Файл: Логистический менеджмент и задачи оптимизации которые он решает в фирме (Теоретические аспекты логистического менеджмента на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты логистического менеджмента на предприятии
1.1. Сущность и назначение логистического менеджмента на предприятии
1.2. Основные направления логистической деятельности на предприятии и их эффективность
1.3. Подходы к разработке логистической стратегии предприятия
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Подиум»
2.1. Краткая характеристика ООО «Подиум»
2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Подиум»
2.3. Анализ рыночных позиций предприятия
2.4. Анализ организации доставки товаров
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию логистической деятельности в ООО «Подиум»
3.2. Расчет планируемых показателей деятельности предприятия
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
Прогнозирование |
Вероятностное представление о появлении событий в будущем, основанное на наблюдениях и теоретических положениях; обоснованное суждение о вероятности наступления одного или нескольких событий или возможных состояниях процесса (явления); суждение о будущем периоде времени. |
Управление запасами, закупка |
Анализ представленных в табл. 2 методов свидетельствует о том, что универсальными методами, которые могут быть применены практически ко всем областям логистики, таким как управление запасами, транспортировка, складирование, упаковка, закупка, распределение и грузопереработка являются методы АВС и XYZ–анализа, методы мотивации персонала, а также метод автоматизации процессов. По мнению автора, все вышеперечисленные методы повышения эффективности логистической деятельности целесообразно использовать комплексно, в структуре единого механизма способного в определённый момент определить и мобилизовать имеющиеся резервы эффективности в каждой выделенной функциональной области логистики, на основе отклонений в системе индикаторов по каждой логистической подсистеме[10].
1.3. Подходы к разработке логистической стратегии предприятия
Определение стратегической роли логистики основывается на природе логистической цепи: во-первых, это существование потребностей (потребителей) на рынке, которые порождают спрос на логистические потоки; во-вторых, существование источников (собственников источников ресурсов) логистических потоков как возможности удовлетворения потребностей; в-третьих, существование организатора логистической цепи, заинтересованного в обеспечении доведения логистических потоков от собственников ресурсов к потребителям (рис. 1).
Рисунок 1. Определение стратегической роли логистики в разрезе логистической цепи[11]
Стратегическую роль логистики необходимо рассматривать во взаимодействии системы интересов «выгоды – затраты» участников логистической цепи. Роль логистики проявляется в согласовании, обеспечении уравновешивания интересов «выгоды – затраты» каждого из участников. Только идеальное соединение, уравнивание этих интересов (что является базовым заданием логистики в стратегическом аспекте) путем формирования таких логистических цепей, которые максимально обеспечивают это равновесие, позволят достичь стратегической цели логистики и реализовать ее в логистической системе предприятия[12].
Если один из участников будет иметь меньшую или большую величину интересов «выгоды – затраты», то в таком случае возникнет диссонанс интересов, который приведет к разрушению цепи – уменьшению объема потребностей (неудовлетворенности) или их излишку (невозможности удовлетворить вовремя в необходимых объемах); сужению ресурсной базы (нерентабельному содержанию) или излишку ресурсов (исчерпанию источников); бессмысленности дальнейшего функционирования логистических цепей (неэффективному функционированию) или сверхприбыльности логистических цепей (неэффективному однобокому развитию) [13].
Моделирование логистической стратегии должно основываться (как и логистическое управление) на развитой информационной системе предприятия, которая обеспечивает систему менеджмента набором количественных параметров, которые позволяют оптимизировать как логистическую систему предприятия, так и его логистическую цепь[14]. Такие количественные параметры в условиях эффективно действующей информационной системы предприятия позволяют вовремя получить объективные данные о состоянии развития логистической системы предприятия и его логистической цепи, а также предусмотреть тенденции развития в будущем. А это является необходимым условием формирования логистической стратегии предприятия и оценки эффективности ее реализации[15].
Формирование логистической стратегии предусматривает использование современных эффективных методов в системе логистического управления. В настоящее время достаточно распространенными и эффективными при формировании логистической стратегии являются методы экономико-математического моделирования, направленные на исследование экономических объектов путем обработки количественных данных, которые характеризуют предприятие, его логистические цепи, а также условия функционирования и развития[16].
Эта группа методов позволяет системе управления получить объективные данные (анализируются преимущественно количественные показатели) для установления причинно-следственных связей на основе построенной модели, осуществить прогнозирование и имитацию развития логистической системы предприятия на перспективу, что является весьма значимым в процессе формирования логистической стратегии. То есть, с одной стороны, экономико-математические модели позволяют проанализировать логистическую деятельность (осуществить факторный анализ), с другой стороны, позволяют сформулировать рекомендации при разработке логистической стратегии прогнозирования результатов ее реализации[17].
При выборе логистической стратегии должно быть проанализировано влияние факторов на результативность логистической стратегии (может быть представлено показателями результативности, прибыльности предприятия за предыдущие периоды его деятельности). Необходимо использование таких факторов при построении экономико-математической модели, которые отображают основные составляющие логистической результативности предприятия:
− показатели логистических затрат предприятия (размер логистических/операционных затрат, доля логистических затрат в операционных затратах, логистические затраты на 1 у.е. реализованной продукции);
− показатели логистических активов предприятия (рентабельность капитальных активов логистической цепи, доля логистических активов в активах, рентабельность оборотных активов, доля оборотных активов);
− показатели логистического цикла (длительность операционного цикла, время оплаты за реализованную продукцию, время поставок, производственный цикл, длительность доставки продукции потребителям);
− показатели уровня развития логистической цепи (рентабельность поставщиков, мощность поставщиков, рентабельность посредников, мощность посредников, уровень доходов потребителей, темпы роста рынка);
− показатели гибкости и адаптивности логистической системы и логистической цепи предприятия[18].
Выбор предприятием логистической стратегии может зависеть от ключевых факторов логистики, на которые ориентировано логистическое управление предприятия (издержки, качество, время, логистические активы), а также от уровня риска логистической деятельности, который принимает система управления предприятием (высокий, средний, низкий) [19]. Исходя из этих параметров, может быть выбрана логистическая стратегия на основе соотношения «ключевые факторы успеха – уровень логистического риска»[20]. Применение уровня риска обусловлено направленностью предприятий на формирование современных логистических цепей, так как стремление к формированию таких цепей влияет на снижение риска как логистической деятельности предприятия, так и его операционной деятельности, является следствием более прогнозируемой деятельности в сфере формирования логистической цепи (предприятие имеет более надежных поставщиков и посредников, и на современном этапе развития имеет необходимые конкурентные преимущества на рынке) [21].
Более рискованная логистическая деятельность направлена на получение кратковременного эффекта от реализации логистических инструментов (по сути, логистика используется как инструмент кратковременной оптимизации операций предприятия), на быструю оптимизацию логистических операций[22].
Менее рискованная логистическая деятельность направлена на получение долгосрочного эффекта логистических инструментов (скорее, комплекса логистических решений), направленных на формирование и развитие интегрированной логистической системы[23].
Выводы
Деятельность логистики решает проблемы, связанные с разработкой сети распределения и обеспечением необходимого уровня обслуживания клиентов. К основным задачам логистики при выходе на новые рынки относятся: формирование складской сети; выбор участников цепи поставок; распределение ресурсов в сети распределения; концентрация запасов в сети распределения; выбор формы товародвижения; разработка стандартов услуг для клиентской базы; поддержка рекламных кампаний, предлагаемых маркетингом.
Логистическая стратегия состоит из всех стратегических решений, планов, операций связанных с управлением цепями поставок. Она формирует связь между более абстрактными стратегиями высшего уровня и детально проработанными операциями, выполняемыми в цепях поставок.
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Подиум»
2.1. Краткая характеристика ООО «Подиум»
ООО «Подиум» - коммерческое предприятие, образованное в 2004 г. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля женской одеждой больших размеров. Торговля осуществляется в отделе «Ulla Popken» в моле «Парк Хаус».
ООО «Подиум» является коммерческой организацией, функционирующей с образованием юридического лица. ООО «Подиум» вправе открывать банковские счета на территории РФ, за её пределами, иметь печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и уставом.
В ООО «Подиум» существует линейная структура управления. Данная структура образуется путем создания специальных служб при каждом линейном руководителе. Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством и Уставом. Высшим органом управления является его руководитель – директор. Он представляет интересы предприятия, заключает договора, трудовые соглашения, открывает в банках расчетные счета, распоряжается средствами организации, утверждает штаты и должностные инструкции, издает приказы и дает обязательные для всех работников указания.
Организационная структура управления ООО «Подиум» представлена на рис. 2. Работа директора ООО «Подиум» направлена на координацию труда персонала. В подчинении директора находятся экономист и управляющий магазином. В обязанности экономиста находится ведение бухгалтерского учета и отчетности, финансовое планирование. Непосредственно организацией продаж занимается управляющий магазином. В его же обязанности находится планирование ассортимента. В подчинении управляющего – старшие продавцы (2 работника).
Директор
Экономист
Управляющий магазином
Старшие продавцы
Продавцы
Рисунок 2. Организационная структура ООО «Подиум»
Старшим продавцам подчиняются продавцы–консультанты (4 работника).
2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Подиум»
Для анализа основных экономических показателей деятельности предприятия было исследовано их изменение за период 2016-2017 гг. (табл. 3). По данным таблицы 3 видно, что деятельность ООО «Подиум» за 2015-2017 гг. была прибыльной. Однако, прибыль от продажи товаров в 2017 г. существенно ниже показателей 2015 г (на 41,85 %) и 2016 г. (на 24,06 %). Это объясняется, прежде всего, снижением товарооборота в 2017 г. к 2015 г., а также превышением темпа роста полной себестоимости проданных товаров (4,21 %) над темпом роста товарооборота (7,90%) в 2017 г. к 2015 г. Существенное снижение товарооборота отмечается в 2016 г., когда он сократился с 17 880 тыс. руб. (2015 г.) до 13 384 тыс. руб. Прирост товарооборота в 2017 г. предприятие полностью достигло за счет увеличения производительности труда. Это свидетельствует об интенсивном направлении развития предприятия.
Таблица 3
Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Подиум» за 2015-2017 гг.
Показатели |
Абсолютное значение |
Абсолютное изменение (+, -) |
Темп прироста, % |
||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017/ 2015 |
2017 / 2016 |
2017 / 2015 |
2017 / 2016 |
|
Товарооборот, тыс.руб. |
17880 |
13384 |
16467 |
-1413 |
3083 |
-7,90 |
23,03 |
Численность работающих, в том числе продавцов, чел. |
9 6 |
9 6 |
9 6 |
- - |
- - |
- - |
- - |
Среднегодовой товарооборот одного работающего одного продавца, тыс.руб. |
1987 2980 |
1487 2231 |
1829 2745 |
-157 -236 |
343 514 |
-7,90 -7,90 |
23,03 23,03 |
Полная себестоимость товаров, В том числе издержки обращения, тыс.руб. |
13178 6964 |
9784 5079 |
13733 6316 |
555 -648 |
3949 1237 |
4,21 -9,30 |
40,36 24,36 |
Валовый доход, тыс.руб. |
11666 |
8679 |
9050 |
-2616 |
371 |
-22,42 |
4,28 |
Прибыль от продажи товаров, тыс.руб. |
4702 |
3600 |
2734 |
-1968 |
-866 |
-41,85 |
-24,06 |
Затраты на 1 руб. товарооборота, руб. |
0,74 |
0,73 |
0,83 |
0,09 |
0,10 |
12,16 |
13,70 |
Рентабельность продаж, % |
26,3 |
26,9 |
16,6 |
-9,7 |
-10,3 |
- |
- |