ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) физика > химическая физика > химия;
2) биология > ботаника > зоология;
3) анатомия > физиология > эволюционное учение > учение о наследственности;
4) геология > минералогия > петрография > палеонтология > физическая география и другие науки о Земле;
5) астрономия > астрофизика > астрохимия и другие науки о Вселенной.
Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п. Как бы ни подразделялись науки, "но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, - они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой".
Проблема начала науки и причины возникновения.
Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости — топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н. э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.
Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.
Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:
Формирование речи; Развитие счёта; Возникновение искусства; Формирование письменности; Формирование мировоззрения (миф); Возникновение философии.
Наши представления о сущности науки не будут полными, если мы не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь мы сразу сталкиваемся с дискуссией о времени возникновения науки.
Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание. Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Мы уже называли и довольно подробно говорили об этих сторонах науки. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:
- как знания и деятельность по производству этих знаний - с начала человеческой культуры;
- как форма общественного сознания - в Древней Греции;
- как социальный институт - в Новое время;
- наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.;
- как непосредственная производительная сила - со второй половины XX в.
По вопросу генезиса науки нет единого и общепринятого мнения. Можно выделить четыре наиболее известных подхода:
1) Наука возникает в рамках традиционных древних цивилизаций (Египет, Месопотамия, Китай, Индия и др.). Этой точки зрения придерживались О. Конт, Г. Спенсер и другие представители позитивизма 19 в. Основу данного подхода составляет отождествление науки с обыденно-практическим знанием.
2) Наука возникает в контексте античной культуры (Дж. Бернал, Б. Рассел и др.). В основе данного подхода находится утверждение о том, что в рамках античной культуры происходит становление принципов и стандартов теоретического мышления
, лежащего в основе науки.
3) Наука формируется в 12-15 вв. в позднесредневековой Европе. В рамках данного подхода указывается на то, что в этот период происходит формирование такой формы познавательной деятельности, в которой соединились культура абстрактно-теоретического мышления и зачатки опытно-экспериментального исследования природы.
4) Наука возникает в результате интеллектуальной революции 16-17 вв. в Западной Европе в эпоху раннего Нового времени, итогом которой стало создание классической механики и начало институционализации науки. В этот период осуществляется кардинальный переворот в представлениях о целях и методах познания природы, формируется особый способ научного мышления, соединяющий в себе принципы математического описания явлений действительности и требования их экспериментальной проверки.
Решение проблемы начала науки должно быть связано с эталонным представлением о науке, которое можно использовать для оценки различных исторических форм знания. В качестве такого эталонного представления далее будет использована теоретическая модель, предложенная советским историком науки и философии И.Д. Рожанским. Она содержит в себе следующие базисные характеристики, присущие сформировавшейся науке:
1) наличие особого рода познавательной деятельности с целью получения нового знания (такая деятельность может возникнуть только в тех обществах, где существует разделение умственного и физического труда, специальная профессиональная подготовка людей, занятых в сфере интеллектуального производства);
2) направленность на выявление теоретической сущности исследуемых явлений и процессов, которая выступает в форме объективных закономерностей (в отличие от направленности на получения знания для решения чисто практических задач);
3) рациональность полученного знания, предполагающая опору знания на возможности человеческого интеллекта к обобщенному, опосредованному и сущностному отражению действительности в понятийной форме (при этом предполагается исключение из системы знания иррациональных представлений, основанных на религии, мифологии, магии и т.д.);
4) обоснованность научного знания при помощи ряда логико-методологических стандартов познавательной деятельности и системной организации ее результатов (доказательство, подтверждение, объяснение, интерпретация и т.д.).
С точки зрения хронологической последовательности определяют
5 возможных дат появления науки:
1. наука была всегда, т.к. она сводится к предметно-практической деятельности, которая невозможна без познания;
2. наука появилась в Античности, в период с 6 по 4 в. до н.э. (Фалес – 6 в., Аристотель – 4 в.), когда оформляются объективность и теоретичность знания, т.е. отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами;
3. 12-13 вв., когда появились зачатки экспериментального метода в Оксфордском университете, где работал Р. Бекон (алхимия). Однако эти эксперименты не выдерживают критериев научности;
4) 16-17 вв. – становление классического естествознания и экспериментально-математических методов;
5) 19 в. – когда научная деятельность стала профессией (с середины 19 в. научная деятельность стала оплачиваться в Германии).
Следовательно, решение вопроса о дате появления науки зависит от того, какие ее свойства считаются основными.
Периодизация науки.
Если классификация наук -- это их расчленение «по вертикали», то периодизация -- это их развертывание «по горизонтали», т. е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов). Прежде всего рассмотрим, что такое периодизация как таковая.
Исследуя историю любого материального или духовного явления (в том числе и науки), следует иметь в виду, что это сложный диалектический поступательный процесс «появления различий», включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов, фаз и т. п. Поэтому задача познания состоит в том, чтобы добиться понимания действительного исторического процесса в его различных фазах, установить специфику этих фаз, их сходство и отличия, их границы и связь между ними. Каждую из этих ступеней, фаз следует рассматривать как некоторую целостность, как качественно определенную систему, имеющую свою специфическую структуру, свои «составляющие», свои элементы, связи и т. п. Хотя границы между этапами истории предмета не являются «абстрактно-строгими», а они гибки и подвижны, их правильное проведение в соответствии с объективной природой самих предметов является важнейшим условием успешного исследования. Причем следует стремиться к изучению всех ступеней развития предмета, всех фаз его истории (основных и неосновных, существенных и несущественных и т. п.) с тем, чтобы затем выделить среди них главные, необходимые, узловые.
Существует два основных вида периодизации: 1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа); 2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего. Формальная периодизация широко применяется особенно на начальных этапах исследования истории предмета, т. е. на эмпирическом уровне, на уровне «явления», и поэтому ее нельзя, разумеется, недооценивать или тем более полностью отвергать. Вместе с тем значение этого вида периодизации нельзя преувеличивать, абсолютизировать ее возможности. Переход в научном исследовании на теоретический уровень, на ступень познания «сущности» предмета, вскрытие его противоречий и их развития означает, что периодизация истории предмета должна уже осуществляться с более высокой -- диалектической точки зрения. На этом уровне предмет необходимо изобразить как «совершающее процесс противоречие. Главные формы, ступени развертывания этого противоречия (прежде всего основного) и будут главными этапами развития предмета, необходимыми фазами его истории.
Таким образом, развитие, история предмета, его переходы от одного этапа к другому, есть в конечном счете не что иное, как развертывание основного, фундаментального противоречия между его полюсами (противоположностями). Каждый основной этап, главная, необходимая ступень -- это одно из посредствующих звеньев этого развертывания, причем эволюция основного противоречия -- это процесс возрастания не только количества посредствующих, промежуточных звеньев, но и их качественных различий, выражающих специфику каждого главного этапа истории предмета.
Применяя сказанное о периодизации к истории науки, следует прежде всего подчеркнуть следующее. Наука -- явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан на материале истории естествознания -- прежде всего физики (В. С. Степин, В. В. Ильин и Др.) и состоит в следующем.
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI--XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.