Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л.Дэкерс [8].
1) потребностей и инстинктов как источников активности;
2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Мотив достижения успехов и избежания неудач.
2.1. Методы исследования детей детского возраста
2.2. Обоснование полученных результатов и их анализ
2.3. Психологические рекомендации по развитию мотиваций у детей
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением одной-двух особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери пару», аналитические задачи первого типа (с прямым и обратным утверждением).
2. Развитие внимания.
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» -- 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров -- «Мозаика», «Точки», «Внимательный художник», «Запутанные дорожки».
3. Развитие восприятия и воображения.
Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элементов конструкторского мышления и конструкторских навыков.
Игры на перевоплощение, «Мозаика» (из девяти элементов) с зарисовыванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок», получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и по памяти.
1. Развитие памяти.
Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Упражнения, аналогичные используемым на 1-ом этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5-7 предметов с учетом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально.
2. Развитие личностно-мотивационной сферы.
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода.
3-й этап
1. Развитие аналитико-синтетической сферы.
Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением двух-трех особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи второго типа). Игра «Угадай слово», основанная на построении «дерева понятий». Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
2. Развитие внимания.
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра «Муха» -- 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте «Корректурная проба», поиск ошибок в тексте.
3. Развитие воображения.
Развитие творческого воображения и элементов конструкторского мышления.
Упражнения, аналогичные применяемым на 2-ом этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов «Волшебный круг» и др.
4. Развитие памяти.
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода из кратковременной в долговременную память).
Упражнения, аналогичные используемым на 2-ом этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение «Зрительный диктант», игра «Кот в мешке».
5. Развитие личностно-мотивационной сферы.
Развитие навыков совместной деятельности.
Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.
4-й этап.
1. Развитие аналитико-синтетической сферы.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.