Файл: Правовая политика в сфере обеспечения духовнонравственной безопасности в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-седьмых, принцип контроль. Деятельность по обеспечению культурно-нравственной безопасности контролируется на предмет законности и эффективности. Причем такой контроль обеспечивается не только государственно-властными субъектами, но и представителями общественности. Это позволяет исключить нецелесообразное нарушение и ограничение прав и свобод третьих лиц, а также нецелесообразное расходование бюджетных средств.

В-восьмых, принцип заблаговременного предупреждения угроз культурно-нравственной безопасности. Государственная политика в сфере обеспечения культурно-нравственной безопасности не должно ограничиваться исключительно устранением последствий, вызванных вследствие воздействия внутренних и внешних угроз. Заблаговременно должны быть разработаны механизмы, которые предупреждают и устраняют потенциальные угрозы на раннем этапе, тем самым минимизируя возможный ущерб.

В-девятых, принцип массированности применяемых мер. Данный принцип выражается в том, что для устранения угрозы может применяться совокупность мер, реализуемых на всех уровнях, если это целесообразно и позволит решить стоящие задачи.

Обобщая все вышеизложенное, мы можем определить духовно-нравственную безопасность следующим образом. Это состояние защищенности провозглашенных государством духовно-нравственных ценных ценностей, актуальных на данном этапе исторического развития, от внутренних и внешних угроз.

В завершении данной главы, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, каждый из элементов системы национальной безопасности является равнозначным, отсутствие хотя бы одного из них не позволит достигнуть состояния защищенности, именуемого национальной безопасностью. Во-вторых, одним из элементов национальной безопасности является духовно-нравственная безопасность. Она представляет собой состояние защищенности провозглашенных государством духовно-нравственных ценных ценностей, актуальных на данном этапе исторического развития, от внутренних и внешних угроз. В-третьих, одним из наиболее значимых признаков духовно-нравственной безопасности является динамический характер объектов ее охраны. Общественные отношения постоянно развиваются, поэтому и нормы их регулирующие должны быть гибкими, чтобы соответствовать актуальным потребностям. Духовно-нравственные ценности могут быть также меняться под влиянием развития общества. В-четвертых, обеспечению духовно-нравственной безопасности характерна своя система принципов, в которую входят принципы контроля, централизма, постоянства, объективности и так далее.




Глава 2 Механизм обеспечения духовно-нравственной безопасности




2.1 Конституционно-правовые гарантии обеспечения духовно-нравственной безопасности



Рассматривая нормативно-правовую систему Российской Федерации, можно отметить ее пирамидальную структуру. На вершине пирамиды расположена Конституция, в которой закладываются основы правового регулирования основных общественных отражений. В ней даются общие установки относительно наиболее важных для государства вопросов: его устройство, правовой статус человека, полномочия наиболее важных федеральных органов исполнительной власти и так далее. В свою очередь в Конституции находят свое место основы обеспечения духовно-нравственной безопасности. Мы можем наблюдать ее элементы в различных положениях основного закона. С целью наиболее полного понимания функционирования системы обеспечения духовно-нравственной безопасности, рассмотрим и проведем анализ отдельных положений основного закона Российской Федерации.

По большей части интересующие нас в рамках данного исследования положения находятся в главе, посвященной правам и свободам. В статье 38 Конституции закреплено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [16]. Это положение в дальнейшем в концепции отражается в качестве одной из ценностей (крепкой семьи). Здесь стоит сразу обратить внимание, что государственная политика придерживается концепции традиционной семьи. То есть, брачно-семейных отношений только между мужчиной и женщиной. Такой вывод можно сделать, основываясь на нескольких обстоятельствах.

Во-первых, в части первой статьи 12 Семейного кодекса установлено, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак» [34]. То есть, законодатель прямо указывает, что в брак могут вступать только мужчина и женщина. При этом законодатель не включает регистрацию брака лицами одного пола в качестве оснований, препятствующих заключению брака. В связи с этим, мы считаем возможным, дополнить статью 14 Семейного кодекса абзацем следующего содержания: «лицами одного пола».

Во-вторых, совсем недавно на федеральном уровне был закреплен запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений [5]. Такой подход свидетельствует о том, что отношение к нетрадиционным бракам и отношениям в Российской Федерации отрицательное. Конечно, законодатель не идет по пути СССР, где за вступление в нетрадиционную половую связь предусматривалась уголовная ответственность. Современный законодатель позволяет гражданам состоять в таких отношениях, но при этом не допускает их регистрацию и пропаганду.


Поскольку государство продвигает политику традиционной семьи, мы считаем возможным закрепить соответствующее положение на конституционном уровне. В связи с этим предлагаем дополнить Конституцию Российской Федерации следующей статьей: «1. Российская Федерация следует по пути поддержке традиционных семейных ценностей. 2. Браком признается официально зарегистрированный союз между мужчиной и женщиной. 3. Запрещается заключать браки между лицами одного пола». Включение указанной статьи в основной закон страны, позволит закрепить на высшем уровне отношение государства к нетрадиционным отношениям, а также позволит исключить любую возможность обращения в суд с целью обжалования решений органа ЗАГСа в части отказа регистрации однополых браков. Такая практика имеет место быть, поскольку соответствующее основание не предусмотрено в качестве оснований, препятствующих заключению брака.

Частью первой статьи 44 основного закона установлено, что каждому гарантируется свобода творчества и преподавания. Здесь стоит сразу отметить, что данное право не является абсолютным. Творческая и научная деятельность может быть ограничена, если она противоречит положениям федерального законодательства. Например, если публикации или иные проявления творческих оправдывают фашизм или другие проявления экстремизма, они будут рассматриваться в качестве уголовных правонарушений. Соответственно, в Российской Федерации действует относительная свобода творчества и преподавания.

Часть вторая указанной статьи закрепляет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Для реализации указанного права особое значение приобретают учреждения культуры (библиотеки, музеи, дворцы культуры и так далее). Однако, далеко не все учреждения отвечают современным требованиям. Особенно данная проблема касается региональных учреждений. Отрасль культуры по большей части ориентирована на бюджетное финансирование, но, как правило, средств выделяется мало поэтому возникают проблемы с ремонтом, наличием оборудования и так далее. Меценатство особо не спасает данную сферу, поскольку в стране нет системы стимулов. Поскольку учреждения культуры не всегда могут самостоятельно зарабатывать, финансовая проблема еще более осложняет реализацию права на участие в культурной жизни. В этой связи мы считаем необходимым расширить перечень налоговых льгот для меценатов, которые жертвуют средства и оказывают поддержку учреждениям культуры. Такие действия позволят улучшить материальную базу учреждений культуры и тем самым, повысит эффективность реализации права на участие в культурной жизни.


«Требуется создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям, в том числе на основе развития современных информационных технологий в культуре, а также широкого использования средств массовой коммуникации для целей развития культуры. В этой связи поддержим желание авторов проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации», изложенное в концепции проекта, по поводу необходимости широкого внедрения инноваций, новых технологических продуктов, что позволит повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в современном мире» [3, с. 45].

В части третьей статьи 44 основного закона закреплена обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Здесь стоит отметить, что забота и сохранность исторического наследия, если речь идет об объектах материального мира, выражена в том, чтобы не причинять вред таким объектам. В свою очередь забота о состоянии таких объектов возложена на муниципальные образования, субъекты и Российскую Федерацию. Зависит от того, на чьем балансе находится данный объект. В случае нарушения указанной обязанности на лиц, которые ее нарушают, может быть установлена гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность. В зависимости от субъекта, совершившего нарушение, может быть наложена дисциплинарная ответственность.

В Концепции в качестве духовно-нравственной ценности отмечено служение отечеству и ответственность за его судьбу. В Конституции имеют место быть соответствующие положения. В части первой статьи 59 Конституции установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина. В Российской Федерации действует срочная служба, то есть, граждане призывного возраста отправляются на военную службу сроком на год. Там они обучаются основам военного дела и получают военно-учетную специальность. В дальнейшем граждане, прошедшие военную службу, могут призываться на специальные военные сборы. В случае объявления мобилизации или, как это было в 2022 году, частичной мобилизации, граждане обязаны по повестке явиться в военкоматы для защиты Отечества [44]. Указанное право пересекается со свободой вероисповедания. Те или иные положения определенных религиозных конфессий могут устанавливать запрет насилия или применение оружия. Государство уважительно относится к религиозным убеждениям граждан, поскольку они также являются объектом охраны духовно-нравственной безопасности, поэтому предоставляет гражданам пройти альтернативную гражданскую службу вместо срочной военной службы. «Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву» [43]. Данный механизм, по сути, призван обеспечить реализацию права свободного вероисповедания. Однако, в большинстве случаев используется как инструмент для уклонения от обязательной срочной службы, что идет в разрез с положениями Концепции в части обеспечения духовно-нравственной безопасности.