Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л.Дэкерс [8].
1) потребностей и инстинктов как источников активности;
2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Мотив достижения успехов и избежания неудач.
2.1. Методы исследования детей детского возраста
2.2. Обоснование полученных результатов и их анализ
2.3. Психологические рекомендации по развитию мотиваций у детей
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
ИНСТИТУТ Философии
(название структурного подразделения)
КАФЕДРА Психологии и конфликтологии
(название кафедры)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Психология труда, инженерная психология и эргономика
на тему «Развитие социальных мотивов в детских возрастах»___________
студента (ки) Париновой О.С. курс 4 группы ИФ-192
направления подготовки _____37.03.01 Психология___________________
(шифр и название направления подготовки)
специальности____________________Психология_______________________ (шифр и название специальности)
Паринова О.С. ___________________________________
(фамилия и инициалы) (подпись)
Руководитель работы Доцент Бугеря Т.Н.__________________________
( должность, фамилия, инициалы) (подпись)
Результаты защиты:
Национальная шкала ____________
Количество баллов ______________
Оценка: ____________
Члены комиссии:
________________________ _____________
(фамилия и инициалы) (подпись)
________________________ _____________
(фамилия и инициалы) (подпись)
________________________ _____________
(фамилия и инициалы) (подпись)
Дата ______________
Луганск 2022
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
Институт философии
Кафедра психологии и конфликтологии
БАКАЛАВРИАТ
Направление подготовки
37.03.01 Психология
ЗАДАНИЕ
НА ВЫПОЛНЕНИЕ курсовОЙ работЫ студентА
Париновой ОЛЬге сергеевне
(фамилия, имя, отчество)
1.Тема работы «Развитие социальных мотивов в детских возрастах»___________________________________________________
Руководитель работы Доцент Бугеря Т.Н.
(учёное звание, учёная степень, ФИО)
утверждены приказом кафедры от ____________ 2022г.;
2. Срок подачи студентом работы: ____________________________2022 г.
3. Исходные данные к работе: Текст – стр. __, источников – ___;
4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, которые необходимо разработать):
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования 2.Изучить характеристику структуры личности дошкольник 3.Рассмотреть особенности мотивов социального поведения
4.Определить методы исследования развития мотивов у детей. 5.Обработать полученные результаты 6.Предложить рекомендации по развития мотивов личности 5.Перечень графического материала (рисунков, таблиц):__________________________________________________________
6. Дата выдачи задания "__" ______ _____ года
Руководитель____________________(подпись, дата) Ф.И.О
Задание принял(а) к исполнению:___________________ Ф.И.О.
(подпись, дата)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№ п/п | НАЗВАНИЕ ЭТАПОВ | Срок представления | |
План | Примечания | ||
1 | Утверждение темы курсовой работы. | 10.10.2022 | |
2 | Определение объекта, предмета исследования, постановка заданий. | 16.10.2022 | |
3 | Утверждение содержания курсовой работы. | 03.11.2022 | |
4 | Работа с научной литературой, анализ основных теоретических подходов к изучению объекта и предмета курсовой работы. | 11.11.2022 | |
5 | Представление первого варианта работы. | 15.11.2022 | |
6 | Представление работы в окончательно оформленном виде. | 30.11.2022 | |
7 | Защита курсовой работы. | 12.12.2022 | |
«___»________ 2022 г.
Студент
Паринова О.С. (подпись)
Науковый руководитель
(Доц. Бугеря Т.Н) (подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Анализ литературных источников по проблеме мотиваций у детей дошкольного возраста 7
1.2. Характеристика структуры личности дошкольника 11
1.3. Особенности мотивов социального поведения 15
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1 19
РАЗДЕЛ 2. Экспериментально-психологическое исследование РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 20
2.1. Методы исследования детей детского возраста 24
2.2. Обоснование полученных результатов и их анализ 29
2.3.Психологические рекомендации по развитию мотиваций у детей 32
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2 38
ВЫВОДЫ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучение мотивов поведения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место в психолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решения научно-практических и теоретических вопросов. Мотивация, обеспечивает активизацию и целенаправленность поведения, выполняет, таким образом, в полной мере и регуляторную функцию, обуславливая суть психологии личности. Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. Еще в детском возрасте человек вступает в систему общественных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми в ходе различной деятельности. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов.
Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей дошкольного возраста. Данное положение обуславливается многими причинами. Во-первых, дошкольники находятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения. Поэтому степень сформированности мотивов поведения может определять не только их дальнейший успех в учебной деятельности, но и статусное положение в коллективе, чувство самоуважения и др.
Проблема развития и формирования мотивов поведения нашла свое отражение в работах многих исследователей. Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии представляет определенный интерес. Актуальным является изучение социальной ситуации развития специфической для каждого возраста. Она характеризуется тем, что прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения. До сих пор, однако, мало внимания уделялось изучению структуры мотивов социального поведения у детей.
Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных
, так и зарубежных психологов. В рамках отечественной психологии в первую очередь рассматривались работы таких ученых, как Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, П.М. Якобсон. Из зарубежных, рассматривались работы таких ученых как: В. Макдугалл, Б. Рассел.
Объект исследования: мотивы поведения дошкольников.
Предмет исследования: особенности соотношения общественных и личных мотивов поведения у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить структуру мотивов социального поведения дошкольников.
Из вышеуказанной цели следует определить задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить характеристику структуры личности дошкольник
3. Рассмотреть особенности мотивов социального поведения
4. Определить методы исследования развития мотивов у детей.
5. Обработать полученные результаты.
6. Предложить рекомендации по развития мотивов личности.
- методологическая и теоретическая основа исследования составляют: личностно-ориентированный подход в образовании (Н.А.Алексеев, Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Л.А.Беляева, Е.В.Бондаревская, П.Я.Гальперин, М.Н.Дудина, Э.Ф.Зеер, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); теория мотивации учебной деятельности (Л.И.Божович, К.Вепсяляйнен, Е.П.Ильин, В.И.Ковалев, А.К.Маркова, В.П.Мясищев, М.В.Матюхина, Г.Розенфельд, В.Хенниг, П.М.Якобсон); теоретические положения педагогики взаимодействия (Е.В.Коротаева).
- методы (методики) исследования теоретические: комплексный анализ и синтез педагогического, психологического и лингвистического знания по проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий; эмпирические: сравнительный дидактический анализ действующих программ, учебников, методических пособий; мониторинг уровня сформированности мотивации у учащихся; наблюдение; анкетирование; беседы с учителями и школьниками; опытно-экспериментальная работа. Итогом стали обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме исследования.
- практическое значение полученных результатов исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть полезны в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и быть использованы детскими психологами, социальными педагогами и воспитателями в дошкольных учреждениях.