Файл: Курсовая работа по профессиональным модулям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В некоторых регионах был на 50% увеличен размер пособия малоимущим семьям. Качественно новой мерой поддержки стал частично оплачиваемый отпуск для матерей при рождении ребенка до достижения им возраста 1 года. Финальным же аккордом развития советской системы стало создание пособия на ребенка до 6 лет для семей, чей доход не превышает двукратной величины минимальной заработной платы. Более того, необходимо отметить, что начавшееся в 1981 г. переосмысление основ политики народонаселения охватывало собой не только финансовые вопросы, но и сопровождалось разработкой стратегий и многих комплексных программ демографического развития (в том числе регионального характера).

В условиях кризисного положения экономики в 1991-1993 гг. развитие системы социальной поддержки семей с детьми отошло на второй план. Единственным временным нововведением стали дополнительные компенсационные выплаты на товары детского пользования для малоимущих семей. В общем и целом, архитектура социальных пособий оставалась неизменной вплоть до 1994 г.

Период 1994-1995 гг. охарактеризовался фундаментальным упрощением архитектуры мер поддержки, в процессе которой было как сокращено количество выплат (до 5), так и упрощены процедуры их назначения. Конечные результаты модернизации были закреплены Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который и в настоящее время является основным законом, регламентирующим денежные выплаты для данной категории граждан. Основное место в новом законе уделено ключевым страховым выплатам (пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при рождении ребенка, а также добавленное к ним пособие для женщин на ранних сроках беременности), а также выплате на всех детей до 16 лет (с увеличением на 50% для неполных семей) в размере 70% минимального размера оплаты труда (МРОТ). Закрепленная данным законом архитектура просуществовала без значительных видоизменений вплоть до 2005 г10.

Однако для данного периода российской истории характерна не только архитектурная стагнация мер поддержки, но и функциональная деградация некоторых важнейших ее инструментов (например, адресного пособия на ребенка).

Качественное изменение в системе назначения пособия на ребенка произошло в 1994 г., когда с целью борьбы с стремительно понижающимся уровнем жизни семей с детьми было введено социально пособие на ребенка до 16 (18) лет, выплачиваемое в размере 70% или 60% от МРОТ в зависимости от возраста, охватывающее всех без исключения детей (вне зависимости от семейного дохода).


Несмотря на очевидную прогрессивность данной меры, резко увеличившийся объем государственных обязательств, связанных с расходами на предоставление новой выплаты, стал непосильным бременем для федерального бюджета. По этой причине к концу 1990-х гг. социальное пособие на ребенка было переквалифицировано в адресное пособие, назначаемое лишь для семей, чей среднедушевой доход не превышает 200% величины прожиточного минимума.

Именно данная реформа, на взгляд автора, предопределила сегодняшнее «неадекватное» состояние пособия на ребенка. Дело в том, что размер пособия был установлен в твердом размере (до этого он исчислялся исходя из МРОТ) и составлял 70 рублей (размер МРОТ в 2001 г. составил 200 рублей). Данное изменение привело к тому, что в условиях относительно высоких темпов инфляции, наблюдавшихся в России в 2001-2005 гг., сумма пособия не была увеличена (МРОТ, в свою очередь, увеличился в 4 раза). Более того, в 2005 г. финансирование пособия и установление основных параметров его назначения было передано в ведение регионального уровня власти (необходимо отметить, что схожую судьбу имели все категориальные пособия, не включенные в 81-ФЗ в рамках модернизации 1994-1995 гг.: сегодня поддержка многодетных, неполных и других уязвимых категорий семей - прерогатива российских регионов).

Основным нововведением стал анонсированный в 2006 г. материнский (семейный) капитал - целевая сумма средств, поступающих на счет семьи при рождении в ней второго (с 2020 г.- первого) ребенка, которая может быть направлена на ряд законодательно установленных направлений. Оставляя за рамками работы 15-летнюю историю изменения данного инструмента, автор ниже сосредотачивает внимание на его текущих основных проблемах.

Поскольку возможные направления расходования средств МСК носят характер «однократного» потребления (прежде всего оплата услуг образования или улучшение качества жилья), то данный инструмент не оказывает значительного влияния на текущую покупательную способность семей (что ограничивает его социальную эффективность в решении проблемы бедности).

Отдельного рассмотрения в этой связи заслуживает возможность получения малоимущими семьями ежемесячной выплаты в размере регионального прожиточного минимума ребенка из средств материнского капитала.

Необходимо отметить, что данная выплата, по причине того, что она предназначена только для тех семей, у которых возникло право на материнский капитал, не может быть названа адресной в общем смысле. Более того, вызывает вопросы и финансовое обеспечение данной выплаты.



Другим направлением развития архитектуры мер поддержки является формирование с 2017 г. адресного блока пособий на федеральном уровне, дополняющих мизерное региональное пособие на ребенка, разобранное выше, однако назначаемых в адекватном (сопоставимом с прожиточным минимумом) размерах. Речь идет о пособиях в связи с рождением первого и второго ребенка до достижения возраста 3 лет, пособии на детей от 3 до 7 лет (введение в действие данного инструмента в том числе подтолкнул кризис, вызванный пандемией COVID-19) и адресных выплатах для беременных женщин и неполных семей с детьми от 8 до 16 лет. Тем не менее к данным выплатам все также возникает ряд концептуальных и методологических вопросов, не позволяющих говорить о качественном изменении эффективности поддержки11.

Маркером неэффективности концептуальной основы существующей архитектуры поддержки послужил и кризис, вызванный пандемией COVID-19,- введенные в отрыве от принципа адресности единовременные выплаты на детей до 3 и от 3 до 16 лет не смогли в должной степени компенсировать ухудшение социально-экономического положения семей с детьми по причине неграмотного распределения между получателями на «всеобщей» основе. Тем не менее влияние пандемии простимулировало разработку и более быстрое внедрение некоторых из упомянутых выше адресных выплат.

Таким образом, рассматривая историю выплат пособий на детей, можно заключить следующее.

Обобщая период со времен Петра I до 1912 года, можно сказать, что основными чертами тех времен были:

- отсутствие (в эпоху Романовых - нестабильность) системности в оказании поддержки, ее выборочный и нерегламентированный характер;

- практически полное отсутствие мер финансовой поддержки населения, упор на компоненты сферы социального обслуживания.

В советский период российской истории были заложены основы системы социальных пособий для семей с детьми как на страховом, так и на бюджетном финансовом механизме. Созданная базовая архитектура выплат по социальному страхованию сохранена в России и по сей день. Были сделаны первые попытки осуществления категориального подхода к назначению социальных выплат с выделением трех основных категорий получателей: многодетные, малоимущие и неполные семьи. Несмотря на то, что с точки зрения социальной эффективности влияние введенных категориальных выплат на показатели демографического развития СССР оценивается сегодняшними учеными как недостаточное, разработанные в это время концептуальные основы находят свое применение в Российской Федерации и сегодня, но уже в других - рыночных условиях.


Глава 2. Нормативно-правовое регулирование назначения и выплат ежемесячного пособия по уходу за ребёнком

2.1. Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком

Среди общепризнанных норм международного права, составляющих основу законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, необходимо назвать, прежде всего:

- Всеобщую декларацию прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., согласно которой материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь;

- Декларацию прав ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.;

- Конвенцию о правах ребенка, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

- Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятой в г. Нью-Йорке 30 сентября 1990 г.

В ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" перечислен круг лиц, имеющих право на получение пособия по уходу за ребенком.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.


Законом Свердловской области N 204-ОЗ от 14 декабря 2004 года устанавливаются порядок назначения и выплаты в Свердловской области ежемесячного пособия на ребенка, а также размер этого пособия.

Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения на основании документов, указанных в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона Свердловской области, проводит проверку наличия условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка при назначении пособия, а также после его назначения не реже одного раза в два года.

Лица, которым назначено ежемесячное пособие на ребенка, обязаны по письменному требованию территориального исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения не позднее чем в месячный срок представить документы, подтверждающие соблюдение условий осуществления выплаты пособия, прилагаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Закона Свердловской области к заявлению о назначении ежемесячного пособия на ребенка12.

Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения отказывает в принятии заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка в случаях:

1) если заявление подано лицом, не имеющим на это полномочий;

2) если к заявлению не приложены документы, подтверждающие соблюдение условий осуществления выплаты пособия, прилагаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Закона Свердловской области к заявлению о назначении ежемесячного пособия на ребенка;

3) если заявление и документы, направленные в форме электронных документов, не подписаны в соответствии с частью первой пункта 3 настоящей статьи;

4) если выявлено несоблюдение установленных федеральным законом условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи.

Ежемесячное пособие на ребенка назначается на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку или попечительство ребенка.

Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 6 месяцев включительно назначается с месяца рождения ребенка.

Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте с 6 месяцев назначается с месяца, в котором подано заявление о его назначении.

Ежемесячное пособие на ребенка назначается до месяца, в котором ребенку исполняется 18 лет, включительно.

Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения организует в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Свердловской области, осуществление выплаты ежемесячного пособия на ребенка кредитными организациями с использованием Единой социальной карты или организациями почтовой связи по заявлению лица, которому оно назначено.