко-пластический мышечный тонус и дистонические позы (например, в положении лежа ребенок расслаблен и спокоен, когда начинает совершать произвольные движения, например, когда начинает протягивать руку маме – тонус начинает сразу меняться, руки не «подчиняются», ребенок долго пытается дотянуться и в итоге отступает), медленные, повторяющиеся движения, затем быстрые а потом вновь замедленные. Мышечные сокращения могут быть болезненными.

3. Атаксическая форма: плохая координация, мышечная слабость, проблемы с контролем и координацией движений ребенка, особенно выраженные при ходьбе.

У детей с ДЦП развитие и формирование сферы эмоций отличается от детей с нормальным развитием. Это связано с тем, что при формах церебрального паралича
существует органическое поражение мозга, и из-за этого получается другое эмоциональное состояние.

В дошкольном возрасте наблюдается повышенная эмоциональная чувствительность к внутренним и внешним раздражителям. У детей с ДЦП очень труд отследить нормальное разделение эмоций. Дошкольники раздражительны, агрессивны, с огромным наличием страхов.

Ребенок, который имеет нарушения опорно-двигательного аппарата начинает осознавать свои нарушения примерно в 6 лет из-за того, что начинают развиваться комплексы. На самом деле это можно отнести к вторичной эмоциональной депрессии.

Гиперкинетический синдром у маленьких детей проявляется в том, что они адекватно реагируют на новое состояние и беспокоятся. При этом наблюдается склонность к невротическим расстройствам. Кроме того, неправильное развитие личности угрожает развитию тревоги и сомнений.

По мнению многих авторов, дошкольники с ДЦП выражают сильные протесты, гуляют и смотрят со злостью на сверстников в игре при повышенной гиперкинезии. Многие дети при поступлении в больницу для лечения имеют симптомы, которые возникают из-за несовместимости с психическим возбуждением и другими нарушениями.

В итоге, в медицинской картине данной вариации станут видимы симптомы незрелости, распространенности чувственной и волевой – сильно обнаруженная игровая деятельность, внушительность и воплощенность возможности к волевым деяниям. «Особенностью инфантилизма в этой популяции детей будет в его органической окраске» [34].

Однако, дети с трудной степенью двигательного нарушения более восприимчивы к воздействию не очень благоприятных моментов общественной и психической среды. Это связано с их задачами в общественной сфере контактов.

Огромную роль в становлении эмоционалной сферы детей с ДЦП играет семья. Нарушения в развитии детей очень сильно отличаются своеобразием и находятся в зависимости от окружающих близких людей.

Когда у дошкольников с ДЦП формируется личность, параллельно у них формируются эмоции. Вследствие чего ребенок становится зависимым от общения и нахождения рядом со своей мамой в большей степени.Бывают матери, которые имеют трудости собственной эмоциональной сфере (послеродовая травма, психические нарушения и др.), в последствие чего их дети могут «заразиться» от их негативных эмоций.