Файл: 2 производственные структуры атп 1 Типы автотранспортных предприятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 645

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
понимают совокупность производственных подразделений и исполнителей, выполняющих в производственном процессе однородные задачи, имеющие достаточно самостоятельное значение.

К основным службам АТП относят:

-службу эксплуатации (коммерческой эксплуатации);

-производственно-техническую службу (инженерно-техническую, техническую, технической эксплуатации);

-экономическую (планово-экономическую) службу;

-административно-хозяйственную службу;

-кадровую.

Служба эксплуатации (коммерческой эксплуатации, СЭ) является основной в АТП. Остальные службы, в конечном итоге, работают на нее. Служба эксплуатирует подвижной состав на коммерческой основе. В состав СЭ входит ряд подразделений. Во главе СЭ обычно находится заместитель директора по эксплуатации (по коммерческой работе, по перевозкам).

На производственно-техническую службу (ПТС, ИТС) возложены функции технического содержания подвижного состава, т. е. комплекс работ по ТО и ремонту. Службу обычно возглавляет главный инженер организации.

Экономическая служба решает комплекс задач по экономическому обеспечению деятельности транспортной организации (технико-экономическое нормирование и планирование, анализ, прогнозирование экономических показателей, организация труда и заработной платы). Во главе этой службы обычно стоит заместитель директора по экономике.

Административно-хозяйственная служба обеспечивает делопроизводственное и хозяйственное обслуживание организации, охрану имущества и территории и в крупных организациях возглавляется заместителем директора по административно-хозяйственной работе. На небольших предприятиях эта служба может состоять из отдельных подразделений или исполнителей, непосредственно подчиненных директору.

Кадровая служба занимается подбором, расстановкой, обучением и аттестацией кадров организации, проведением воспитательной работы в коллективе. Ее возглавляет заместитель директора по кадрам (кадровой работе, кадрам и общим вопросам).

К вспомогательным службам (производствам) обычно относят:

-ремонтное хозяйство, инструментальное хозяйство (их иногда объединяют в отдел или службу главного механика – ОГМ);

-энергетическую службу;


-складское хозяйство;

-внутрипроизводственный транспорт и т.п.

В конкретных случаях состав и функции служб могут меняться.

2.7 Экономическая служба АТП

Экономическая служба занимает важное место в хозяйственном руководстве АТП. На основе анализа работы предприятия, и его подразделений, экономическая служба определяет пути, направленные на повышение технической готовности ПС и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП. Экономическая служба играет активную роль в оценке эффективности намечаемых и проводимых технических и организационных мероприятий, направленных на улучшение обслуживания потребителей транспортных услуг.

В составе экономической службы АТП имеется, прежде всего, плановый (или планово-экономический отдел). Планово-экономический отдел организует разработку перспективных и текущих планов предприятия, руководит составлением планов в колоннах и цехах, координирует работу других отделов по составлению ими соответствующих разделов планов, доводит утвержденные планы до колонн, цехов и служб. Он организует статистическую работу в АТП, обеспечивает своевременность и достоверность учета и отчетности, осуществляет постоянный контроль за выполнением планов. На основе анализа выполнения плана отдел разрабатывает предложения по устранению выявленных «узких» мест.

Организуя разработку бизнес-плана предприятия, плановый отдел устанавливает колоннам и цехам лимиты денежных, трудовых и материальных затрат, что оказывает влияние на снижение себестоимости и повышение рентабельности перевозок.

Планово-экономический отдел участвует в составлении плана повышения эффективности производства и контроле за его выполнением, определяет экономическую эффективность организационно-технических мероприятий.

На крупных АТП (более 500 автомобилей) в составе экономической службы рекомендуется создание отдела труда и заработной платы (ОТЗП), который планирует численность работающих, фонд оплаты труда, разрабатывает предложения по повышению производительности труда, внедрению передовых форм организации труда, проводит контроль и анализ выполнения планов по труду и заработной плате. Он организует нормирование труда на предприятии, ведет работу по определению норм выработки и расценок.



По поручению директора отдел проводит работу по подготовке коллективных договоров со стороны администрации и контролю за их выполнением.

Функции финансовой деятельности АТП осуществляет бухгалтерия (обычно - в тесном контакте с планово-экономическим отделом). Финансовая деятельность АТП заключается в разработке финансового плана предприятия, в контроле за его выполнением, системой расчетов с клиентурой за пользование услугами автомобильного транспорта, в проведении финансовых расчетов с внешними организациями, в контроле за соблюдением финансовой и договорной дисциплины и т.п.

Бухгалтерия предприятия проводит учет наличия средств, имеющихся в распоряжение предприятия, сохранности и уровня использования их, организует выполнение финансового плана, проверяет состояние финансового хозяйства предприятия, проводит работу по расчету с клиентурой, поставщиками и налоговыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств и соблюдение финансовой дисциплины.

В крупных АТП всю экономическую службу часто возглавляет заместитель директора по экономике. Он руководит работой планово-экономического отдела и ОТЗП, а также осуществляет методическое руководство бухгалтерией. Он осуществляет свою работу в тесном контакте с эксплуатационной и технической службами.

2.8 Отдел главного механика (ОГМ)

Основной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение эксплуатационной надежности машин, станков и оборудования, которыми располагают технические службы АТП. В настоящее время затраты на осуществление ремонтно-восстановительных работ по вспомогательному производству для различных предприятий составляют от 10 до 25 % затрат на ТО и ТР подвижного состава. На предприятиях используют систему планов предупредительных ремонтов, включающую:

-межремонтное обслуживание;

-периодически проводимые по графику профилактические операции;

-также плановые ремонты.

В состав работ по межремонтному обслуживанию включаются регулировка механизмов и устранение мелких неисправностей, контроль за выполнением правил эксплуатации станков, машин и другого оборудования. Этот вид обслуживания осуществляют бригады ремонтных рабочих вспомогательных подразделений, а также дежурный персонал ремонтной службы (слесари, электрики, сантехники) без нарушения производственного процесса, используя для этого технологические перерывы в работе оборудования.


Проводимые периодические профилактические операции предусматривают проверку оборудования на точность работы, его осмотр, промывку, замену или пополнение эксплуатационных материалов. Энергетическое оборудование подвергается испытанию по соответствующей программе.

Плановые ремонты в зависимости от объема ремонтных работ и их трудоемкости подразделяют на малый, средний и капитальный.

На АТП возможно создание специализированных ремонтных бригад, закрепляемых за определенным типом оборудования. В них возможна специализация по видам работ отдельных членов бригады. Однако реализация данного метода требует высокой концентрации станочного и машинного парков в рамках одного предприятия.

Перечень задач, стоящих перед инструментальным хозяйством, включает:

-определения потребности в инструментах;

-планирования его приобретения (или изготовления) с наименьшими затратами;

-бесперебойное обеспечение производственных зон, участков и отдельных рабочих мест соответствующим инструментом (под ним понимают все виды технологической оснастки, включая режущий, крепежно-зажимный и измерительный инструмент, приспособления и т. д.);

-надзор за его эксплуатацией;

-организации его учета и хранения.

Номенклатура потребляемого инструмента и его расход выявляется на основании карт технологических процессов выполнения РПР, а также спецификации инструмента.

На крупных АТП и в их ассоциациях создаются условия повышения эффективности инструментального хозяйства за счет унификации инструмента, применения универсальных приспособлений и стендов и т.п.


2.9 Энергетическая служба

На энергетическую службу возлагаются функции бесперебойного обеспечения производства всеми видами энергии и поддержание его объектов и оборудования в рабочем состоянии.

В число объектов энергетического хозяйства обычно включаются понижающая подстанция, электрическая и тепловая станции (котельная) (в случае, когда АТП имеет автономные источники электро- и теплоснабжения), цех или участок по обеспечению работы слаботочных и аккумуляторных установок, электрическая, тепловая, газовая и телефонно-сигнализационная сети. Основными энергоносителями здесь являются: электричество, горячая вода, пар, сжатый воздух, газ, различные виды жидкого и твердого топлива.

На работников энергетической службы возлагаются обязанности, связанные с контролем за состоянием энергетического оборудования и параметрами его работы; периодической проверкой устройств, обеспечивающей выполнение требований техники безопасности; организацией обслуживания оборудования; планированием и проведением совместно с подразделениями ремонтной службы всех видов работ, предусмотренных системой планов предупредительного ремонта; выполнением мероприятий по экономии всех видов энергоносителей. Эти мероприятия предусматривают следующие направления повышения эффективности функционирования энергетической службы:

-устранение потерь всех видов энергии;

-переход от дорогостоящих энергоносителей к более дешевым;

-совершенствование технологических процессов.

Рациональной организации энергетического хозяйства способствуют разрабатываемые на энергобалансы, в которых на основании сопоставления источников и потребителей энергии выявляются ее потери, устанавливаются их причины и, как следствие, вырабатываются конкретные мероприятия их устранения.

2.10 Складское хозяйство

Для обеспечения бесперебойной работы АТП подразделения материально-технического снабжения создают запасы сырья и материалов, величина которых зависит от масштабов производства, его специализации, норм расхода материальных ресурсов и периодичности их поставок. Для размещения и хранения материальных ресурсов на предприятиях автомобильного транспорта создаются склады.

Как правило, на АТП создается не менее двух складов: