Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л.Дэкерс [8].
1) потребностей и инстинктов как источников активности;
2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Мотив достижения успехов и избежания неудач.
2.1. Методы исследования детей детского возраста
2.2. Обоснование полученных результатов и их анализ
2.3. Психологические рекомендации по развитию мотиваций у детей
По мнению Н.Г. Лускановой, данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
а) вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны указать те ответы, которые им подходят;
б) анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей мере ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии.
2. Тестирование «Определение сформированности внутренней позиции школьника» А.Л. Венгера.
Методика включает вопросы, ответы на которые могут быть проанализированы с точки зрения сформированности «внутренней позиции школьника». Анализ ответов испытуемого позволяет косвенным образом судить о наличии познавательной и учебной мотивации у ребенка, а также о культурном уровне среды, в которой воспитывается ребенок, что имеет существенное значение для развития его познавательной потребности и личностных особенностей, способствующих или препятствующих успешному обучению.
Мотивационно неготовым к систематическому обучению в школьных условиях может быть признан ребенок, не обнаруживший черт зрелости мотивов и сформированности «внутренней позиции школьника». Это проявляется: в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже негативном отношении к школе и учению, в выраженной импульсивности поведения, в отсутствии устойчивой иерархии мотивов, в невыраженное™ учебно-познавательных мотивов (учебную деятельность ребенка могут инициировать и динамизировать атрибутивные, коммуникативные, игровые и т.п. незрелые мотивы), в низком уровне осознания своих побуждений, когда ребенок затрудняется вербализовать мотивы учения, объяснить смысл учения.
2.2. Обоснование полученных результатов и их анализ
В ходе исследования 1 были получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1. 1.
Ответы детей на данные им вопросы.
Виды мотивации | Факторы мотивации | Сумма Оценок | |||
Привлекательность Цели | Вероятность Достижения цели | Оценка способностей | |||
Мотивация достижения успехов | 5 | 7+ | 8+ | 20+2 | |
Мотивация аффилиации | 7+ | 5 | 5+ | 17+2 | |
Мотивация власти | 4+ | 4+ | 3+ | 11+ | |
Показатель по t – критерию Стьюдента | 2,98 | 2,33 | 2,64 | 2,40 |
. В первых трех столбцах приведены средние суммарные оценки (в расчете на одного ребенка) различных факторов и видов мотивации социального поведения. 2. В последнем, правом столбце показана сумма всех оценок, свидетельствующая о том, насколько высоко ребенок оценивает факторы, связанные с тем или иным видом мотивации. 3. Между показателями, располагающимися по вертикали и отмеченными знаком «+», имеются статистически достоверные различия по t – критерию Стьюдента на уровне р ≤ 0,05 (значения t – критерия приведены в последней строке таблицы.)
Данные, представленные в таблице 1.1., показывают, что первые два утверждения (гипотезы) получили экспериментальное подтверждение.
Таблица 1.2.
Оценка различных факторов мотивации аффилиации детьми с большими и небольшим опытом общения с людьми.
Группы детей | Факторы мотивации аффилиации | ||
Привлекательность цели | Вероятность достижения цели | Оценка Способностей | |
С большим опытом общения | 6,7 | 4,9 | 5,6 |
С небольшим Опытом общения | 7,3 | 5,1 | 4,4 |
Таким образом, дети с большим опытом общения несколько выше, чем дети с небольшим опытом общения, оценивают такие формы мотивации, как свои способности, связанные с удовлетворением мотива аффилиации. Это, вероятно, объясняется тем, что в большом опыте общения у них соответствующие способности развились лучше, чем у детей со сравнительно небольшим опытом общения. Вместе с тем дети с небольшим опытом общения выше, чем дети с большим опытом общения, оценили также факторы мотивации, как привлекательность цели и вероятность ее движения. Возможно объяснение этому кроется, по – видимому, в недостаточности их опыта общения с другими детьми (они, поэтому, несколько переоценили свои возможности).
Таблица 1.3.
Оценка детьми-дошкольниками разного пола и возраста различных факторов мотивации достижения успехов.
Группы детей | Факторы мотивации достижения успеха и их оценка | |
| Вероятность достижения цели | Способности, необходимые для достижения цели |
Дети 4-5 лет | 4,5 | 4,3 |
Дети 5-6 лет | 4,6 | 4,2 |
Мальчики | 4,7 | 4,8+ |
Девочки | 4,2+ | 4,0+ |
В таблице приведены среднее индивидуальные оценки (по пятибалльной шкале) соответствующих факторов мотивации достижения успехов. 2. Различия в средних величинах, отмеченных знаком «+» и расположенных по вертикали, статистически достоверны ( t = 2,06; р ≤ 0,05).
Приведенные в этой таблице данные показывают, что на самом деле существенных различий между детьми 4-5-летнего и 5-6-летнего возраста в оценках вероятности достижения цели и своих способностей, как достаточных для этого, нет. Другими словами, гипотеза о наличии соответствующих возрастных различий между детьми не подтвердилась. Этот факт мы объясняем тем, что сравниваемые между собой группы детей фактически относились к среднему и старшему дошкольному возрасту, то есть, были близки друг к другу по своим психологическим особенностям. Разница в возрасте между группами детей составляло всего 1-2 года. За такое короткое время вряд ли следовало ожидать существенных изменений в оценивании детьми разных факторов мотивации достижения успехов.
Однако между детьми разного пола различия в оценках изучаемых нами факторов мотивации достижения успехов все же обнаружились. Мальчики выше, чем девочки, оценивали и свои способности, и вероятность достижения успехов.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
-
Исследование показало, что факторы, связанные с мотивацией достижения успехов, воспринимаются и оцениваются детьми лучше, чем факторы, связанные с мотивацией аффилиации. -
Факторы касающиеся мотивации власти, оцениваются детьми хуже, чем факторы связанные с мотивацией достижения успехов. Точность и адекватность оценивания этих факторов, зависит от того, насколько разнообразен опыт общения детей дошкольников с другими людьми. -
У детей дошкольного возраста имеются определенные различия в проявлениях мотива достижения успехов в различных видах деятельности. Более всего этот мотив (стремление к достижению успехов) проявляется в труде, и менее всего в учебной деятельности. -
Дети, старшего дошкольного возраста более уверены в том, что смогут стать лидерами среди сверстников в любой игре, по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста. -
Средние дошкольники считают, что, став лидерами, они смогут лучше руководить игрой, чем старшие дошкольники. Такие противоречивые ответы детей среднего и старшего дошкольного возраста объясняются, по-видимому, наличием или отсутствием у них опыта лидерства (руководства).