Файл: Лекция 1 Содержание, объект, предмет и задачи экономического анализа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- какова вероятная реакция покупателей на изменение цен;

- используется ли политика стимулирующих цен;

- привлекательны ли цены предприятия в сравнении с ценами конкурентов;

- чем отличается политика ценообразования на данном предприятии от ценовой политики конкурентов;

- как действует предприятие при изменении цен конкурентов;

- какова государственная политика в области ценообразования на аналогичные товары ?
5. Анализ конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность – это характеристика продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. В процессе анализа исследуются потребности покупателя и требования рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- техническим (по назначению);

- эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

- эстетическим (внешний вид товара);

- нормативным (соответствие определенным нормам);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя).

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

Лекция №6 Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит значение анализа маркетинговой деятельности ?

2. Назовите задачи анализа маркетинговой деятельности.

3. Какова основная цель маркетингового анализа ?

4. Что такое спрос ?

5. Понятие эластичности спроса.

6. Назовите факторы, влияющие на уровень спроса.

7.Внутренние причины риска невостребованной продукции

8. Внешние причины риска невостребованной продукции.

9. Дайте определение преодолимого и непреодолимого риска.

10.Сущность ценовой политики предприятия.

11.Что такое конкурентоспособность ?

12.Назовите параметры, которым должен удовлетворять товар.

13.Назовите одно из важнейших направлений повышения конкурентоспособности продукции.
Лекция №7 «Анализ производства и реализации продукции»

{Вопросы лекции} Задачи и источники анализа производства и реализации продукции. Оценка динамики производства и реализации продукции. Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту. Анализ влияния различных факторов на объем продукции. Анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции. Анализ ритмичности работы. Оценка и анализ конкурентоспособности продукции.
1.Задачи и источники анализа производства и реализации продукции

Основные задачи анализа производства и реализации продукции:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Источники анализа: Бизнес-план предприятия, данные финансовой и статистической отчетности, оперативного учета, синтетического и аналитического учета готовой продукции и ее реализации.

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.


2. Оценка динамики производства и реализации продукции

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Основные задачи анализа: оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате, то есть выручке; может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях количество условных ремонтов, в обувной промышленности условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях много продуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Если темпы роста производства опережают темпы реализации продукции, то это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.


Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции производится по соответствующей методике. Если план по выпуску готовой продукции перевыполнен, а по реализации недовыполнен, то это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее; он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

3. Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя: определение текущих и перспективных потребностей покупателей; оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий; оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.


Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного. По величине этого коэффициента можно судить об изменениях в ассортиментной политике предприятия.

4. Анализ влияния различных факторов на объем продукции

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема. Расчет влияния факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

-обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования;

- обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования.

Источники резервов увеличения объема производства и реализации продукции можно сгруппировать следующим образом:

  1. резервы роста объема производства продукции;

  2. резервы сокращения остатков нереализованной продукции.

Резервы роста объема производства продукции:

    1. За счет улучшения использования трудовых ресурсов;

    2. За счет улучшения использования основных фондов;

    3. За счет улучшения использования сырья и материалов.

Улучшение использования трудовых ресурсов:

      1. Создание дополнительных рабочих мест;

      2. Сокращение потерь рабочего времени;

      3. Повышение уровня производительности труда.

Улучшение использования основных фондов:

1.2.1.Приобретение дополнительных машин и оборудования;

1.2.2.Более полное использование их фонда рабочего времени;