Файл: 2 производственные структуры атп 1 Типы автотранспортных предприятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 646

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.2 Требования к ОСУ на транспорте

ОСУ предприятий автотранспорта должны обеспечивать:

-высокую эффективность грузовых и пассажирских перевозок в объемах и номенклатурах, предусмотренных заказами и договорами с клиентурой;

-работу транспортных предприятий, их подвижного состава и постоянных устройств в режиме высшей производительности;

-быстрое реагирование на запросы транспортной клиентуры;

-охват всех основных сторон деятельности транспортных предприятий (основное и вспомогательное производство);

-эффективный контроль за ходом перевозочного процесса, развитие материально-технической базы, внедрение новой транспортной техники и технологии перевозок;

-эффективное взаимодействие со смежными предприятиями транспорта, с отправителями и получателями грузов;

-рациональное сочетание отраслевого и территориального принципов управления перевозками при максимальном приближении аппарата управления к производству (минимум звеньев).

Организационные структуры систем управления на автотранспорте существенно зависят от вида подвижного состава, объема и структуры перевозок, характера производственных функций того или иного предприятия, принятого порядка работы, определяемого технологическим процессом, и других факторов.

При формировании ОСУ надо учитывать следующие основные принципы:

-системность – необходимость обеспечения единства целей всех звеньев ОСУ путем установления их взаимосвязей как по вертикали в пределах каждой функции, так и по горизонтали, т. е. между разными функциями;

-соответствие производственной структуре (составу и функциям производственных подразделений предприятия);

-экономичность - установление минимально необходимых уровней и звеньев управления, что упрощает структуру, сокращает объем требуемой информации;

-гибкость, т. е. способность быстро перестраиваться в связи с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды;

-рациональная регламентация и инициатива - сочетание четко установленного порядка (в т.ч. разграничения функций, обязанностей и ответственности между подразделениями и исполнителями) и использование творческого потенциала работников при поиске нестандартных решений;


-надежность функционирования системы управления, т. е. обеспечение достоверности информации о состоянии производства и принимаемых решений;

-рациональное соотношение централизации и децентрализации

функций управления подразделениями по уровням управления.

На верхних уровнях ОСУ целесообразно концентрировать принятие стратегических, перспективных решений, а на нижний уровень управления делегировать полномочия для принятия тактических, оперативных решений.

Усиление централизации приводит к улучшению взаимодействия и координации деятельности подразделений АТП.

Децентрализацию следует усиливать в условиях изменяющихся внешних и внутренних воздействий, т. е. когда необходимо оперативно вырабатывать управленческие решения.

Проектирование ОСУ включает решение следующих вопросов:

-определение состава и содержания функций;

-степень централизации и децентрализации функций;

-число ступеней управления и число звеньев в каждой ступени;

-распределение функций между звеньями различных ступеней;

-установление подчиненности между звеньями;

-определение квалификационно-должностного состава работников и их численности.

ОСУ, как и всякие системы, развиваются в реальной среде, переходят из одной формы в другую. В настоящее время в сфере автотранспорта чаще всего применяют следующие основные виды ОСУ:

-линейные (в т.ч. патриархальные);

-функциональные;

-линейно-функциональные.

3.3 Линейные ОСУ

При линейной ОСУ обеспечивается прямое воздействие на объект управления и предусматривается в полной мере принцип единоначалия.

Исторически первой на транспорте появилась разновидность линейной ОСУ, называемая патриархальной (рисунок 3.1). На транспорте патриархальные структуры оказались живучими. Даже в странах с развитой экономикой значительная доля автотранспорта находится под управлением многочисленных мелких собственников автомобилей.

Эксплуатация этих транспортных средств осуществляется силами одной семьи или группы родственников.




Используется и наемный труд, однако функции управления выполняет хозяин, владелец транспорта. Масштабы деятельности такого транспортного производства обычно невелики.

ОСУ может применяться и на ранних стадиях развития АТП (подразделения АТП), когда перевозки носят нерегулярный, случайный характер или выполняются в сравнительно небольших масштабах.

30

По мере увеличения масштабов производства и усложнения его характера патриархальная ОСУ уступила место классической линейной ОСУ, или просто линейной ОСУ (рисунок 3.2).



Главные особенности линейной ОСУ:

-единоначалие, когда каждый работник подчиняется и отчитывается только одному руководителю, а тот, в свою очередь, имеет вышестоящего единственного руководителя;

-руководитель принимает решения по всем вопросам и функциям руководимого им подразделения;

-наличие только вертикальных связей типа «руководитель - подчиненный»: сверху вниз идут распоряжения, инструкции, а снизу-вверх - отчеты, сообщения, запросы и т.д.;

-структура строится по иерархическому принципу;

-единство распорядительства и контроля (информация о задании и отчет

О его исполнении всегда проходят по одному и тому же каналу связи). Линейное управление можно определить как управление производственным подразделением. Для любого производственного объекта на предприятии имеется лицо, которое руководит этим объектом по принципу единоначалия и несет всю полноту ответственности за его работу.

На АТП должности чисто линейного руководства включают: директора АТП, начальников автоколонн, маршрутов, начальников мастерских, гаража, АЗС, мастеров и бригадиров.

Классическую линейную ОСУ применяют обычно в одноуровневых структурах управления (начальник маршрута - водитель; бригадир - члены ремонтной бригады и т.д.) или на нижних уровнях управления, где перечень обязанностей руководителя сравнительно узкий. Линейные ОСУ могут иметь и несколько уровней иерархии. Структура такой ОСУ обычно совпадает с производственной структурой.

В такой ОСУ работники разделяются на производственные подразделения (звенья, бригады, участки, колонны) и во главе каждого ставится начальник, осуществляющий руководство подчиненными по всем видам выполняемой ими работы. Начальники подразделений входят элементами в линейную «иерархию начальников».


Эффективность таких ОСУ зависит от квалификации начальника и характера производства. При простой организации труда линейные ОСУ могут быть весьма эффективными, несмотря на то, что при этом исключается специализация по выполнению определенных работ.


Достоинства линейных ОСУ:

1.Обеспечение принципа единоначалия, оперативность

2.Невозможность получения противоречивых распоряжений

3.Полная ответственность руководителя за результаты работы

4.Простота и экономичность

Недостатки линейных ОСУ:

1.Высокие требования к квалификации руководителей

2.Отсутствие специалистов по отдельным функциям управления при руководстве специализированными участками.

3.4 Функциональные ОСУ

С ростом масштабов и усложнением транспортного производства увеличивается объем работы по специальным функциям, требующим специальных знаний руководителей.

Линейные ОСУ не отвечают этим требованиям, поэтому на транспорте нашли применение функциональные ОСУ, при которых происходит разделение труда по определенным функциям (рисунок 3.3). При руководителе создаются функциональные подразделения (службы, отделы), которые осуществляют непосредственное руководство исполнителями в пределах своих функций и полномочий:

-управление перевозками;

-управление ТО и ремонтом автотранспорта;

-организация финансовой деятельности;

-организация работы с кадрами, и т.д.

Все специфические функции, общие для одного или нескольких производственных подразделений, передаются в ведение этих служб. Вместо универсальных линейных руководителей среднего звена в функциональной ОСУ действуют компетентные специалисты с широкими полномочиями. Каждый такой руководитель среднего уровня обладает правом распорядительства по своей функции, и направляет нижестоящим звеньям обязательные для них решения.

В каждом функциональном подразделении может строиться своя ОСУ с функциональным руководителем и функциональными исполнителями.



Р – руководящий орган; ФР1, ФР3 – функциональные руководители;

И– исполнительные органы

Рисунок 3.3 - Схема функциональной ОСУ

Функциональный руководитель одновременно выступает в нескольких ролях:

1.Руководитель функциональной службы и её работники обеспечивают функциональное руководство линейными подразделениями нижестоящего уровня по вопросам своей функции.