Файл: Правовая политика в сфере обеспечения духовнонравственной безопасности в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализируя положения Федерального закона «О безопасности», можно отметить, что в первой статье законодатель говорит о безопасности, в том числе, перечисляет ее виды. После чего указывает, что совокупность указанных элементов именуется в дальнейшем как безопасность или национальная безопасность. Таким образом, можно сделать вывод, что безопасность и национальная безопасность являются тождественными. При этом в самом законе отсутствует легальная дефиниция, которая содержала бы в себе всю совокупность сущностных признаков, оставляя при этом только структурные элементы, которые выходят в данное понятие. Принимая во внимание значимость понятия национальная безопасность для нормативной основы обеспечения безопасности внутри государства, не совсем понятно, по какой причине законодатель не внедрил соответствующую законодательную дефиницию. В связи с этим, мы предполагаем, что имеется необходимость закрепить в законе понятие «национальная безопасность», поскольку законодатель неоднократно применяет данное понятие или тождественное ему, но оставляет без должного внимания вопрос его содержания.

Необходимо отметить, что нормативное закрепление понятия национальная безопасность имеет место быть, но на уровне подзаконного нормотворчества. Речь идет о Стратегии национальной безопасности. В указанном нормативно-правовом акте понятие национальной безопасности раскрывается следующим образом. «Состояние защищенности от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [41]. При этом данное определение подвергается критике среди ученых-юристов.

Например, С.Е. Свистунов, рассматривая данный вопрос, предлагает несколько иное определение. «Состояние, которое обеспечивает благоприятные условия для развития личности, общества и государства и ограничивает любую возможность возникновения угроз национальным интересам страны» [33, с. 80]. Анализируя представленное определение, мы придерживаемся мнения, что оно не содержит сущностных признаков рассматриваемой категории. В связи с этим его нельзя назвать целостным, поскольку с его помощью нельзя охарактеризовать национальную безопасность в должной мере.


Куда более схоже с легальным определением вариант, предложенный А.В. Шободаевым. «Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности интересов личности, общества и государства» [52, с. 17]. Касательно данного определения можно отметить, что оно является сокращенной вариацией, предусмотренной Концепцией.

Куда более подробное определение предлагает А.Я. Неверов. В его работе предлагается следующее определение: «Качественное и количественное состояние российского общества, государства, его граждан, российских народов и всего многонационального народа, которая находит свое отражение в закрепленной в законе согласованности их интересов, защищенных от внешних и внутренних угроз» [25, с. 90]. Хотя данное определение является достаточно обширным, в нем отсутствует конкретика. Автор использует абстрактные определения, которые требуют дополнительного пояснения, поэтому создают дополнительную неясность при определении национальной безопасности. Указанное определение позволяет весьма широко толковать его смысл, поэтому мы не считаем его более качественным, в сравнении с тем, что закреплено в подзаконном акте.

Более конкретизированным выглядит определение С.В. Казанцева. «Национальная безопасность - состояние государства, которое характеризуется отсутствием или своевременной нейтрализацией внешних и внутренних угроз ее единству, а также обеспечением защиты наиболее значимых интересов общества и государственной власти» [10, с. 9]. Несмотря на целостность данного определения, мы можем выделить его следующий недостаток. Автор говорит только об интересах общества и государства. При этом исключая охрану интересов человека (личности). Подобный подход нельзя назвать верным, поскольку Концепция акцентирует внимание на том обстоятельстве, что национальная безопасность направлена охрану интересов общества, государства и человека.

Проанализировав материалы научных работ различных исследователей, мы делаем вывод, что определение, которое содержится в Концепции, в целом достаточно полно раскрывает содержание рассматриваемого термина.



Следующим этапом нашего исследования является оценка признаков категории национальная безопасность, которые можно выделить из содержания легального определения.

В первую очередь стоит отметить, что законодатель рассматривает национальную безопасность как некое состояние. Среди исследователей данное положение подвергается активной критике. А.В. Степанов говорит о том, что «состояние» означает статичное положение, однако государство, активно действует, а не пассивно следит за состоянием защищенности» [37, с. 10]. Мы критически оцениваем данную точку зрения ввиду следующих обстоятельств. Сама по себе национальная безопасность является конечной целью деятельности государства, определяемой совокупностью различных методов и средств. То есть, государство стремится к тому, чтобы достигнуть этого состояния. В рамках достижения указанной цели государство создает нормативно-правовую базу, которую реализуют государственные органы и госслужащие путем осуществления своей служебной деятельности. Таким образом, непосредственно государство постоянно действует в лице своих уполномоченных субъектов путем осуществления деятельности, направленной на достижения цели – национальной безопасности.

Отдельно стоит затронуть понятие «нация», которое является неотъемлемым элементом понятия национальная безопасность. Его мы можем рассматривать с точки зрения различных наук. Например, философии, экономики, права. Безусловно, наибольшее значение в рамках данного исследования имеет юридический смысл понятия «нация». В данном контексте нация в узком смысле означает совокупность граждан одного государства. В свою очередь, в широком смысле нация - единство общества и государства, где общество является составной частью, а государство является стержнем, основой нации.

Национальная безопасность – состояние защищенности от внутренних и внешних угроз. Угроза означает противоправное посягательство, которое направлено на причинение вреда объектам, входящих в число охраняемых национальной безопасности. «К внешним необходимо отнести такие глобальные проблемы, как военная угроза, финансовые риски, место России в международной системе разделения труда (опасность остаться сырьевой державой), наркотрафик, незаконная торговля оружием, глобальное изменение климата и другие. Внутренние факторы угроз национальной безопасности можно классифицировать по разным основаниям. Если говорить о внутренних ресурсах страны и их безопасности
, то можно перечислить экологическую, энергетическую безопасность природных ресурсов; технологическую безопасность материально-технических ресурсов; информационную безопасность - информационных ресурсов; финансовую безопасность в области финансовых ресурсов страны. И одна из наиболее болезненных проблем России - социально-экономическая безопасность, обеспечиваемая сохранением человеческого капитала (демография, здоровье нации, ее духовный потенциал, образование, культура)» [30, с. 110].

Затрагивая вопрос угрозы национальной безопасности, следует обратить внимание на охраняемые в контексте данной категории общественные отношения. Стратегия характеризует их как национальные приоритеты и относит к их числу следующие элементы:

– «сбережение народа и развитие человеческого потенциала;

– оборона государства;

– государственная и общественная безопасность;

– информационная безопасность;

– экономическая безопасность;

– научно-технологическое развитие;

– экологическая безопасность;

– защита духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

– стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество» [41].

Мы можем отметить, что законодатель выстраивает этот список, руководствуясь принципом верховенства прав и свобод человека. На первое место ставится именно охрана народа и развитие потенциала человека, а уже потом идут интересы государства. При этом не совсем понятно, по какому именно критерию определялись приоритеты обеспечения национально безопасности. По сути, первые два пункта, так или иначе, включают в себя мероприятия, осуществляемые в рамках последующих пунктов. Например, для сбережения российского народа от внешней пропагандистской угрозы проводятся мероприятия в рамках обеспечения информационной безопасности.

Хотя Концепция весьма подробно раскрывает наиболее общие вопросы, касающиеся обеспечения национальной безопасности, а также позволяет сформировать представление о структурных элементах национальной безопасности, отдельные ученые выступают с критикой данного документы, обращая внимание на то, что действующая Концепция уступает ее прошлой вариации. В качестве положительных аспектов, характерных прошлой концепции, ученые-юристы обращают внимание на следующие обстоятельства:


– «стратегия определяла национальные приоритеты, раскрывала механизмы совместной работы органов государственной власти при обеспечении национальной безопасности и регламентировалась процедура выявления угроз национальной безопасности. Совокупность указанных положений позволяла выявить критерии, при помощи которых можно было определить актуальное состояние национальной безопасности» [1, с. 80];

– «стратегия задала конкретное направление деятельности, а именно, «возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета» [29, с. 115];

– «концепцией не были учтены многие направления безопасности, в том числе, осталась без внимания идеология государства, регламентация деятельности субъектов. Концепция имеет больше декларативный характер и не может полноценно способствовать реализации задач по обеспечению национальной безопасности» [23, с. 30];

– «стратегия объединяла вопросы внешней политики, безопасность и военную политику с вопросами внутреннего развития государства, таким образом, создавалось взаимозависимость и устойчивое взаимодействие между национальной безопасностью и развитием государства» [32, с. 47];

– «стратегия рассматривала обеспечение национальной безопасности посредством достижения высокого уровня социально-экономического развития государства. Именно рост уровня жизни граждан, развития науки и техники, улучшение качества образования рассматривались в качестве одних из основных условий обеспечения национальной безопасности» [9, с. 12].

Среди перечисленных выше различий, особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в действующей редакции мало внимания уделено аспектам взаимодействия между субъектами, задачей которых является обеспечение национальной безопасности. Здесь следует отметить, что, как правило, такие концепции предлагают какие-то абстрактные пути решения и лишены конкретики. Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей проблемные аспекты, не позволяет в полной мере реализовать мероприятия, направленные на обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации.

Основываясь на Концепции, исследователи выделили элементы, которые входят в систему национальной безопасности. К их числу ученые юристы относят: