Файл: 2 производственные структуры атп 1 Типы автотранспортных предприятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 647

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-основной общепроизводственный универсальный склад для хранения материальных запасов;

-специализированный общепроизводственный склад для хранения горюче-смазочных материалов.

В составе основного склада имеются специализированные секции для хранения автомобильных шин, лакокрасочных материалов, кислот и других материалов, требующих особых условий содержания. Помимо названных на АТП могут быть:

-промежуточные цеховые склады и инструментально-раздаточные кладовые, располагаемые непосредственно в производственных зонах или комплексах по выполнению ТО и ремонтов подвижного состава,

-общепроизводственные склады, предназначенные для сбора отходов, утиля и металлолома,

-различные хозяйственные склады и кладовые, в которых хранятся спецодежда, хозяйственный инвентарь и материалы, различная тара и т. п.

Ко всем складам предъявляются единые требования с точки зрения организации их работы. Они должны обеспечивать полную сохранность материальных ценностей; удобство и быстроту их приема и выдачи; учет их наличия и движения в реальном масштабе времени; рациональное использование площадей и объемов складских помещений; минимальные трудоемкость

И себестоимость складских работ.

Большое внимание уделяется конструкции и оборудованию подразделений складского хозяйства. Использование той или иной конструкции склада обусловлено параметрами и свойствами каждой единицы материальных запасов, и их влиянием на окружающую среду. Комплексная механизация складских работ предусматривает широкое использование различного подъемно-транспортного оборудования: автопогрузчиков, тельферов, штабелеров, конвейеров, ручных и механических тележек, лифтов и т. д.

Размещение складов зависит от назначения хранящихся материалов и их свойств:

-склады запасных частей, инструмента, отремонтированных узлов, агрегатов и деталей с целью ускорения доставки материалов и снижения затрат на нее располагают в непосредственной близости от производственных подразделений;

-склады горюче-смазочных материалов – на безопасном от них расстоянии.

Ускорению приема и выдачи материальных ценностей способствует организация на складах системы их адресности, предусматривающей кодирование (в том числе штриховое) всех мест хранения (стеллажей, площадок, ячеек) с указанием номенклатурных номеров хранимых ценностей.


По мере компьютеризации процессов управления на АТП выполнение функций учета и контроля за движением запасов материальных ценностей, а также регулирования запасов будет автоматизироваться.

2.11 Внутрипроизводственный транспорт

Основная задача внутрипроизводственного транспорта - погрузка, разгрузка и перемещение различных узлов, агрегатов, деталей, инструмента, материалов, оснастки и оборудования по территории АТП, внутри производственных зон и участков, а также между входящими в состав АТП подразделениями.

Доля затрат на содержание внутрипроизводственного транспорта в себестоимости автомобильных перевозок незначительна. Однако эффективная его работа сказывается на величине коэффициента выпуска подвижного состава, простоях в ожидании замены каких-либо деталей, узлов, агрегатов, надежности работы автомобилей на линии.

Организация работы внутрипроизводственного транспорта опирается на анализ грузопотоков на предприятии. Это позволяет разработать рациональные маршруты перевозок, выбрать наиболее эффективные транспортные средства и создать рациональную систему планирования и управления работой этого транспорта.

На предприятиях могут применять различные транспортные средства:

-для периодически поступающих грузов используются автомобили, электрокары, механические тележки, тельферы и т. д.;

-для грузов, поступающих непрерывно, выгоднее применять различные конвейеры.

При выборе различных транспортных средств надо учитывать: характеристики грузопотоков, соответствие транспорта условиям основного производства, особенности перевозимого груза (масса и габариты), рельеф местности, определяющий скорость передвижения и др.

2.12 Положения об отделах (службах, подразделениях) предприятий, должностные инструкции руководителей и специалистов

Деятельность отделов (служб, подразделений) предприятий и отдельных исполнителей (руководителей, специалистов) осуществляется на основе соответствующих Положений и должностных инструкций. Положения и инструкции выступают в качестве основного документа, регламентирующего разделение труда на предприятии. Основным требованием к составлению этих документов является четкое распределение полномочий, они утверждаются соответствующим руководителем.



Положение об отделах обычно содержит следующие разделы:

-общие положения,

-структура,

-функции,

-права,

-ответственность,

-взаимоотношения отдела (с другими подразделениями и внешним окружением).

В разделе «Общие положения» определяются: точное название подразделения, цель его деятельности, место и значение в структуре предприятия, подчиненность подразделения, какие объекты имеет в своем подчинении, кем возглавляется, руководящие и регламентирующие материалы, определяющие его деятельность.

В разделе «Структура» описываются: структура подразделения, каков штатный состав и кем он утверждается, взаимоотношения внутренних элементов подразделения и каждого сотрудника, т.е. регламентация внутренней деятельности подразделения.

В разделе «Функции» перечисляются основные функции подразделения, обеспечивающие реализацию целей подразделения. Функции конкретизируются перечнем основных работ и операций. При этом необходимо обратить внимание на недопущение дублирования и параллелизма в работе подразделений, сведения функций подразделения к функциям его руководителя.

В разделе «Права» определяются компетенция подразделения по реализации возложенных на него функций, а также порядок осуществления предоставленных прав. Права подразделения осуществляются как его руководителем (начальником), так и другими сотрудниками в соответствии с установленным распределением обязанностей.

В разделе «Ответственность» указана в соответствии с действующим законодательством и с учетом особенностей каждого подразделения административная, материальная и моральная ответственность за несвоевременное и некачественное выполнение возложенных на подразделение задач.

В разделе «Взаимоотношения с другими подразделениями предприятия

И внешним окружением» определяются основные производственные и информационные (в т.ч. документальные) связи данного отдела с другими подразделениями и внешним окружением, подготовки решений и т.п.

Обычно отчетно-справочная документация, поступающая в государственные органы управления, надзорные и контролирующие органы от предприятий, подписывается руководством предприятия. Документация (приказы, указания, распоряжения и т.п.) от государственных органов управления, надзорных и контролирующих органов поступает в подразделения предприятий через руководство предприятия.


Конкретизация задач, прав и ответственности, возложенных на каждого работника, осуществляется в должностных инструкциях, разрабатываемых на предприятиях.

Должностная инструкция учитывает конкретные условия и объемы работ, в ней приведен перечень функций, которые соответствуют квалификации работника и условиям рационального разделения труда.

Должностная инструкция обычно включает четыре раздела: - общие положения; - обязанности; - права;

- ответственность.

Основой при разработке конкретных положений об отделах и должностных инструкций для работников предприятий транспорта могут быть существующие типовые положения и должностные инструкции, действующие нормативные и законодательные акты.

Типовые должностные инструкции обычно разработаны для крупных предприятий транспорта, поэтому конкретным предприятиям следует учитывать свои условия. При необходимости, обязанности, предусмотренные той или иной инструкции, могут быть укрупнены или разделены между несколькими конкретными исполнителями.

Положения об отделах и должностные инструкции ведущих специалистов, разработанные на АТП, должны утверждаться руководством (директором и т.п.). Хранятся положения и должностные инструкции в соответствующем отделе, а также в экономическом отделе или в отделе организации труда и заработной платы предприятия.

Должностные инструкции с определением обязанностей, прав и ответственности выдаются каждому исполнителю для ознакомления, о котором уведомит его подпись и дата ознакомления, поставленные на отдельном, листе, следующим за инструкцией.

В учебном пособии приведены примерные Положение об отделе безопасности движения АТП и Должностная инструкция начальника отдела безопасности движения (Приложения А и Б соответственно).

Контрольные вопросы

1.На какие типы делятся предприятия автотранспорта?

2.Какие производственные процессы осуществляются на предприятиях автотранспорта?

3.Какие структуры формируются на автотранспортных предприятиях?

4.Какие этапы проходят в своем развитии производственные структуры автотранспортных предприятий?

5.Какие цели, задачи и функции присущи экономической службе АТП?


6.Какие цели, задачи и функции присущи ремонтному и инструментальному хозяйству АТП?

7.Какие цели, задачи и функции присущи складскому хозяйству АТП?

8.Какие цели, задачи и функции присущи внутрипроизводственному транспорту АТП?

9.Что такое Положение об отделе (службе, подразделении) АТП, его содержание?

10.Что такое должностная инструкция руководителя и специалиста АТП, её содержание?

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

3.1 Методы и структуры управления на транспорте

Построение структуры управления является частью процесса создания управляющей подсистемы на предприятиях автомобильного транспорта. При построении такой структуры большое значение отводится формам и методам управления, то есть форме распределения задач и полномочий при принятии решений между лицами или подразделениями, составляющими систему управления.

Под организационной структурой управления (ОСУ) понимается совокупность определенным образом взаимосвязанных и соподчиненных организационных элементов (звеньев), выполняющих ту или иную функцию в системе управления. ОСУ графически изображает систему управления производством.

Организационная структура управления (ОСУ) характеризуется:

-элементами (звеньями) управления;

-связями;

-ступенями (уровнями) управления.

Звено управления – это самостоятельное структурное подразделение (или должностное лицо), выполняющее определенную функцию или ее часть.

Совокупность звеньев, находящихся на одном горизонтальном уровне, образует ступень (уровень) управления.

Звенья структуры находятся в формально закрепленных связях. Основные связи вертикальные: руководство и подчинение. Они различаются по типу руководства и подчинения.

Если руководство полное, касается всех вопросов деятельности нижестоящего органа, то такую связь называют линейной.

Если руководство ограничено – функциональной.

Помимо вертикальных, между звеньями существуют горизонтальные связи.

Выбор варианта ОСУ проводится владельцем или руководителем АТП после анализа производственных возможностей АТП, профессиональной подготовки персонала управления, влияния внешних факторов, определения степени управляемости предприятия и т.д.