Файл: Курсовая работа по профессиональным модулям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ежемесячное пособие на ребенка назначается с 1 января 2008 года в размере 350 рублей, с 1 января 2009 года - в размере 600 рублей следующим лицам:

- женщине, родившей ребенка, происхождение которого от конкретного лица (отцовство) не установлено;

- лицу, являющемуся усыновителем ребенка, не состоящему в браке;

- опекуну или попечителю ребенка, происхождение которого от конкретного лица (отцовство) не установлено.

Ежемесячное пособие на ребенка лицу, являющемуся родителем и (или) усыновителем трех или более несовершеннолетних детей, проживающему совместно с ними, назначается с 1 января 2008 года в размере 700 рублей, с 1 января 2009 года - в размере 1200 рублей.

Важно отметить, что при осуществлении ухода за ребенком одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется только одному из них.

Так, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 № 742-О-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы Михайлова А.Г. на нарушение его конституционных прав статьей 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»13.

Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, заявитель указал, что оспариваемые законоположения Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» по смыслу, приданному им судами общей юрисдикции при разрешении его дела, как не допускающие после рождения ребенка одновременную выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком его отцу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, и пособия по беременности и родам его матери, находящейся в отпуске по беременности и родам, создают препятствия в реализации им своих конституционных прав на заботу о ребенке и социальное обеспечение для воспитания детей и противоречат статьям 38 (часть 2), 39 (часть 1), и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

 Позиция Конституционного Суда РФ: Исполняя свою конституционную обязанность по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, Российская Федерация гарантирует предоставление лицам с семейными обязанностями отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, а также выплату пособий по обязательному социальному страхованию в порядке и размере, установленных федеральными законами.

К числу отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, 
относятся отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком.

При осуществлении правового регулирования отношений по предоставлению и использованию указанных отпусков федеральный законодатель исходил в первую очередь из их целевого назначения.

В этом смысле отпуск по беременности и родам предоставляется женщинам, прежде всего, с целью обеспечения охраны ее здоровья в период беременности, его восстановления после родов, а значит, создания тем самым благоприятных социальных условий для рождения детей и улучшения демографической ситуации в стране.

Предусматривая отпуска, связанные с рождением и воспитанием детей, федеральный законодатель принимал во внимание и то, что в период после рождения ребенка женщина, находящаяся в отпуске по беременности и родам, фактически не только восстанавливает свое здоровье, но и исполняет связанные с материнством обязанности - осуществляет уход за новорожденным, который в первые месяцы своей жизни особо нуждается именно в материнской заботе.

С таким предназначением отпуска по беременности и родам согласуется и его продолжительность, установленная частью первой статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отпуск же по уходу за ребенком, предоставляемый до достижения ребенка возраста трех лет, имеет целью обеспечение заботы о малолетнем ребенке посредством фактического ухода за ним, и может быть использован полностью или по частям как матерью ребенка, так и его отцом, а равно бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (части первая и вторая статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации).

Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - уходе за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8).

Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом от 19.05. 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими соответственно в статьях 11.1 и 13 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.



Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком и до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, вправе получать со дня рождения ребенка либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется только одному из указанных лиц (часть 4 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Таким образом, наступление такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, не предполагает возможность одновременного, предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким членам семьи, фактически осуществляющим уход за ним.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении указал, что это не препятствует федеральному законодателю предоставить в виде исключения право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким лицам - в случае рождения в семье двух или более детей и при условии, что фактически уход за ними указанные лица осуществляют одновременно, а также предусмотреть возможность выплаты в подобном случае отцу детей, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ними, ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с выплатой пособия по беременности и родам матери детей, пребывающей в послеродовом отпуске.

В 2019 году Свердловская область стала участником федерального проекта «Демография».

В области действует Уральский коэффициент. Коэффициент используется при расчете заработных плат, пособий, премий. Был введен еще в 1974 году и призван компенсировать тяжелые климатические условия региона.

В Гаринском и Таборинском районах, Ивделе, Карпинске, Краснотурьинске и Североуральске коэффициент равен 1,2. В Екатеринбурге и других городах области коэффициент равен 1,15.


Средства для детских пособий формируются из областных и местных бюджетов. Региональные пособия выплачивают на основании следующих законов и положений Свердловской области:

- «О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой и попечительством»

- «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области»

- «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области»

- «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на приобретение комплекта одежды для посещения ребенком общеобразовательной организации»

- «О размере, порядке и условиях предоставления родителям (законным представителям) частичной компенсации расходов на оплату стоимости путевок в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и загородные оздоровительные лагеря, расположенные на территории Свердловской области»

- «О порядке выдачи справки о праве на государственную социальную помощь»14.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет могут получить временно нетрудоспособные матери либо отцы, родственники или опекуны. Они могут получить пособие, если находятся в отпуске по уходу за ребенком или же если работают в неполный рабочий день, либо на дому.

К ним относятся матери или отцы, родственники или опекуны, работающие в воинских частях, за границей, а также находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Ежемесячное пособие выплачивают в размере 40% среднего заработка, на который начисляют материнское пособие.

В Свердловской области учитываются районные коэффициенты к зарплате.

Если у семьи двое и больше детей до полутора лет, размер пособия суммируется. Размер пособия не может быть выше 100% размера среднего заработка, и не может быть меньше суммы минимального размера пособия.

Минимальный размер выплаты по уходу за ребенком в Свердловской области – с 1 января 2022 года 7 082 рублей 85 копеек.

Максимальный размер выплаты по уходу за ребенком в Свердловской области – с 1 января 2022 года 31 282 рубля 82 копейки.

Для оформления пособия нужно написать заявление в МФЦ, через портал «Госуслуги», органы соцзащиты одновременно с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет.


Пенсионный фонд Свердловской области назначает и выплачивает пособие по уходу за ребенком не позднее десяти рабочих дней с подачи заявления и документов15.

Таким образом, в настоящем разделе мы рассмотрели нормативно-правовые акты, касающиеся назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Привели пример из Практики Конституционного суда по рассматриваемой теме, а также статистические данные по Свердловской области.

2.2. Проблемы назначения и выплаты пособий по уходу за ребенком

Законодательство РФ о социальном обеспечении отличается непоследовательностью, разобщено, нестабильно. В нем много правовых коллизий. В итоге складывается разнообразная и иногда даже противоречивая правоприменительная практика, в результате чего граждане считают, что их конституционно закрепленное право на социальное обеспечение нарушено, хотя в ст. 39 действующей Конституции РФ закреплено, что социальное обеспечение гарантируется.

Следует отметить, что проблеме защиты нарушенного права граждан на социальное обеспечение уделялось и уделяется мало внимания. Это обусловлено, прежде всего, динамичностью законодательства РФ о социальном обеспечении, его постоянными корректировками. Многие социальные права, в том числе право на получение социально-обеспечительной выплаты из средств федерального бюджета, защищаются в судебном порядке.

Возможность судебной защиты права на различные виды социального обеспечения основывается на ст. 46 Конституции РФ, конкретизируется в гражданско-процессуальном законодательстве. В советский период законами не предусматривалась возможности граждан обращаться в суд за защитой нарушенного права на социальное обеспечение.

Большая роль в судебной деятельности отводится Конституционному Суду РФ, который на основании ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. осуществляет толкование Конституции РФ, разрешает дела о соответствии ей актов действующего законодательства, споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, о конституции закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае (по жалобам граждан или по запросам судов).

Судебные споры о праве на социальное обеспечение могут возникать между гражданами (их семьями), право которых на социальное обеспечение нарушено государством в лице уполномоченных на осуществление социально-обеспечительных выплат органов и организаций. В результате складываются процессуальные правоотношения (в суде они имеют характер гражданско-процессуальных), являющиеся следствием неправомерного поведения определенных субъектов и возникающие по поводу представления или непредставления той или иной социально-обеспечительной выплаты.