Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л.Дэкерс [8].
1) потребностей и инстинктов как источников активности;
2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Мотив достижения успехов и избежания неудач.
2.1. Методы исследования детей детского возраста
2.2. Обоснование полученных результатов и их анализ
2.3. Психологические рекомендации по развитию мотиваций у детей
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
-
Анализ литературных источников по проблеме исследования мотиваций у детей дошкольного возраста
С.Р. Немов понимает мотивацию как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [19].
Ученый Асеев В.Г. считает, что мотивация включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.п. [2]. Психолог Маклаков А.Г. рассматривает мотивацию как характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [16]. Также автор К.Хекхаузен указывает, что мотивация складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции поведенческого акта [29]. Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л.Дэкерс [8]. Известный ученый В.Д. Филиппов рассматривает мотивацию как процесс формирования мотива [28]. Мотивация как процесс предполагает несколько стадий: 1) актуализация мотивации; 2) целеобразование, выбор действия и формирование намерения; 3) реализация намерения; 4) постреализация. Понятия мотива и мотивации включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления. Однако, как указывает психолог С.Р. Немов [20], понятие «мотивация» шире понятия «мотив». Исходя из приведенных определений вытекает, что мотив является одним из видов побуждений мотивации или представляет собой ее важную составляющую часть. Предварительное изучение мотивации дает возможность выделить ее группы: 1) ярко выраженная мотивация достижения успеха, 2) выраженная мотивация избегания неудачи, 3) мотивационный полюс ярко не выражен, 4) мотивационный полюс ярко не выражен, но присутствует тенденция на достижение успеха или избегание неудач. Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти. Мотивация–это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Мотивацию как движущую силу или причину того, что действие воплощается, рассматривает Л.Дэкерс [8].
Понятия мотива и мотивации включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления. Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.). Термин "мотивация" в широком значении используется во всех областях психологии, которые исследуют причины и механизмы поведения человека и животных. Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:1) потребностей и инстинктов как источников активности;
2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Все это позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а также говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.В современной психологии существуют противоречивые представления о содержании понятий мотив и мотивация. Условно выделяют следующие группы подходов.
1. Данные феномены рассматриваются как внутренние присущие «миру» субъекта (К.К. Платонов, А.В. Петровский, Л.Б. Ительсон и др.). Чаще всего они отождествляют мотив с потребностью и ее субъективной формой - эмоцией. 2. Подход сводится к представлению о том, что мотивы, побуждающие человека, могут быть либо внутренними факторами, либо внешними - поощрения, наказания и т.п. Этой точки зрения придерживаются в основном западные исследователи.3. Сторонники данной точки зрения исходят из рассмотрения субъективного соотнесения потребности с объективно существующими вещами и явлениями.
Мотив, по Б.Ф. Ломову, есть отражение потребности, которая действует как субъективная закономерность, выступает как объективная необходимость. Однако мотив не определяет конкретных характеристик деятельности, деятельность определяется не мотивом, а целью.Таким образом, данные концептуальные подходы к изучаемой проблеме отражают диаметрально противоположные представления о мотивации деятельности.
Кроме того, необходимо также разграничивать мотив и побуждения. Впервые попытку разделения мотива и побуждения предпринят Ж.Годфуа, который определил мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать», а «побуждение является причиной действия или целью, ради которой оно было совершено». Очевидно, что автору не удалось четко разграничить данные понятия. Необходимо согласиться с В.И. Ковалевым, который критически относится к отождествлению, приравниванию мотива к другим элементам мотивационной сферы и считает, что подмена понятия мотив понятиями цель, эмоции есть, по существу, отрицание самостоятельности мотива как категории [12]. Следовательно, понятие «мотив» означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.-
Характеристика структуры личности дошкольника