Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Основы правового регулирования рекламы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1022
Скачиваний: 14
К ним необходимо отнести[13]:
— обязанности соблюдать общие и специализированные требования к рекламе, которые устанавливаются законом и нормативными подзаконными актами;
— обязанность сохранять материалы рекламы или их копии, включая весь комплекс вносимых в них изменений, а также договоры на размещение, производство и распространение рекламы в течение календарного года со дня последнего распространения рекламы;
— обязанность рекламодателей предоставить рекламораспространителю подтвержденные документами сведения о соответствии рекламы требованиям законодательства, в том числе сведения об обязательной сертификации, о наличии лицензии, о государственной регистрации;
— обязанность представить в антимонопольный орган информацию, которая является необходимой для реализации им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и обеспечение его уполномоченным должностным лицам доступ к данной информации;
— обязанность исполнять предписания антимонопольных органов о прекращении нарушений законодательства о рекламе в сроки, указанные в предписании;
— обязанность рекламодателя, в случае признания рекламного продукта офертой, заключить договоры на указанных в рекламе условиях с любым, кто на неё отзовется, в течение 2-х месяцев со дня распространения рекламы или в другие сроки, которые непосредственно указываются в рекламе (статья 437 Гражданского кодекса РФ, статья 11 Закона «О рекламе»).
Рекламораспространители, средства массовой информации обладают также обязанностями и правами, которые предусматриваются Законом о средствах массовой информации.
К основным обязанностям и правам СМИ необходимо выделить следующие[14]:
— свобода учреждения средств массовой информации;
— право пользования, владения и распоряжения СМИ;
— право на распространение продукции СМИ;
— право на приобретение, изготовление, эксплуатацию и хранение технического оборудования и устройств, материалов и сырья, которые предназначаются для распространения и производства продукции средств массовой информации;
— обязанность не допустить злоупотребления свободой массовой информации;
— обязанность регистрации средства массовой информации;
— обязанность (для периодических СМИ) сообщить выходные данные;
— право на запрос информации о деятельности организаций и государственных, должностных лиц общественных объединений;
— обязанность сохранять конфиденциальность полученной информации;
— право редакции на профессиональную независимость.
Другие права и обязанности участников рекламной деятельности предусматриваются другими законами, нормативными подзаконными актами, нормативными локальными актами организаций (к примеру, корпоративными правилами, уставами), заключёнными договорами. Понимание определения значения и грамотное применение правового статуса, любого из участников данного вида правовых отношений являются залогом эффективной и безопасной деятельности субъектов рекламного рынка.
2.2. Общие и специальные требования к рекламе
Подводя итог изложенному в данной главе, можно сделать следующие выводы.
Общие требования к рекламе, которые закреплены в статье 5 Закона «О рекламе», представляют собой типичные правила, которым должна соответствовать каждая реклама в независимости от объекта рекламирования, типа рекламы, способов её распространения и выражения. Закон «О рекламе» регламентирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения и размещения рекламы.
Законом устанавливаются два обязательных критерия, которым должна соответствовать реклама.
Она, как и другие продукты рекламной деятельности, должна быть достоверной и добросовестной. Недостоверная и недобросовестная реклама не допустима[15].
Федеральным законом не раскрываются в полной степени понятия «достоверность» и «добросовестность», однако в нем приводится исчерпывающий перечень того, что в конкретной степени будет влиять на эти понятия.
Следует выделить, что имеют место некоторые сложности при применении данной нормы, поскольку большая часть требований несет в себе этико-нравственный подтекст. Таким образом, корректность рекламы, а также её соответствие множеству требований может оцениваться неоднозначно.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона «О рекламе» недобросовестной признается тот вид рекламы, который: - содержит в себе некорректные сравнения рекламируемых товаров с находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализуются другими продавцами[16].
Необходимо отметить, что законодательство не содержит разъяснений, что конкретно можно считать некорректным сравнением. В это же время некорректными можно признать случаи, когда без видимых оснований тот или иной товар именуется лучшим или высказаны предположения о том, что только данный товар обладает определенными свойствами и т.п.
Так, очень часто рекламодатель использует фразу «№ 1 в России» (шампунь, стиральный порошок, кофе) без подтверждения этого утверждения конкретными сравнениями с помощью разных экспертиз.
Реклама не должна порочить достоинство, честь и деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
Предусмотренное ст. 23 и 46 Конституции РФ право каждого на защиту своего доброго имени и чести, а также установленное ст. 152 ГК РФ право каждого на судебную защиту достоинства, чести и деловой репутации от распространённых, сведений, которые не соответствуют действительности, порочат являются необходимым ограничением для случаев злоупотребления данными правами.
Более того, в части 3 статьи 10 Конвенции о защите прав и свобод указывается, что осуществление права свободно выражать своё мнение может быть сопряжено с определенными условиями, формальностями, санкциями или ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе.
Таким образом, необходимо выделить, что требования достоверности и добросовестности при размещении рекламы защищают права конкурентов, потребителей, а также других субъектов рекламных правоотношений от противоправных действий рекламодателя, опираясь на моральные принципы, а также гражданско-правовые нормы защиты интересов этих лиц[17].
Кроме обязанностей достоверности и добросовестности реклама также должна соответствовать другим общим требованиям Закона «О рекламе», в противном случае, она будет признана ненадлежащей.
Комплекс требований необходимо связать с критикой, которой иногда подвергается рекламная информация, касающаяся демонстрации аморального поведения, вредных привычек и других негативных явлений[18].
Так, пп.1, 2 п.4 ст. 5 ФЗ запрещается с помощью рекламы побуждать к совершению противоправных действий, а также призывать к жестокости и насилию. Единственное к чему может побуждать рекламируемая информация – это приобретение товара. Хотя иногда вполне незамысловатый сюжет рекламного ролика, антимонопольные службы могут рассматривать как покушение на неотъемлемые человеческие ценности.
Использование против человека, даже в шуточной форме, приспособлений для ловли животных, причиняющих боль, является жестокостью, потому такая реклама должна быть прекращена.
Кроме этого, законом в пп.4 п.4 ст. 5 запрещается формирование негативного отношения к лицам, которые не пользуются рекламируемыми товарами, или осуждение таких лиц в рекламе.
Негативные реакции населения на демонстрацию вредных привычек в рекламе нашли свое закрепление в пп.4 п.4 ст.5 Закона «О рекламе»: запрещается демонстрация потребления алкогольной продукции и процессов курения, а также пива и напитков, которые изготавливаются на его основе.
Данное положение соотносится со специальными нормами Закона «О рекламе» - ст. 21-23.
Здесь же можно выделить, что законодателем предупреждается вмешательство в рекламные отношения органов местного самоуправления и государственной власти, либо их должностных лиц, не допуская с их стороны одобрения рекламируемых объектов (пп.2 п.5)
Этот запрет абсолютно справедлив, так как поддерживает определённый статус муниципальных и государственных структур, тем не менее, многочисленная судебная практика свидетельствует о частом нарушении этой нормы[19].
В этой связи можно привести пример рекламы одного из банков, в которой было указано, что данный банк вошел в число 25 кредитных организаций, которые получили поддержку Минфина. В рекламе одного из видов кваса имелось указание на то, что этот квас получил диплом Министерства сельского хозяйства на 13-й выставке «Продэкспо-2008» в номинации «Гран-при за лучший квас России». Упоминание о дипломе истолковывалось ФАС как указание на одобрение этого напитка Министерством сельского хозяйства РФ (Решение по делу № РЦ.08.09.04).
При этом, необходимо подчеркнуть, что и в том, и в другом случае информация являлась достоверной, правонарушающим фактом было именно указание на поддержку органа государственной власти.
Кроме этого, Закон «О рекламе» содержит языковые ограничения, которые предъявляются к любому виду рекламы[20].
Во-первых, что касается иностранного языка, п. 11 ст. 5 Закона «О рекламе» ограничивает его использование, реализуя защиту соблюдения требований законодательства РФ о государственном языке. ФЗ от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке РФ» определяет, что государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в наименованиях организаций всех форм собственности, а также в рекламе (п. 2, 10 ч. 1 ст. 3). В случае использования иностранного языка в подобных сферах тексты на иностранном языке должны идентично предоставляться и на русском языке (ч. 2 ст. 3). Указанные требования не распространяются на зарегистрированные товарные знаки и фирменные наименования (ч. 3 ст. 3).
В силу данной статьи, суд привлек к административной ответственности рекламораспространителя ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск», поскольку он разместил рекламу одного из ресторанов, которая была изготовлена на английском языке, без перевода на русский язык (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.12.2009 № Ф03-6910/2009).
Также пункт 5 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускает в самой рекламе применения иностранных выражений и отдельных слов, которые могут искажать смысл информации (пп.1 п.5)
Таким образом, из закона вытекает следующее, что не допустимо использовать только те иностранные выражения и слова, которые могут искажать информационный смысл. В соответствии с этим, если иностранные выражения и слова не искажают смысла, то они могут допускаться в российской рекламе. Однако, при этом остается неясным, как определить, искажается ли смысл рекламируемой информации. Законодатель относит решение подобных вопросов на усмотрение правоприменителя - экспертных советов ФАС[21].
В совокупность по отношению ко всей рекламной лексике, в Законе «О рекламе» предусматривается запрет на использование бранных слов, оскорбительных и непристойных образов, выражений и сравнений, в основе которых могут лежать профессиональные, национальные, возрастные, социальные, религиозные и другие различия. (п.6 ст. 5)
Отнесение рекламы в разряд нарушающих подобное требование является достаточно сложным процессом. Это можно объяснить тем, что некоторые рекламодатели вуалируют рекламу созвучными выражениями и словами или применяют образы, которые явно не нарушают подобный запрет, но в целом вызывают резонанс в социуме. Более того, зачастую рекламодателями используются молодежные просторечия типа: «обалдеть», «не тормози», что вполне допускается данной статьей, однако часто выражения выходят за границы дозволенного, но при этом эти границы законом, естественно, не определяются. В итоге, при квалификации этих нарушений ФАС поставлена в затруднительное положение.
Во избежание вредного воздействия рекламы не несведущих людей пп.4 п.5 ст.5 рассматриваемого закона устанавливается запрет на использование образов фармацевтических и медицинских работников, за исключением подобного использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно фармацевтические и медицинские работники, в рекламе, которая распространяется в местах проведения фармацевтических и медицинских выставок, конференций, семинаров и других подобных мероприятий, в рекламе, которая размещается в печатных изданиях, предназначенных для фармацевтических и медицинских работников. Этот запрет корреспондирует ст. 24 Закона «О рекламе», который определяет правила рекламы медицинской техники, лекарственных средств, медицинских услуг и изделий медицинского назначения, в том числе методов лечения, и ФЗ «Об обращении лекарственных средств».