Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Основы правового регулирования рекламы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1018
Скачиваний: 14
Нормами федерального законодательства «О рекламе» поставлены цели развития рынков товаров, услуг, работ, а именно соблюдение принципов добросовестной конкуренции, обеспечение единства российского экономического пространства, реализации прав потребителей на получение достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, пресечения фактов распространения, производства, размещения ненадлежащей рекламы.
Закон «О рекламе» является комплексным, так как регулирует совокупность отношений, возникающий в процессе рекламной деятельности. Данный закон определяет понятие, права, обязанности, ответственность, требования, предъявляемые к рекламе и ряду других вопросов рекламной деятельности.
В нормах федерального законодательства о рекламной деятельности, в статье 4, определено, что правовое регулирование данной деятельности обеспечивается Законом «О рекламе». Отношения, которые возникают в процессе размещения, распространения, производства рекламы могут регулироваться и иными нормативными и правовыми актами[6].
Государственное регулирование рекламной деятельности подразделяется на организационное и нормативное.
Определяя лицо, которое подлежит привлечению к ответственности, согласно нормам административного законодательства РФ за ненадлежащую рекламу, возникает вопрос об адресности предписания, которое дает Федеральная антимонопольная служба РФ о прекращении нарушении законодательства о рекламе.
Нормативное регулирование осуществляется на основании установления в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности, ответственность за нарушение этих правил. Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых Федеральная антимонопольная служба, возбуждающая, и рассматривающая дела по признакам нарушений законодательства о рекламе.
Подводя итог изложенному в главе, можно сделать следующие выводы.
Основным специализированным нормативным актом, регулирующим рекламную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ. Как акт специального законодательства, он имеет приоритет над общеправовыми предписаниями. Он содержит как дозволительные нормы, так и запреты, которые носят абсолютный характер или касаются отдельных видов рекламы. Данный закон регулирует положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности, содержит нормы и определения, касающиеся рекламы, общих и специальных требований к рекламе, контроля за соблюдением законодательстве о рекламе и ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Законодательство о рекламе относится к исключительному ведению РФ в той части, в которой оно связано с установлением правовых основ единого рынка. Отдельные аспекты рекламной деятельности могут регулироваться актами субъектов РФ и муниципальных органов. Отношения, связанные с рекламной деятельностью, могут регулироваться и подзаконными актами, а также затрагиваться иными законодательными актами.
Согласно нормативному определению, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Обязательным признаком рекламы является её распознаваемость, то есть потребителю должен быть понятен характер информации.
Рекламу нужно отличать от сходных видов информации. В частности, не может являться рекламой информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с законодательством. Например, не могут признаваться рекламой вывески, размещённые на здании, где находится организация. Также не относится к рекламе информация, размещённая в силу обычая делового оборота, например, на официальном сайте организации, если она не направлена на выделение товаров или организации среди однородных товаров или организаций.
Глава 2. Субъекты рекламной деятельности и основные требования к рекламе
2.1. Правовой статус субъектов рекламной деятельности
Субъекты рекламной деятельности, по большему счёту представляют собой, участников рекламных правоотношений. При этом разнообразный характер правовых связей в рекламе определяет различие самих участников и правового положения (статуса) субъектов, совокупность их обязанностей и прав, которые регламентируются все отрасли права.
Деятельность участников рекламного рынка напрямую связана с реализацией рекламных услуг, работ и посреднической деятельности в них.
Рекламная деятельность представляет собой специфический вид предпринимательской деятельности, осуществляемый только коммерческими организациями на профессиональной основе, и включает в себя[7]:
— обработку, сбор, хранение, накопление, поиск, предоставление и
— распространение потребителю документированной информации; изготовление рекламных роликов;
— рекламная деятельность;
— рекламные услуги (брифинги, презентации, пресс-конференции, дублирование или демонстрация рекламных роликов, размещение рекламы в СМИ).
Очевидным, является факт того, что законодательством о рекламе выделяются только основные участники рекламной деятельности. Среди них необходимо выделить рекламопроизводителя, рекламодателя, рекламораспространителя, спонсирующей стороны, потребителя рекламы и антимонопольные структуры.
Обобщенные правовые аспекты статуса, а также количественный состав участников рекламных отношений раскрываются в предпринимательской деятельности, которая осуществляется на рынке рекламы, представляющая собой комплекс отношений по созданию информационных ресурсов, производству рекламной продукции, выполнению работ и оказанию услуг рекламного характера. Рекламный рынок сформирован разными правоотношениями, которые возникают между рекламопроизводителем, рекламодателем и рекламораспространителем.
В это же время предпринимательство является фундаментом для определения субъектного состава участников рекламной деятельности.
Данный подход в существенной мере расширил представление о круге возможных участников рекламной сферы и помимо указанных выше категорий позволил выявить и других лиц, в частности, органы саморегулирования, посреднические организации, которые не получили самостоятельного и специализированного правового регулирования в Законе «О рекламе»[8].
В научной литературе даже предложены отдельные классификации субъектов рекламных отношений, которые обуславливают обобщенное представление, в том числе по отношению к информации, являющейся основным объектом в рекламе.
В частности, основываясь на информационном подходе, предлагают все субъекты поделить на три группы:
1) производители;
2) собственники информации, правообладатели;
3) потребители.
В свою очередь, общеправовой критерий позволил выделить наиболее широкую «картину» и сделать выводы, что к таковым могут относиться и Российская Федерация; субъекты РФ; муниципальные образования; граждане и другие физические лица; коммерческие организации; общественные объединения.
Таким образом, исходя из общих положений законодательства, касающегося регулирования предпринимательской деятельности субъекты рекламной деятельности — это юридические коммерческие лица и индивидуальные предприниматели с изначально общей правоспособностью и обладающие правом заниматься любой деятельностью, которая не запрещена законом, в том числе и размещением рекламы.
В легальном представлении рекламодатель — продавец или изготовителя товара либо другое определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Проводя сравнительный анализ определений, которые имеются в прежнем и ныне действующем законодательстве, специалисты полагают, что в Законе «О рекламе» 2006 г. «рекламодатель» в сравнении с его прошлым понятием сформулировано более конкретно и четко[9].
Рекламодателями могут выступать индивидуальные предприниматели, некоммерческие и коммерческие организации любых организационно-правовых форм. В качестве рекламораспространителей и рекламопроизводителей зачастую выступают организации в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. При этом часто рекламодателями являются некоммерческие организации, при этом в соответствии с некоммерческими целями деятельности они в основном делают заказ на политическую или социальную рекламу.
Как правило, рекламодатель — это инициатор рекламного процесса, который нуждается в рекламе, и заключает договор с рекламистом, в данном случае.
Необходимо подчеркнуть, что законодательством могут быть предъявлены особые требования к отдельным рекламодателям и источникам трансляции рекламы, в части представляемой для рекламирования информации.
Правовое положение участников рекламной деятельности регламентируются разными нормативными актами. Определяющими из них являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон «О рекламе», Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О средствах массовой информации».
Важную составляющую правового положения субъектов рекламной деятельности составляют конституционные обязанности и права.
В соответствии с Конституцией РФ, в данный перечень входит:
— право на занятие предпринимательской деятельностью;
— право на собственность;
— право на свободный поиск, передачу, получение, распространение и производство информации любым, не противоречащим закону способом;
— свобода художественного, литературного, технического и иных видов творчества;
— право на судебную защиту своих свобод и прав.
В основные конституционные обязанности субъектов рекламной деятельности входят:
— обязанность соблюдать Конституцию РФ и иное законодательство, регулирующее данный вид правоотношений;
— не нарушать свободы и права других лиц;
— своевременно осуществлять выплату налогов и сборов;
— не осуществлять деятельность, которая направлена на недобросовестную конкуренцию и монополизацию;
— исполнять судебные решения.
Гражданским кодексом РФ устанавливается следующий комплекс прав участников данного типа правоотношений[10]:
— право пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом;
— право заниматься любой деятельностью, которая не запрещена законодательством;
— право на создание юридического лица;
— право совершать сделки, которые не противоречат закону и принимать участие в обязательствах;
— права на средства индивидуализации и результаты интеллектуальной деятельности;
— право иметь другие имущественные и личные неимущественные права;
— защита личностных интересов и прав;
— право быть ответчиком и истцом в суде;
— право на защиту деловой репутации и пр.
К важным гражданско-правовым обязанностям необходимо отнести[11]:
— обязанность исполнять внедоговорные и договорные обязательства;
— обязанность не допускать злоупотребления тем или иным правом;
— обязанности по государственной регистрации реорганизации, создания, ликвидации юридических лиц, имущественных прав и сделок;
— обязательства юридических лиц перед участниками (акционерами, учредителями); обязанности соблюдать права потребителей и пр.
Обязанности и права субъектов рекламной деятельности, выступающих в роли налоговых агентов и налогоплательщиков, устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
Обязанности и права в сфере защиты личностных законных прав и интересов в судебном порядке устанавливаются Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Права и обязанности, которые связаны непосредственно с участием субъектов рекламной деятельности в административно-правовых отношениях, устанавливаются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти – Правительством РФ, Федеральной антимонопольной службой, Кодексом РФ об административных правонарушениях[12].
Весь комплекс перечисленных прав и обязанностей участников рекламной деятельности можно отнести к составляющим правового статуса общего характера. Специализированный правовой статус устанавливается главным образом Законом «О рекламе», Законом о СМИ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных органов власти в сфере распространения рекламы.
Основные обязанности рекламопроизводителей, рекламодателей и рекламораспространителей определяются Законом «О рекламе».