Файл: 2 производственные структуры атп 1 Типы автотранспортных предприятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 642
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ АТП
2.1 Типы автотранспортных предприятий
По своему назначению все предприятия автомобильного транспорта делятся на:
-эксплуатационные;
-экспедиционные;
-предприятия по обеспечению работоспособности подвижного состава;
-предприятия по обслуживанию населения.
По характеру выполняемой работы эксплуатационные АТП делятся на следующие виды:
- грузовые, т. е. предприятия, занимающиеся перевозкой грузов (могут специализироваться на перевозке строительных, промышленных, торговых ИЛИ других видов грузов);
-пассажирские, т. е. предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров (автобусные, таксомоторные и др.);
-смешанные (выполняющие грузовые и пассажирские перевозки);
-специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).
К экспедиционным предприятиям относятся транспортноэкспедиционные предприятия, грузовые терминалы, контейнерные площадки др. Эти предприятия, как правило, не имеют собственного подвижного состава.
К предприятиям по обеспечению работоспособности подвижного со-
става относятся авторемонтные предприятия, СТО, автозаправочные станции и др.
К предприятиям по обслуживанию населения относятся трансагентства, автовокзалы, пассажирские станции и др. (на них продают билеты пассажирам, выполняют багажные операции, предоставляют пассажирам и водителям условия для отдыха, питания, ожидания отправления и оказывают различные услуги).
В рамках данной дисциплины будем рассматривать, в основном, эксплуатационные АТП.
2.2 Производственные процессы на АТП
Все производственные процессы (ПП), происходящие на предприятиях автомобильного транспорта, можно классифицировать по нескольким признакам:
-простые и сложные;
-основные и вспомогательные;
-подготовительные и заключительные;
-обслуживающие; побочные и подсобные и др.
ПП являются простыми, если объект производства не расчленен на более простые составляющие элементы, а проходит определенные стадии обработки или изменения места расположения. ПП является
сложным, если предмет труда состоит из ряда отдельных частей, для производства которых необходимы простые производственные процессы.
В автотранспортном производстве к простым ПП можно отнести механизированные погрузочные и разгрузочные операции, элементарные технические воздействия на транспортные средства, связанные со снятием или установкой узла или агрегата без дополнительных разборочно-сборочных работ и т.п.
Основная масса ПП на автомобильном транспорте относится к категории сложных.
Основные ПП обеспечивают выполнение комплекса производственных операций, определяющих основную цель функционирования предприятия.
Для предприятий автомобильного транспорта к основным ПП относятся процессы транспортирования грузов или пассажиров, реализации технических воздействий по обслуживанию и ремонту подвижного состава.
Вспомогательные ПП имеют большое значение для производства основной продукции на предприятиях, хотя непосредственно не предназначены для этого. К вспомогательным относятся ПП по производству различных энергоносителей, процессы производства инструмента, ремонта поврежденного оборудования и других основных производственных фондов. Для этого на предприятиях создают специальные вспомогательные подразделения – энергетическое, инструментальное, ремонтное и другие хозяйства.
Подготовительные и заключительные ПП предназначены для повышения эффективности основного производства с точки зрения учета всех ресурсов и доведения продукции до стадии реализации.
К обслуживающим ПП относятся процессы внутрихозяйственного транспортирования грузов (сырья, материалов, инструментов и др.), процессы хранения на складах и выдачи производственных запасов, процессы обработки, хранения и выдачи необходимой информации о производстве, процессы контроля качества продукции и др.
К побочным ПП относятся процессы производства побочной продукции из отходов или отдельных компонентов сырья, которые не используются в основном производстве.
Подсобные ПП – это процессы производства продукции, не свойственной основному профилю производства на данном предприятии (производство продукции сельского хозяйства, товаров народного потребления и т. п.).
Таким образом, автотранспортное производство является комплексным,
И включает
два основных взаимоувязанных ПП:
-процесса перевозки грузов или пассажиров;
-процесса ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта. Данные ПП имеют все признаки современного производства.
Они имеют предмет труда (для транспортных процессов это грузы или
пассажиры, а для процессов ТО и ТР – это детали, узлы и агрегаты автомобиля), средства труда (подвижной состав и оборудование для технических воздействий), и трудовую деятельность (работников АТП).
ПП на АТП имеют свои специфические особенности:
1.На АТП транспортные средства выступают как в форме предмета труда (при выполнении работ по ТО и ТР), так и в форме средств труда (при осуществлении транспортного процесса).
2.Предмет труда (груз, пассажиры) в процессе транспортировки не проходит стадий обработки (т. е. изменения формы и свойств).
3.Для транспортных процессов характерна подвижность не только предметов труда, но и самих средств труда (подвижного состава). При этом транспортные средства выполняют свою основную производственную функцию вне территории АТП, что затрудняет координацию их деятельности.
2.3 Основные структуры АТП
Для достижения генеральной цели предприятия необходимо реализовать ряд подцелей, для выполнения которых в рамках предприятия формируются различные типы структур.
Основные из них:
-технологическая;
-производственная;
-социальная;
-организационная.
Технологическая структура предприятия включает в себя совокупность материально-вещественных элементов производственных фондов (производственные здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и оснастка всех видов, топливно-энергетические ресурсы и др.). Подцели и условия осуществления конкретных технологических процессов регламентируются специальными документами (технологическими картами, стандартами, нормативами и др.).
Производственная структура предприятия характеризует состав и взаимосвязь его подразделений (производственных служб, цехов, участков, бригад), осуществляющих конкретные технологические процессы.
Социальная структура АТП описывает состав и взаимосвязь кадров (трудового коллектива), находящихся в профессиональных, административных, квалификационных и межличностных производственных отношениях. Подцелью этой структуры является достижение наивысшего профессионального развития и наилучшего использования человеческого фактора.
Организационная структура управления – это взаимоподчиненность и взаимосвязь при управлении предприятием между руководителями и исполнителями различных иерархических уровней и функций. Подцель организационной структуры – принятие наиболее эффективных решений по достижению целей предприятия.
2.4 Производственная структура АТП
Производственная структура АТП – это совокупность подвижного состава, осуществляющего процесс перевозок, и подразделений (для хранения подвижного состава, выполнения работ по ТО и ТР, заправки ГСМ и т.п.).
Данные элементы производственной структуры часто объединены: подвижной состав — в автоколонны, бригады и т.п., а остальные элементы - в цеха, производственные участки и т.п.
Управление первыми осуществляет служба эксплуатации (коммерческой эксплуатации) вне рамок АТП, управление вторыми – производственно-техническая служба (техническая, служба технической эксплуатации и т.п.), как правило, на территории АТП.
В зависимости от численности и структуры подвижного состава он может сводиться в автомобильные колонны (автоотряды) и бригады.
Вещественными составляющими производственной структуры АТП являются парк автомобилей, обеспечивающая его эксплуатацию производственно-техническая база и кадровый состав.
Производственно-техническая база представляет собой совокупность зданий, сооружений, машин и оборудования, инструмента и т.д.
Производственно-техническая база АТП не обязательно ограничена рамками одного предприятия, а может существовать на основе хозяйственной кооперации нескольких самостоятельных АТП.
Кадровый состав включает в себя персонал основного и вспомогательного производств (служба эксплуатации и техническая служба), управленческий и административно-хозяйственный аппарат (экономическая, кадровая и другие службы).
Формирование производственной структуры АТП предполагает обеспечение оптимальной номенклатуры, качественного и количественного состава всех этих элементов.
Основой для создания и реконструкции производственной структуры АТП может служить «дерево целей».
Существующая структура АТП совмещается с «деревом целей». Каждой цели должны быть поставлены в соответствие подразделение, группа исполнителей или отдельный работник, обеспечивающий ее реализацию.
При этом если выявляются подразделения, для которых нельзя указать соответствующие цели функционирования в «дереве целей», то эти подразделения (должности)
подлежат ликвидации, и наоборот, если в существующей структуре нельзя выделить подразделение (исполнителя), реализующее какойлибо элемент «дерева целей», то такое подразделение (должность) следует организовать.
2.5 Этапы формирования производственной структуры АТП
В своем развитии производственные структуры АТП обычно проходят три этапа.
На первом этапе создаются небольшие стоянки подвижного состава, маломощные производственные мастерские, выполняющие минимальный объем ремонтно-профилактических работ (микроструктура). Этот этап характеризуется отсутствием на АТП специализированной технической службы, функции её возложены на водительский состав либо воспроизводятся в специализированных предприятиях по ТО и ремонту автомобилей.
На втором этапе по мере роста объема перевозок и увеличения численности подвижного состава производственная структура развивается обычно экстенсивным путем:
- расширение площадей стоянок подвижного состава;
-строительство мощностей по проведению ремонтно-профилактических работ;
-закупка машин и оборудования, приборов, инструментов;
-привлечения дополнительных трудовых ресурсов и т.д.
Такое развитие имеет свои границы, так как со временем источники многих ресурсов иссякают.
На третьем этапе изменяется соотношение экстенсивных и интенсивных путей роста. На первое место выходят интенсивные методы развития, обеспечивающие более эффективное использование всех видов ресурсов, территорий, более высокую реализацию потенциала созданных производственных мощностей (укрупнение АТП, создание хозяйственных ассоциаций и т.п.).
Непосредственному синтезу производственных структур АТП должна предшествовать оценка эффективности возможного в конкретных условиях варианта организации производства. При этом рекомендуется изучить основные условия и ограничения, непосредственно влияющие на развитие производства (выполнение программы по ТО и ремонту; ограниченность материальных, трудовых и финансовых ресурсов; уровень концентрации и специализации производства и т.д.).
2.6 Основные службы АТП
Под службой