Файл: Правовая политика в сфере обеспечения духовнонравственной безопасности в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также было отмечено, что сложившаяся практика свидетельствует о том, что в действующем уголовном законодательстве имеет место быть существенный пробел, который препятствует охране традиционных российский ценностей и препятствует обеспечению духовно-нравственной безопасности. С целью совершенствования отечественного уголовного законодательства мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс статью 328.1, которая бы предусматривала ответственность за уклонение от мобилизационных мероприятий при отсутствии на то законных оснований. В примечаниях к данной статье необходимо указать, что формулировка «мобилизационные мероприятия» означает проведение мероприятий, связанных как с всеобщей мобилизацией, так и с частичной мобилизацией.

Принимая во внимание, что действия, направленные на пропаганду педофилии, наносят серьезный удар по духовно-нравственной безопасности и традиционным ценностям. Поэтому виновный должен претерпеть лишения, соответствующие уровню общественной опасности совершенного деяния. В связи с этим, мы выступаем за внесение следующих изменений в действующее законодательство. В статье 6.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации мы рекомендуем закрепить ответственность за пропаганду педофилии только для юридических лиц. Соответственно изменить название статьи на следующее: «Пропаганда педофилии в процессе осуществления деятельности юридического лица». Кроме того, ввести в Уголовный кодекс статью 134.1, которая будет закреплять ответственность за пропаганду педофилии для физических лиц. Совершение преступления с использованием служебного положения должно рассматриваться в качестве квалификационного признака.

Глава 3 Актуальные проблемы обеспечения духовно-нравственной безопасности в Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности от 2021 оценивает актуальную ситуацию, как требующую принятия неотложных мер для защиты традиционных ценностей. За прошедшее с момента ее принятия время произошли события, которые повысили уровень угрозы традиционным ценностям. В связи с этим важно рассмотреть аспекты, которые препятствуют достижения духовно-нравственной безопасности в современной России и по возможности предложить свои собственные пути решения.

Одной из наиболее значимых проблем в данной сфере является распространение деструктивной идеологий при помощи сети Интернет. Особенно сильно данная проблема проявляется в том, что под негативное влияние попадают дети, у которых еще не успела сформироваться собственная система ценностей и взглядов. Их легко ввести в заблуждение и привить им маргинальные взгляды, отрицающие традиционные ценности. Таким образом, под угрозу ставится само будущее российского народа, его самобытность и независимость. В сети интернет несовершеннолетний может случайно столкнуться или самостоятельно найти нежелательный контент. Такая информация может причинить вред его психическому здоровью различными способами. Например, это могут быть специальные сообщества, которые проводят работу с несовершеннолетними, входящими в группу риска, и склоняют их к совершению самоубийства. Или это могут быть тематические беседы, где активно продвигается идеология однополых отношений при помощи зарубежных фильмов, сериалов, роликов. Наличие такой потенциальной опасности уже не раз рассматривалось специалистами различных сфер в качестве возможного основания для ограничения использования интернета несовершеннолетними.


Н.Е. Колобаева обращает внимание, что «использование ресурсов сети является одним из условий социализации в современном мире» [15, с. 15]. Мы разделяем данную точку зрения, поскольку нельзя отрицать того обстоятельства, что технологии тесно проникли во все основные сферы жизни современного человека. При этом нельзя акцентировать внимание исключительно на негативных обстоятельствах. Так, при помощи интернета можно расширять кругозор, получать новые знания, осваивать навыки и так далее. Поэтому появляется дилемма: как сохранить доступ к сети интернет, чтобы при этом несовершеннолетние не могли получить доступ к негативному контенту. М.С. Власенко предлагает «для обеспечения безопасности несовершеннолетних блокировать продвижение на рынок интернет-услуг ресурсов, в которых исключен доступ к нелегальной и вредной информации» [4, с. 100]. Мы не разделяем данный подход, поскольку нелегальная информация должна быть априори заблокирована для всех граждан, независимо от их возраста. Если же речь идет о «вредной» информации, то необходимо разобраться, что автор понимает в качестве данного определения. На наш взгляд, речь идет о той информации, которая не запрещена законом, но может нанести вред психики несовершеннолетнего. В этом случае предложенное автором решение нарушит право на равный доступ граждан к информации, поскольку совершеннолетние граждане потеряют доступ к информации, которая ограничивается законом только для несовершеннолетних лиц.

Мы придерживаемся мнения, что решить вопрос исключительно правовыми мерами воздействия при данных обстоятельствах не представляется возможным. Здесь требуется использование мер воспитательного характера, направленного на повышение информационной грамотности несовершеннолетних. С детьми необходимо проводить занятия, на которых им следует рассказывать о потенциальных угрозах, которые им могут встретиться на просторах сети Интернет. Делиться информацией о потенциально опасных способах заработка и возможной ответственности, об отрицательном влиянии культуры недружественных стран, а также об активно распространяемой ложной информации, которая может ввести несовершеннолетних в заблуждение и создать искаженное представление о деятельности органов власти и государственной политике (например, о причинах спецоперации).

Как уже было отмечено ранее, к традиционным ценностям относятся защита Отечества и ответственность за его судьбу. В этой связи стоит затронуть вопрос об уклонении от военной службы, который стоит особенно остро в связи с событиями сентября 2022 года, когда была объявлена частичная мобилизация. На сегодняшний день законодательство содержит инструменты для привлечения к ответственности лиц, которые уклоняются от призыва на службу или от прохождения альтернативной гражданской службы. Однако, нормативно-правовая база не была готова к проведению частичной мобилизации. Применение положений статьи 328 Уголовного кодекса к тем случаям, когда лицо уклоняется от частичной мобилизации, не представляется возможным, так как, субъектом по части первой указанной статьи являются «граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу» [31]. Так, в Пензе гражданин отказался подписывать повестку для прохождения мобилизационных мероприятий, в результате чего на него было заведено уголовное дело по статье 328 Уголовного кодекса. Обвиняемый подал жалобу, ссылаясь на то, что он не является субъектом преступления, поэтому состав преступления в его действиях отсутствует. Прокуратура приняла во внимание доводы обвиняемого и постановила решение о возбуждении уголовного дела незаконным. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что в действующем уголовном законодательстве имеет место быть существенный пробел, который препятствует охране традиционных российский ценностей и препятствует обеспечению духовно-нравственной безопасности. С целью совершенствования отечественного уголовного законодательства мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс статью 328.1, которая бы предусматривала ответственность за уклонение от мобилизационных мероприятий при отсутствии на то законных оснований. В примечаниях к данной статье необходимо указать, что формулировка «мобилизационные мероприятия» означает проведение мероприятий, связанных как с всеобщей мобилизацией, так и с частичной мобилизацией.



В Концепции национальной безопасности отмечается, что участились попытки искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти. Учитывая то обстоятельство, что в Основах государственной политики в сфере духовно-нравственных ценностей неоднократно упоминается «историческая правда», а в основном законе страны делается отдельный акцент на то, что Российская Федерация обеспечивает защиту исторической правды, необходимо более подробно рассмотреть данное определение в связи с его повышенной значимостью для духовно-нравственной безопасности. Основная проблема здесь заключается в том, что легальное определение данного понятия отсутствует. Более того, до принятия поправок 2020 года данный термин в принципе не применялся законодателем. В исследованиях по данному вопросу отмечается, что в большинстве случае, когда используется данное понятие, речь идет о Великой Отечественной войне [24, с. 1072]. Даже в основном законе упоминание данного термина непосредственно связано с данным событием, которое без сомнения имеет огромное значение для истории нашего государства. Однако, мы не можем ограничивать столь емкое понятие одними только событиями Великой Отечественной войны. В подтверждение этому мы можем привести внедрение в современные учебники истории главы, посвященной специальной военной операции [21]. В связи с этим мы предлагаем следующее определение понятия историческая правда. Историческая правда – это охраняемая законом и отличающаяся особой значимостью для государства и общества информация о событиях, которые имеют особую роль для истории России. Мы рекомендуем закрепить понятие исторической правды в законодательстве, поскольку оно имеет важное значение в связи с принятыми в 2020 году поправками в основной закон Российской Федерации.

Отдельно стоит обратить внимание на отрицательное влияние отдельных субкультур. В частности, речь идет о субкультуре АУЕ. «В настоящее время под АУЕ понимают криминальную субкультуру, костяк которой состоит из несовершеннолетних, отличающихся от своих сверстников употреблением спиртного, наркотиков, пренебрежением к труду, агрессией к власти, проявлением хулиганства, вымогательством денежных сумм для передачи их в общак находящимся за решеткой преступникам в обмен на покровительство» [22, с. 109]. Проблема распространения данной культуры была отмечена на самом высшем уровне, в результате чего была признана экстремистским движением. Криминальная культура оказывает свое влияние на кино, книги, развлекательные ролики и другой контент, который активно «потребляется» детьми и молодежью. Романтизация образов преступников приводят к тому, что они могут стать ориентировочной моделью поведения, в результате чего у ребенка появится желание подробней ознакомиться с криминальной культурой и его намного проще будет склонить к совершению антисоциальных действий и правонарушений. С целью противодействия распространения криминальной культуры среди детей, мы предлагаем следующее. На наш взгляд, необходимо проводить оценку контента на предмет романтизации образов преступников, распространения элементов криминальной культуры, создания терпимости к преступной деятельности. В случае выявления соответствующих элементов, контент необходимо маркировать возрастным рейтингом «для совершеннолетних». Это позволит исключить негативное воздействие криминальной культуры и укрепить меры патриотического воспитания в отсутствии нежелательных элементов воздействия.


Отдельно стоит обратить внимание на влияние средств массовой информации на нравственно-духовную сферу жизни. Безусловно, свобода СМИ является одной из производных демократического общества. При этом не исключена их продажность и ангажированность. Особенно это касается лидеров мнений (блогеров), которые оказывают влияние по большей части на сознание молодежи. Речь идет не только о тех лидерах, которые были признаны иностранными агентами за свои негативные высказывания в адрес народа России. Многие из них пропагандируют превосходство материального над духовным, индивидуализм, потребительские модели поведения, полигамию и так далее. Все это вытесняет традиционные ценности из менталитета россиян и разрушает их как единую нацию. Стоит добавить, что на сегодняшний день у представителей власти отсутствуют отработанные механизмы воздействия на деятельность таких лиц. Основная проблема здесь заключается в том, что в государстве отсутствует единая законодательно закрепленная идеология. С другой стороны возможность ограничить деятельность лидеров мнений станет весьма серьезным шагом в сторону ухода от демократизма и свободы слова и творчества. С одной стороны хочется все также видеть Российскую Федерацию демократическим государством, с другой стороны нельзя закрывать глаза на разрушительное влияние представителей средств массовой информации на духовно-нравственную сферу жизни общества.

Отдельно стоит обратить внимание на распространение радикальных религиозных течений в современном обществе [20, с. 105]. Проповедники таких течений извращают саму суть того или иного религиозного учения и набирают последователей в свои секты. Радикальный характер проповедуемых учений создает угрозу не только духовно-нравственной безопасности, но и ставит под угрозу общественную безопасность в целом. История знает печальные случаи, когда такие секты организовывали массовые беспорядки и теракты. От части проблема вызвана отсутствием у большинства людей хотя бы начального понимания основных религиозных конфессий. В качестве одного из способов решения проблемы мы видим возможным ввести в учебных заведениях курс религиоведения, в котором необходимо предоставить обучающимся общую информацию о каждой из основных религиозных конфессий в Российской Федерации. Отдельно в программе курса можно рассмотреть угрозу таких радикальных сект и основные способы вербовки в них.


Отдельные ученые возлагают вину за низкий уровень духовности у населения на работников сферы образования. Человек, который сам перестал воспринимать традиционные ценности в качестве основных моральных ориентиров, не может обучить духовности другого и создать связь между поколениями с целью духовно-нравственного преемства. В связи с этим авторы выступают за качественное обновление системы образования [18, с. 92]. Безусловно, мы можем переложить всю вину за низкий уровень духовности, отсутствие патриотизма, приверженность чуждым идеалам на педагогов и других сотрудников образовательных учреждений. При этом важно понимать, что сложно являться носителем духовных ценностей, пропагандировать превосходство духовного над материальным, когда твои основные потребности не удовлетворены. Вся проблема в очередной раз сталкивается с отсутствием должного финансирования и пошатнувшимся престижем профессии педагог. Только путем повышения престижа профессии можно достичь притока специалистов, которые будут целиком и полностью отдавать себя своей профессии. В противном случае в дальнейшем нас ждет острый кризис данной профессии и еще большая нехватка квалифицированных кадров.

Обобщая все вышеизложенное, нами были сделаны следующие выводы относительно проблемных аспектов в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности.

Во-первых, сложившаяся практика свидетельствует о том, что в действующем уголовном законодательстве имеет место быть существенный пробел, который препятствует охране традиционных российский ценностей и препятствует обеспечению духовно-нравственной безопасности. С целью совершенствования отечественного уголовного законодательства мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс статью 328.1, которая бы предусматривала ответственность за уклонение от мобилизационных мероприятий при отсутствии на то законных оснований. В примечаниях к данной статье необходимо указать, что формулировка «мобилизационные мероприятия» означает проведение мероприятий, связанных как с всеобщей мобилизацией, так и с частичной мобилизацией.

Во-вторых, на сегодняшний день у представителей власти отсутствуют отработанные механизмы воздействия на средства массовой информации и лидеров мнений. Основная проблема здесь заключается в том, что в государстве отсутствует единая законодательно закрепленная идеология. С другой стороны возможность ограничить деятельность лидеров мнений станет весьма серьезным шагом в сторону ухода от демократизма и свободы слова и творчества. С одной стороны хочется все также видеть Российскую Федерацию демократическим государством, с другой стороны нельзя закрывать глаза на разрушительное влияние представителей средств массовой информации на духовно-нравственную сферу жизни общества.