Файл: Логистический менеджмент и задачи оптимизации которые он решает в фирме (Теоретические аспекты логистического менеджмента на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты логистического менеджмента на предприятии
1.1. Сущность и назначение логистического менеджмента на предприятии
1.2. Основные направления логистической деятельности на предприятии и их эффективность
1.3. Подходы к разработке логистической стратегии предприятия
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Подиум»
2.1. Краткая характеристика ООО «Подиум»
2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Подиум»
2.3. Анализ рыночных позиций предприятия
2.4. Анализ организации доставки товаров
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию логистической деятельности в ООО «Подиум»
3.2. Расчет планируемых показателей деятельности предприятия
Введение
Актуальность. Широкое использование логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения общих затрат предприятия и выхода на международные рынки в качестве конкурентоспособных предприятий, что можно достичь путем использования логистических инструментов. К сожалению, конкурентоспособность отечественных предприятий, особенно на международных рынках, остается катастрофически низкой. Проблема заключается не только в качестве и технологическом отставании производственных процессов, а прежде всего – в неэффективных системах управления затратами, ресурсами, финансовыми и материальными потоками.
Жесткая конкурентная борьба стимулирует предприятия искать новые резервы конкурентоспособности, которые ранее не рассматривались как источник укрепления их конкурентного положения на рынке. Одним из актуальных вопросов широкого круга организаций являются вопросы, связанные с совершенствованием функционирования логистики. Существующее многообразие форм организации бизнеса, специфики деятельности отдельных участников логистических систем и многие другие факторы обусловливают широкий круг подходов к повышению эффективности функционирования логистических систем, и соответственно, оценки эффективности принимаемых решений.
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций, направленных на совершенствование логистической деятельности в ООО «Подиум».
Задачи работы:
- исследовать сущность, содержание логистического менеджмента на предприятии;
- рассмотреть направления логистической деятельности;
- провести анализ основных показателей деятельности торгового предприятия ООО «Подиум» в 2015-2017 гг.;
- проанализировать затраты предприятия на доставку грузов;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование логистической деятельности исследуемого предприятия.
Предмет исследования работы – логистическая деятельность на предприятии.
Объект исследования – ООО «Подиум», занимающееся торговлей женской одеждой больших размеров.
Теоретическую и методологическую основу работы определяют фундаментальные исследования, результаты прикладных работ отечественных и зарубежных авторов в области экономики и организации коммерческой деятельности, логистики, маркетинга и менеджмента процессов товарообмена и товародвижения, регулирования механизма установления и функционирования хозяйственных связей, их логистической оптимизации; а также законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации.
В работе использовались системный, комплексный и логистический подходы, методы экономического анализа.
Глава 1. Теоретические аспекты логистического менеджмента на предприятии
1.1. Сущность и назначение логистического менеджмента на предприятии
Значение логистических систем и технологий на предприятии возрастает с увеличением числа и интенсивности товарных потоков в ходе расширения деятельности предприятия (например, выхода на новые рынки) или в условиях, когда сама специфика продукции и рынка требует высокой оперативности.
Поскольку любое предприятие стремится «вырасти», выйти на новые рынки, а сама конкурентная обстановка повышает роль оперативности в работе предприятия, возрастает роль логистической деятельности, а также обеспечения ее эффективности[1].
До настоящего времени не выработана единая позиция, относительно раскрытия сущности логистической деятельности, не сформированы концептуальные и методологические основы обеспечения ее эффективности, отсутствуют масштабные исследования относительно степени влияния различных внешних и внутренних факторов на эффективность логистической деятельности[2].
Анализ практической деятельности российских и зарубежных предприятий позволил сделать вывод о том, что существует объективный рост проблем управления эффективностью логистической деятельности на всех ее этапах. А. М. Гаджинский в своей работе определяет эффективность логистической деятельности как «совокупный эффект от использования логистики, заключающийся в сумме эффектов от улучшения ряда численных показателей деятельности предприятия: сокращения запасов, максимального использования площадей, ускорения оборачиваемости, сокращения транспортных расходов и затрат на грузопереработку. Таким образом, эффективная логистическая деятельность позволяет обеспечить поставку нужного груза необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами»[3].
По мнению Ю. М. Неруша и А. Ю. Неруша эффективность логистической деятельности характеризуется как «обеспечение наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание»[4].
Д. Шехтер определяет эффективность логистической деятельности следующим образом: «показатель (или система показателей), который характеризует уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических затрат»[5].
На взгляд автора эффективность логистической деятельности - это показатель достижения необходимого уровня качества логистической деятельности, выражающийся в оптимальном использовании площадей, сокращении запасов, ускорении оборачиваемости капитала, надежности поставок, оперативности и гибкости функционирования предприятия при совокупном минимальном уровне затрат на составляющие этой деятельности, такие как закупка, транспортировка, управление запасами, упаковка, грузопереработка и распределение. Любое предприятие является системой открытого типа, и напрямую взаимодействует с окружающей средой. На логистическую деятельность предприятия воздействуют как внешние факторы, так и ряд внутренних факторов. Определение влияния факторов – внешних и внутренних – на логистическую деятельность предприятия позволяет оценить эти факторы, и разработать систему приемов и способов, которые позволили бы использовать по максимуму факторы благоприятного влияния и снизили бы воздействие от факторов неблагоприятных. Внешняя среда – это некие условия и факторы, воздействующие на деятельность организации и требующие принятия управленческих решений, которые были бы направлены на их ликвидацию или же на приспособление. Экзогенные факторы могут быть политическими, экономическими, правовыми, техническими, технологическими, социальными и экологическими[6].
Внешними факторам, оказывающими косвенное воздействие, или по-другому факторами макросреды называют экономические, научно-технические, социальные, демографические, природно-климатические и политические.
Несмотря на то, что они имеют понимание «косвенного» воздействия, однако мера этого воздействия крайне существенна, нежели, например, влияние микросредовых факторов. Внешние факторы предприятие не может изменить, их необходимо принимать во внимание при планировании логистической деятельности для обеспечения наиболее возможной степени эффективности.
Меняя внутренние факторы, предприятие может повышать эффективность логистической деятельности[7]. К внешним факторам относятся поставщики, покупатели, транспортная инфраструктура, тенденции в экономики, развитие НТП, политические и внешнеполитические изменения, климат и географическое расположение предприятия, деятельность конкурентов и налоговое законодательство.
К числу внутренних факторов можно отнести развитость дистрибутивной сети и распределительных центров, кадры и их мотивацию, организационную структуру предприятия, эффективность экономической деятельности предприятия, программное обеспечение, используемое предприятием, а также складское оборудование и технологии.
1.2. Основные направления логистической деятельности на предприятии и их эффективность
В табл. 1 приведены основные направления повышения эффективности логистической деятельности в различных областях логистики, таких как управление запасами, транспортировка, складирование, упаковка, грузопереработка, закупка и распределение[8].
Таблица 1
Основные направления повышения эффективности логистической деятельности по областям
Область логистики |
Направление повышения эффективности |
1 |
2 |
Управление запасами |
Стоимость производственных запасов должна быть оптимальной для всей производственной системы предприятия. Запасы готовой продукции позволяют быстро реагировать на изменения |
Транспортировка |
Необходимо выбирать транспортные средства и осуществлять перевозки по критериям стоимости и степени надежности |
Складирование |
Применение передовых информационных технологий и складской техники |
Упаковка |
Оптимизация упаковки: изменение ее характеристик для более удобного формирования заказа, сокращение времени на погрузку |
Грузопереработка |
Выбор оптимальных технологических процессов, разработка складских нормативов, повышение эффективности использования складского пространства |
Закупка |
Повышение компетентности и профессионализма персонала, осуществляющего закупки, выбор оптимальной системы планирования заказа |
Продолжение таблица 1
1 |
2 |
Распределение |
Координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя; интеграция всех функций управления процессами |
Перечисленные в табл. 1 направления повышения эффективности логистических систем в той или иной мере содержатся в различных зарубежных и российских концепциях работы предприятия.
Анализ методов, представленных в научной литературе, позволил автору систематизировать методы повышения эффективности логистической деятельности предприятия. В табл. 2 представлены основные методы повышения эффективности логистической деятельности в зависимости от различных областей логистики[9].
Таблица 2
Систематизация методов повышения эффективности логистической деятельности
Метод |
Описание |
Области применения в |
1 |
2 |
3 |
Автоматизация логистической деятельности |
Использование информационных систем Галактика, «1C: ПРЕДПРИЯТИЕ; 1C: ЛОГИСТИКА»; Е- SKLAD; ТрансЛогистик Soft; Microsoft business Solutions-Ах ар ta или других. Использование данных программ позволяет осуществлять сбор, хранение, обработку, |
В управлении запасами, складировании, грузо- |
Консолидация грузов |
Включение двух или более мелких партий от одного или нескольких поставщиков в общую крупную партию |
Транспортировка, распределение |
Использование |
Согласованность поставок для сокращения сроков хранения избыточных запасов |
Транспортировка, |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
АВС-анализ |
Деление запасов сырья и материалов на три категории по степени важности в зависимости от их удельной стоимости, скорости достав- |
В управлении запасами, транспортировке, складировании, упаковке, закупке, распределении |
XYZ-анализ |
Классификация номенклатуры по среднему статистическому отклонению значения от средней скорости расхода товара со склада, до средней скорости доставки товара |
В управлении запасами, транспортировке, |
Метод Парето |
20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий реализуют лишь 20%. Таким образом, можно понять, что, выбрав те оптимальные ресурсы, которые дают наибольший эффект, можно достичь высоких результатов малыми издержками. В то же время последующие усилия будут ненужными и неэффективными. Применяется, как правило, вместе с методами ABC и XYZ-анализа |
В управлении запасами, транспортировке, |
Кросс-докннг |
Прямая поставка непосредственно от поставщика или от производителя, минуя складскую логистику |
Транспортировка, |
Планирование |
Используется при зависимом спросе. Рассчитываются потребности во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, необходимых для производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме, и подаче соответствующих заказов на поставку. На этом основании определяется время подачи заказа, исходя из длительности поставок и времени, к которому они должны поступить и других факторов. |
Управление запасами, закупка, распределение |
Воздействие через персонал предприятия |
Формирование кружков качества на предприятии, разработка системы мотивации сотрудников и вовлечение их в совершенствование |
В управлении запасами, транспортировке, |