Файл: Развитие социальных мотивов в детских возрастах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

С.Р. Немов понимает мотивацию как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [19].

Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л.Дэкерс [8].

1) потребностей и инстинктов как источников активности;

2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.

В современной психологии существуют противоречивые представления о содержании понятий мотив и мотивация. Условно выделяют следующие группы подходов.

3. Сторонники данной точки зрения исходят из рассмотрения субъективного соотнесения потребности с объективно существующими вещами и явлениями.

Таким образом, данные концептуальные подходы к изучаемой проблеме отражают диаметрально противоположные представления о мотивации деятельности.

Мотив аффилиации.

Мотив оказания помощи людям.

Мотив власти.

Мотив агрессивности.

Мотив достижения успехов и избежания неудач.

Мотив беспомощного поведения.

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1

Таким образом, Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

РАЗДЕЛ 2. Экспериментально-психологическое исследование РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

2.1. Методы исследования детей детского возраста

2.2. Обоснование полученных результатов и их анализ

2.3. Психологические рекомендации по развитию мотиваций у детей

Обработка полученных данных дала основание утверждать, что дети превосходят по числу переходов с низкого уровня мотивации к учению на более высокий.

ВЫВОДЫ

Мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека -- его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой.




РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1. Анализ литературных источников по проблеме исследования мотиваций у детей дошкольного возраста

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции (она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в.), человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека [10]. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.). Н.Кудрявцев отмечает, что мотивация совокупность мотивов, возникающих, меняющихся и реализуемых в процессе поведения [14]. Он подчеркивает, что мотивация не только отражается в сознании субъекта, но и прогнозируется им, когда он взвешивает различные варианты своих действий и их последствий [14].

С.Р. Немов понимает мотивацию как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [19].

Ученый Асеев В.Г. считает, что мотивация включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.п. [2]. Психолог Маклаков А.Г. рассматривает мотивацию как характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [16]. Также автор К.Хекхаузен указывает, что мотивация складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции поведенческого акта [29]. Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л.Дэкерс [8]. Известный ученый В.Д. Филиппов рассматривает мотивацию как процесс формирования мотива [28]. Мотивация как процесс предполагает несколько стадий: 1) актуализация мотивации; 2) целеобразование, выбор действия и формирование намерения; 3) реализация намерения; 4) постреализация. Понятия мотива и мотивации включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления. Однако, как указывает психолог С.Р. Немов [20], понятие «мотивация» шире понятия «мотив». Исходя из приведенных определений вытекает, что мотив является одним из видов побуждений мотивации или представляет собой ее важную составляющую часть. Предварительное изучение мотивации дает возможность выделить ее группы: 1) ярко выраженная мотивация достижения успеха, 2) выраженная мотивация избегания неудачи, 3) мотивационный полюс ярко не выражен, 4) мотивационный полюс ярко не выражен, но присутствует тенденция на достижение успеха или избегание неудач. Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти. Мотивация

это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л.Дэкерс [8].

Понятия мотива и мотивации включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления. Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.). Термин "мотивация" в широком значении используется во всех областях психологии, которые исследуют причины и механизмы поведения человека и животных. Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

1) потребностей и инстинктов как источников активности;

2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Все это позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а также говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

В современной психологии существуют противоречивые представления о содержании понятий мотив и мотивация. Условно выделяют следующие группы подходов.

1. Данные феномены рассматриваются как внутренние присущие «миру» субъекта (К.К. Платонов, А.В. Петровский, Л.Б. Ительсон и др.). Чаще всего они отождествляют мотив с потребностью и ее субъективной формой - эмоцией. 2. Подход сводится к представлению о том, что мотивы, побуждающие человека, могут быть либо внутренними факторами, либо внешними - поощрения, наказания и т.п. Этой точки зрения придерживаются в основном западные исследователи.

3. Сторонники данной точки зрения исходят из рассмотрения субъективного соотнесения потребности с объективно существующими вещами и явлениями.

Мотив, по Б.Ф. Ломову, есть отражение потребности, которая действует как субъективная закономерность, выступает как объективная необходимость. Однако мотив не определяет конкретных характеристик деятельности, деятельность определяется не мотивом, а целью.

Таким образом, данные концептуальные подходы к изучаемой проблеме отражают диаметрально противоположные представления о мотивации деятельности.

Кроме того, необходимо также разграничивать мотив и побуждения. Впервые попытку разделения мотива и побуждения предпринят Ж.Годфуа, который определил мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать», а «побуждение является причиной действия или целью, ради которой оно было совершено». Очевидно, что автору не удалось четко разграничить данные понятия. Необходимо согласиться с В.И. Ковалевым, который критически относится к отождествлению, приравниванию мотива к другим элементам мотивационной сферы и считает, что подмена понятия мотив понятиями цель, эмоции есть, по существу, отрицание самостоятельности мотива как категории [12]. Следовательно, понятие «мотив» означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.


    1. Характеристика структуры личности дошкольника

Процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. Законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого. Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части. Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Вследствие этого на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процесса развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития. Если предшествующая задача в изучении динамики возраста определяла путь прямого движения от социального бытия ребенка к новой структуре его сознания, то теперь возникает следующая задача: определить путь обратного движения от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста