Файл: Правовая политика в сфере обеспечения духовнонравственной безопасности в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-третьих, мы придерживаемся мнения, что решить вопрос защиты несовершеннолетних от вредной информации исключительно правовыми мерами воздействия при данных обстоятельствах не представляется возможным. Здесь требуется использование мер воспитательного характера, направленного на повышение информационной грамотности несовершеннолетних. С детьми необходимо проводить занятия, на которых им следует рассказывать о потенциальных угрозах, которые им могут встретиться на просторах сети Интернет. Делиться информацией о потенциально опасных способах заработка и возможной ответственности, об отрицательном влиянии культуры недружественных стран, а также об активно распространяемой ложной информации, которая может ввести несовершеннолетних в заблуждение и создать искаженное представление о деятельности органов власти и государственной политике (например, о причинах спецоперации).

В-четвертых, отдельная проблема вызвана отсутствием у большинства людей хотя бы начального понимания основных религиозных конфессий. В качестве одного из способов решения проблемы мы видим возможным ввести в учебных заведениях курс религиоведения, в котором необходимо предоставить обучающимся общую информацию о каждой из основных религиозных конфессий в Российской Федерации. Отдельно в программе курса можно рассмотреть угрозу таких радикальных сект и основные способы вербовки в них.

В-пятых, мы предлагаем следующее определение понятия историческая правда. Историческая правда – это охраняемая законом и отличающаяся особой значимостью для государства и общества информация о событиях, которые имеют особую роль для истории России. Мы рекомендуем закрепить понятие исторической правды в законодательстве, поскольку оно имеет важное значение в связи с принятыми в 2020 году поправками в основной закон Российской Федерации.



Заключение



Одним из элементов национальной безопасности является духовно-нравственная безопасность. Она представляет собой состояние защищенности провозглашенных государством духовно-нравственных ценных ценностей, актуальных на данном этапе исторического развития, от внутренних и внешних угроз. Одним из наиболее значимых признаков духовно-нравственной безопасности является динамический характер объектов ее охраны. Общественные отношения постоянно развиваются, поэтому и нормы их регулирующие должны быть гибкими, чтобы соответствовать актуальным потребностям. Духовно-нравственные ценности могут быть также меняться под влиянием развития общества.

Мы можем выделить следующие принципы, которые лежат в основе деятельности уполномоченных субъектов по обеспечению духовно-нравственной безопасности. К их числу мы можем отнести:

– верховенство традиционных ценностей в системе духовно-нравственных ориентиров;

¬ межведомственное взаимодействие, направленное на устранение угроз распространения деструктивной идеологии;

– постоянное совершенствование способов и методов воспитания детей и молодежи в соответствии с традиционными ценностями;

– охрана исторической правды и противодействие распространению ложных исторических сведений;

– совершенствование механизмов предупреждения распространения деструктивной идеологии;

– принцип совместной работы органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями в рамках обеспечения духовно-нравственной безопасности.

Оценивая в ходе исследования конституционные основы обеспечения духовно-нравственной безопасности, нами было обращено внимание на следующие обстоятельства. Мы неоднозначно оцениваем введение статьи 67.1 в текст основного закона. Она содержится в главе третьей «Федеративное устройство». Если часть первую еще можно отнести к категории культурно-пространственный признак, то остальные положения рассматриваемой статьи выглядят весьма неуместно. На наш взгляд, ее положения следовало бы распределить между соответствующими статьями второй главы Конституции, посвященной основным правам и свободам.



Кроме того, поскольку государство продвигает политику традиционной семьи, мы считаем возможным закрепить соответствующее положение на конституционном уровне. В связи с этим предлагаем дополнить Конституцию Российской Федерации следующей статьей: «1. Российская Федерация следует по пути поддержке традиционных семейных ценностей. 2. Браком признается официально зарегистрированный союз между мужчиной и женщиной. 3. Запрещается заключать браки между лицами одного пола». Включение указанной статьи в основной закон страны, позволит закрепить на высшем уровне отношение государства к нетрадиционным отношениям, а также позволит исключить любую возможность обращения в суд с целью обжалования решений органа ЗАГСа в части отказа регистрации однополых браков.

Отдельно нами было обращено внимание на то обстоятельство, что статья 68 Конституции провозглашает русский язык в качестве государственного языка. При этом республики имеют право устанавливать свой государственный язык. На наш взгляд, подобный подход является не совсем корректным. Государственные языки должны закрепляться в тексте Конституции Российской Федерации, поскольку это акт, обладающий высшей юридической силой. В свою очередь, законодатель исходит из того, что «государственные языки республик» действуют только в рамках одной республики, если соответствующее положение находит свое отражение в тексте ее конституции. Само по себе наличие данного положения выступает нарушением принципа равенства всех субъектов Российской Федерации. В этой связи мы выступаем против использования термина «государственный язык субъекта». Куда более корректным будет говорить об официальном языке субъекта. Кроме того, в целях обеспечения принципа равенства субъектов Российской Федерации, считаем возможным предоставить каждому субъекту устанавливать свой официальный субъект.

В ходе проведенного исследования нами были предложены следующие рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности.

Во-первых, средства обеспечения духовно-нравственной безопасности, как правило, делят на три основные группы: правовые средства, экономические средства и технические средства. Технические меры направлены на аппаратное обеспечение духовно-нравственной безопасности. Отдельные аспекты противодействия деструктивным факторам связаны с работой сети Интернет. Группа правовых мер включает в себя юридические нормы, применяемые в процессе обеспечения духовно-нравственной безопасности. Сюда мы можем отнести конституционно-правовые основы, представленные положениями основного закона, нормы федерального законодательства, положения подзаконных актов, законы субъектов, а также некоторые нормы локальных актов муниципальных уровней. Группа экономических мер включает в себя программы финансирования мероприятий, направленных на обеспечение духовно-нравственной безопасности,
финансирование учреждений культуры, финансирование разработки программ, направленных на распространение традиционных ценностей в массы, воспитание патриотизма, противодействие деструктивным идеологиям.

Во-вторых, мы считаем возможным ограничить сферу действия врачебной тайны и обязать медицинские учреждения передавать информацию о беременности в органы опеки и попечительства. Сотрудники данного учреждения должны проводить проверки условий, в которых живет будущая мама, и выявлять факторы риска (неблагополучная семья, плохое психическое состояние и так далее). На основе этого может быть принято решение о проведении повторных проверок, бесед с психологом и иных мер, направленных на поддержку будущей матери. Во-вторых, требуется создать специальные группы поддержки на базе социальных учреждений по типу анонимных алкоголиков, где можно будет делиться своими переживаниями и проблемами. Это позволит делиться опытом, поддержкой, создаст эффект коллектива, в котором проблемы материнства общие и решаются совместно. Такая профилактика позволит выявить факторы, которые могут оказать негативное влияние на психическое состояние матери и потенциально сократить число совершаемых преступлений, предусмотренных статьей 106 Уголовного кодекса.

В-третьих, на наш взгляд, необходимо проводить оценку контента на предмет романтизации образов преступников, распространения элементов криминальной культуры, создания терпимости к преступной деятельности. В случае выявления соответствующих элементов, контент необходимо маркировать возрастным рейтингом «для совершеннолетних». Это позволит исключить негативное воздействие криминальной культуры и укрепить меры патриотического воспитания в отсутствии нежелательных элементов воздействия.

В-четвертых, мы рекомендуем изменить содержание первого абзаца части первой статьи 148 Уголовного кодекса и представить ее в следующей редакции: «Дискриминация лиц в зависимости от их отношения к религии, а также публичные действия выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления лиц в зависимости от их отношения к религии». Положение о дискриминации, на наш взгляд, дополнят указанную норму и приведут ее в соответствие с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Расширение круга лиц, которых оскорбляют публичные действия, позволит исключить использование понятия «верующие»,
которое никак не раскрывается законодателем, а также позволит защитить права граждан, которые не имеют отношения ни к одной из религии. Такие ситуации потенциально возможны, но пострадавшие в них не имеют специализированного механизма привлечения к ответственности.

В-пятых, что сложившаяся практика свидетельствует о том, что в действующем уголовном законодательстве имеет место быть существенный пробел, который препятствует охране традиционных российский ценностей и препятствует обеспечению духовно-нравственной безопасности. С целью совершенствования отечественного уголовного законодательства мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс статью 328.1, которая бы предусматривала ответственность за уклонение от мобилизационных мероприятий при отсутствии на то законных оснований. В примечаниях к данной статье необходимо указать, что формулировка «мобилизационные мероприятия» означает проведение мероприятий, связанных как с всеобщей мобилизацией, так и с частичной мобилизацией.

Следует добавить, что мы видим положительным опыт регионального законодательства, поэтому мы предлагаем сделать диспозицию статьи 329 Уголовного кодекса описательной, представив ее следующим образом: «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации в том числе путем нанесения надписей, рисунков оскорбительного содержания, использование в оскорбляющем нравственность качестве либо публичное повреждение или уничтожение».

Принимая во внимание, что действия, направленные на пропаганду педофилии, наносят серьезный удар по духовно-нравственной безопасности и традиционным ценностям. Поэтому виновный должен претерпеть лишения, соответствующие уровню общественной опасности совершенного деяния. В связи с этим, мы выступаем за внесение следующих изменений в действующее законодательство. В статье 6.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации мы рекомендуем закрепить ответственность за пропаганду педофилии только для юридических лиц. Соответственно изменить название статьи на следующее: «Пропаганда педофилии в процессе осуществления деятельности юридического лица». Кроме того, ввести в Уголовный кодекс статью 134.1, которая будет закреплять ответственность за пропаганду педофилии для физических лиц. Совершение преступления с использованием служебного положения должно рассматриваться в качестве квалификационного признака.