Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На основании изложенного, считаем правильным принятие, на федеральном уровне, закона о ежемесячном пособии по уходу за каждым ребенком от 1,5 до трех лет, не посещающим детское дошкольное учреждение, а также внесение изменений в Федеральный Закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в части отмены условия предоставления ежемесячной выплаты - «размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации».
1.2. История развития выплат пособия по уходу за ребёнком
Зачатки «системной» поддержки детей связаны с деятельностью Петра I, при котором было положено начало формированию приютов для детей-сирот (различные типы учреждений создавались и для других социально-уязвимых категорий населения). Также беспризорникам оказывалась помощь в трудоустройстве.
Указом 1706 г. содержание первого в России приюта «Новгородской Сиропитательницы» стало осуществляться за счет изъятия доходов некоторых монастырских вотчин. Указами 1712 и 1715 гг. было регламентировано создание губернских организаций призрения, финансируемых за счет частных пожертвований и средств управ. Подросших воспитанников предлагалось отдавать в ученики мастерам (мальчиков) или в услужение (девочек).
В 1724 г. возникшие материальные трудности с обеспечением приютов побудили Петра распорядиться о возможности передачи детей из приюта в семьи на постоянное жительство в качестве слуг8.
В дальнейшем мероприятия по созданию комплексной системы учреждений призрения для различных уязвимых категорий граждан были продолжены Екатериной II (в том числе создание специальных административных учреждений — приказов общественного призрения). В пореформенный период система учреждений поддержки нуждающихся регламентировалась Уставом об общественном призрении (1892), ставшим первым документом, объединившим в единую систему функционирование государственных, религиозных и частных организаций.
На протяжении второй половины XVIII – XIX вв. государственная помощь детям заключалась в функционировании разветвленной системы общественного и частного призрения. Ее отличительными особенностями являлись: сословность, с другой стороны – проявление идеи помощи государства малолетним вне зависимости от их происхождения. Главной частью данной идеи выступали заведения, позволяющие призирать незаконнорожденных и сирот
, которые создавались непосредственно для этих категорий – как специальные; а также обычные, в которых они являлись только некой частью контингента. Существовала непосредственная зависимость их успешного развития от контроля и внимания верховной власти. Вначале XX в. продолжала развиваться практика направления пособий вдовам, а также детям военнослужащих. В результате Русско-японской войны и Первой мировой войны возникли пособия, предназначенные для воспитания детей родителей, которые погибли и для семей с детьми, кормильцы которых были отправлены на фронт, т.е. военнослужащие. В конце XIX – начало XX вв. в России с зарождением капитализма было введено социальное страхование наемных работников.
Необходимо отметить и развивающиеся в конце XIX в. в условиях изменения экономического базиса элементы денежной поддержки работающих граждан (в том числе беременных женщин и кормящих матерей) в рамках социального страхования.
Первоначально выплаты роженицам (за 2 недели до и 2 недели после родов) были установлены законом в 1886 г. (однако они финансировались за счет аккумулирования штрафов с работников и, соответственно, не были по своей природе страховыми). Позднее, с принятием в 1912 г. закона «О страховании на случай болезни», послеродовой период выплаты пособий был увеличен до 4 недель, а фонд выплаты средств образовывался за счет совокупных взносов работников и работодателей в кассу предприятия.
В начале ХХ в. был внедрен важнейший социальный институт, получивший свое дальнейшее развитие в советском периоде российской истории - система обязательного социального страхования.
После осуществления Октябрьской революции большевиками был взят курс на изменение концепции поддержки населения. Существующая концепция, построенная на призрении нищих, была перестроена в модель социального обеспечения, бенефициары которой определялись по классовому признаку (главными получателями мер поддержки стали рабочие, а к середине 20-х гг. - крестьянство).
Становление новой системы сопровождалось параллельными процессами закрытия социальных учреждений, созданных до революции с переходом их полномочий к отделам вновь созданного Народного комиссариата государственного призрения, затем — Наркомата социального обеспечения РСФСР (1920-1946), Министерства социального обеспечения РСФСР (1946-1991), с деятельностью которых была связана дальнейшая социальная работа и социальное обслуживание различных категорий граждан, в том числе детей-инвалидов и детей-сирот, с одной стороны, и построением системы выплат и пособий для различных категорий граждан в рамках развития социального страхования рабочих — с другой.
В Советском Союзе существовали ежемесячные и единовременные пособие многодетным и одиноким матерям; ежемесячные пособие на детей малообеспеченным семьям; ежемесячные пособие на детей военнослужащих срочной службы. Целью всех этих пособий являлось возмещение утраченного заработка в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком впервые месяцы после его рождения.
Пособие по беременности и родам было введено в 1940-х годах и было рассчитано на работающих женщин. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 26.07.1973 года "Об улучшении обеспечения пособиями по беременности и родам и по уходу за больным ребенком" (последняя редакция от 23.12.1984 г. – утратило силу) оно выплачивалось в размере полного заработка.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Комитета Министров СССР от 22.01.1981г. № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, в одиннадцатой пятилетке» (последняя редакция от 13.01.1989г. – утратило силу) была введена выплата государственного единовременного пособия при рождении ребенка работающим или обучающимся с отрывом от производства матерям, оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года работающим матерям, имеющим общий трудовой стаж не менее одного года, а также женщин, обучающимся с отрывом от производства. Этим же Постановлением предусмотрено повышение размера дарственного пособия одиноким матерям с 10 до 20 рублей месяц на ребенка, с выплатой его до достижения ребенком возраста 16 лет (учащимся, не получающим стипендию, -18 лет). Пособие при рождении ребенка - одно из первых пособий, введенных в СССР. Оно состояло из двух частей - первая его часть выплачивалась после рождения ребенка, а вторая часть, называемая пособием на кормление, постепенно, в первые месяцы жизни новорожденного (до 1 года).
Пособие по уходу за маленьким ребенком вместе с частично оплачиваемым отпуском за период такого ухода также были введены в СССР в 1981 г. Право на это пособие предоставлялось женщинам, рабочим и служащим, имеющим общий трудовой стаж не менее одного года; обучающимся с отрывом от производства; членам колхозов. Отпуск по уходу предоставлялся до достижения ребенком возраста одного года, пособие выплачивалось в течение этого отпуска, его размер дифференцировался в зависимости от местности, где выплачивалось пособие, и составлял 50 рублей в районах Дальнего Востока и Сибири, в северных районах и в некоторых близких к северным районам областях и 35 рублей в остальных районах. Женщинам также предоставлялся неоплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста трех лет.
Так, в области поддержки семей с детьми окончательно была сформирована система выплат для рожениц и молодых матерей — работниц предприятий, зачатки которой были созданы еще в императорской России, включающая пособие по беременности и родам, пособие на кормление ребенка, единовременное пособие на покупку предметов ухода за новорожденным9.
Окончательно система страховых гарантий для беременных женщин и молодых матерей была сформирована в Кодексе законов о труде РСФСР (в редакциях 1918 и 1922 гг.), закреплявшем следующие изменения:
1) пособие по беременности и родам устанавливалось в размере не ниже фактического заработка работницы предприятия;
2) срок выплаты пособия по беременности и родам для работниц умственного труда был сокращен до 12 недель: 6 недель до и 6 недель после родов (для работниц физического труда остался прежним: 8 недель до и 8 недель после родов);
3) пособие на кормление ребенка устанавливалось в размере заработной платы работницы предприятия;
4) дополнительно вводилось единовременное пособие на покупку предметов ухода за новорожденным в размере 100% заработной платы.
Помимо гарантий в сфере социальной работы и социального обслуживания и страховых выплат, в период СССР были введены и получили свое развитие выплаты на основе бюджетного финансового механизма, назначение которых требовало категоризацию получателей по различным социально уязвимым группам населения.
В области поддержки семей с детьми с точки зрения категориальных выплат период 1917-1991 гг. возможно разделить на 3 содержательных этапа:
1) 1917-1936 гг. - становление системы страховых выплат при полном отсутствии бюджетных мер поддержки;
2) 1936-1981 гг.- этап «становления категоризации», изменения в рамках демографической политики, в котором связаны с эффектом демографической ямы 1914-1921 гг., оказывающей негативное влияние на развивающееся государство с точки зрения наличия трудовых ресурсов, а затем с потрясениями Великой Отечественной войны. Основным нормативным правовым актом этого периода является постановление ЦИК СССР от 27.06.1936 № 65, в рамках которого регламентировались три основных направления государственной политики народонаселения.
Во-первых, запрет на проведения абортов под риском уголовной ответственности (за исключением случаев, когда аборт необходим по медицинским причинам).
Во-вторых, реализация инфраструктурных мероприятий по расширению сети родильных домов, детских яслей и садов.
В-третьих, установление дополнительных материальных гарантий для рожениц (увеличение размера пособий на предметы ухода и на кормление) и многодетных семей.
Тем самым, многодетная семья становится первой категорией семей с детьми, имеющей право на получение социальных выплат со стороны государства. Ежегодные пособия, регламентируемые постановлением, назначались для семей, в которых родился 7-й и каждый последующий ребенок до достижения им возраста 5 лет, а для семей, где родится 11-й и последующие дети, на тот же срок, но в увеличенном более чем в 2 раза размере.
Позднее, с принятием Указа Президиума ВС СССР от 08.07.1944 была существенно расширена трактовка понятия «многодетная» семья: пособия назначались уже при рождении 3-го и каждого последующего ребенка по прогрессивной шкале (аналогично, до достижения ребенком возраста 5 лет). Второй категорией получателей пособий были установлены одинокие матери (т.е. была введена поддержка неполных семей), выплаты которым дифференцировались в зависимости от количества детей и назначались до достижения ребенком возраста 12 лет.
Еще одним важным нормативным актом данного периода, в рамках которого была впервые введена адресная (т.е. назначаемая с учетом уровня доходов) социальная поддержка семей с детьми, является Указ Президиума ВС СССР от 25.09.1974 № 312. Документ устанавливал выплаты на ребенка до достижения им возраста 8 лет для семей, чей средний доход не превышал 50 руб. (пособие назначалось в размере 12 руб.).
1981-1991 гг. - этап «развития категоризации». На данном этапе проводилась так называемая «тонкая» настройка мер, введенных в предыдущие периоды. В 1981 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» была дополнена система единовременных выплат при рождении ребенка, распространенная на 1-х (!) и 2-х детей.