Файл: Тема 10. Россия во второй четверти середине xix века. Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Затопление кораблей черноморского флота с целью предотвращения прорыва англо-французских кораблей на рейд Севастополя (10 сентября 1854 г.).
- Героическая оборона Севастополя (сентябрь 1854-август 1855 г.). Большой вклад адмиралов В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина, инженер-полковника Э. И. Тотлебена, генерал-лейтенанта артиллерии С. А. Хрулёва в организацию обороны осаждённой цитадели.
- Героизм солдат, матросов, врачей и медсестёр осаждённого города (матросы П. Кошка, Ф. Заика, А. Рыбаков, солдаты А. Елисеев, И. Шевченко, врач Н. И. Пирогов, медсестра Дарья Севастопольская и др.).
- Неудачные попытки адмирала А. С. Меншикова деблокировать гарнизон Севастополя в сражениях под Балаклавой и на Инкерманских высотах (октябрь 1854 г.).
- Неудачное наступление нового командующего Крымской армией М.Д. Горчакова на позиции союзников на Черной речке с целью прорвать осаду крепости (август 1855 г.).
- Захват французскими частями южной части осаждённого города с Малаховым курганом (27 августа 1855 г.) и вынужденное оставление защитниками Севастополя.
- Успешные боевые действия русской армии в Закавказье против турок и мюридов Шамиля (лето 1854-осень 1855 гг.) Взятие русскими войсками под командованием генерала Н. Н. Муравьёва Карса (ноябрь 1855 г.) и открытие пути на Эрзерум.
- Бесперспективность дальнейшего продолжения войны и истощение сил воюющих сторон. Начало переговоров о мире (февраль 1856 г.).
- Подписание Парижского мирного договора делегациями России, Франции и Англии (18 марта 1856 г.). Возвращение России всех захваченных неприятелем городов в Крыму (в обмен на Карс). Объявление нейтралитета Чёрного моря с запрещением России и Турции иметь в его акватории военно-морские флоты и арсеналы. Отмена протектората России над Дунайскими княжествами (Молдавии и Валахии). Установление патроната европейских стран над Сербией, Молдавией и Валахией. Утрата Россией контроля за устьем Дуная и частью Южной Бессарабии.
7. Международное положение России к концу правления Николая I.
- Утрата Россией завоёванных ранее позиций на Ближнем Востоке и Балканах.
- Подрыв международного престижа России в Европе как могущественной военной державы.
III. Общественная мысль в России в 30-50-е гг.
XIX в.
1. Характерные черты общественной мысли в России во второй четверти XIX в. Влияние внутренней политики Николая I на умонастроения просвещённого общества в России.
- Пробуждение национального самосознания русского народа в связи с победой России в Отечественной войне 1812 г. как предпосылка активизации духовного поиска представителей просвещённого общества в стране.
- «Смена вех» в духовной жизни Европы в 20-е гг. XIX в. как существенный фактор переориентации духовного поиска просвещённого общества в России и пробуждения русского философского сознания. «Затухание» мощного импульса идей Французского Просвещения в Европе после поражения наполеоновской Франции и усиление влияния на развитие общественной мысли в России идей немецкой идеалистической философии (Кант, Шеллинг (особенно), Окен, Фихте, Гегель, и др.).
- Дискредитация русских «европеистов-космополитов» и усиление влияния «традиционалистов» и «патриотов» на умонастроения просвещённого общества в России во второй половине 20-х –30-х гг. XIX в. в связи с поражением движения декабристов.
- Культурная политика самодержавия под знаменем «Православия – Самодержавия – Народности» как попытка «умиротворения» и «русификации» европеизированной общественной мысли в России.
2. «Общество любомудрия» (1823-1825) и его участники в истории развития общественной мысли в России в 20-30-е гг. XIX в.
- Возникновение в Москве и деятельность философского кружка «любомудров» (князь В. Ф. Одоевский (председатель), Д. В. Веневитинов (секретарь), И. В. и П. В. Киреевские, С. П. Шевырёв, М. П. Погодин, А. И. Кошелев, Н. М. Рожалин) с целью изучения, осмысления и пропаганды в России идей немецких философов-идеалистов.
Формально кружок просуществовал всего 3 года, самораспустившись после трагических событий 14 декабря 1825 г. Реально участники кружка и примыкавшие к нему люди продолжали встречаться и во второй половине 20-х-начале 30-х гг. XIX в.
- Особое значение философского наследия Шеллинга для развития русского философского сознания. Рождение концепции культурно-национального самопознания как цели просвещения русского народа.
Творчество немецкого философа-идеалиста Шеллинга оказало наибольшее влияние на процесс оформления русского философского сознания и русского культурно-национального самосознания в целом не случайно, потому что оно в наибольшей степени соответствовало
национальному характеру и направленности русского мыслительного генотипа. В контексте всего наследия классиков немецкой философии, нацеливавшего человека на осмысление субъективной составляющей процесса познания, установлению законов познающего человеческого разума, примирение веры и разума в человеке, Шеллинг ближе всего подошёл к осмыслению духовно-нравственных, то есть наиболее человеческих проблем бытия как народов в целом, так и конкретных индивидов в частности. Введённый Шеллингом принцип тождества объекта и субъекта, природы и духа, провозглашаемая им интеллектуальная интуиция как высший способ одарённых ею людей особым (нерациональным) способом постигать истину нацеливали человека к проникновению в собственный духовный мир, к самопознанию. В. Ф. Одоевский сравнивал Шеллинга с Колумбом, открывшим человеку неизвестную часть его мира – душу. Выдвинутая Шеллингом идея мировой души, обеспечивавшая единство и целостность бытия, заставляла задуматься в контексте постижения высшего смысла всемирной истории народов о месте в ней России, о её национальном призвании, предрасполагала задуматься об историософии русской судьбы, актуализировала проблему культурно-национального самопознания. Активный умственный поиск, вдохновение и душевный подъём, царивший на встречах, способствовал тому, что творческое переосмысление немецкого идеализма активизировало пробуждение русской мысли, постановку и обсуждение русских вопросов. «Любомудры» стали издавать альманах «Мнемозина». В 3-ем номере «Мнемозины» князь Одоевский высказал сожаление, что «русские ещё не богаты философскими знаниями», что они до сих пор только подражатели в искусствах и науках. Призывая положить пределы пристрастию к французским теоретикам «любомудры» призвали просвещённое общество в России обратить внимание на «сокровища, вблизи нас находящиеся». Настроением возвращения к самим себе пронизана идея самопознания народа как цели его просвещения, высказанная поэтом Веневитиновым в 1826 г. на литературном вечере. Данное «самопознание», как считал поэт, можно осуществить путём самостоятельного философского познания и осмысления русским народом своего места в мировом культурно-историческом развитии народов. Указывая на необходимость «взирать на каждый народ, как на л и ц о о т д е л ь н о е, которое направляет к сапознанию все свои нравственные усилия, ознаменованные печатью о с о б е н н о г о характера», Веневитинов в то же время сетовал на сложность применения этого принципа к культурно-историческому развитию России. «У всех народов самостоятельных,- развивал поэт-философ свою мысль,- просвещение развилось из н а ч а л а о т е ч е с т в е н н о г о. Их произведения, достигая даже некоторой степени совершенства и входя при этом в состав в с е м и р н ы х приобретений ума, не теряли о т л и ч и т е л ь н о г о характера. Россия всё же получила и з в н е; отсюда и чувство подражания, которое самому таланту приносит в дань не удивление, но раболепство; отсюда и совершенное отсутствие всякой свободы и истинной деятельности». Заслуживает внимание и толкование Веневитиновым понятия «народности» применительно к художественному творчеству. Философ считал, что её нельзя сводить к
формальному изображению народных обычаев, что подлинная сущность «народности» в чувственном проникновение художника в духовное содержание культуры своего народа. И Веневитинов и Одоевский, указывая на подражательство как на главную причину отсутствия в русском просвещённом обществе способности удивляться и творить, предлагали заняться её культурным излечением от этой болезни через самостоятельное культурно-национальное самопознание. Вместе с тем Одоевский выдвинул идею об особой миссии «славянского Востока», высказал мнение о том, что Россия призвана спасти душу Европы, оживить «занятый вещественными условиями вещественной жизни» Запад. По мнению исследователя русской философии С. А. Левицкого, князя Одоевского можно вполне заслуженно отнести к предшественникам почвенников-славянофилов, к «славянофилам до славянофильства», к группе тех, кто стоял у истоков русской идеи, одним из первых высказавшем мысль, что её суть состоит в синтетическом примирении всех идей, в «святом триединстве веры, науки и искусства».
3. Кружок Н. В. Станкевича (1831-1840) и его роль в культурной жизни России второй трети XIX в.
- Возникновение в Москве и деятельность кружка студента московского университета Н. В. Станкевича (В. Г. Белинский, К. С. Аксаков, И. В. и П. В. Киреевские, М. А. Бакунин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, А. В. Кольцов, С. М. Строев, П. Я. Петров, А. П. Ефремов и др.).
- Активное обсуждение среди членов кружка немецкого философского наследия и вопросов культурно-художественной и общественной жизни России.
4. Деятельность в Москве молодёжных тайных антиправительственных обществ и оппозиционных кружков либеральной и социалистической ориентации братьев Петра, Михаила и Василия Критских (1826), Н. В. Сунгурова (1830-1831), А. И. Герцена и Н. П. Огарёва (1831-1834) и разгром их правительством.
5. «Реакция» на «дух» николаевского правления. П. Я. Чаадаев и его роль в развитии общественной мысли в России.
Написание П. Я. Чаадаевым 8-ми «Философических писем» (1828-1830). Опубликование на русском языке 1-го «философического письма» Чаадаева в журнале «Телескоп» (1836); его сущность и значение
- Историософия отрицания России как самостоятельного и саморазвивающегося социо-культурного образования (цивилизации) в сравнении с цивилизациями Запада и Востока.
- Отрицание положительного значения для исторического развития России православия как духовной основы её культуры в сравнении с католицизмом Запада как стержневая идея произведения.
- 1-е «философическое письмо» как духовный вызов «николаевской России», как манифест «западничества» в оформляющемся размежевании русского просвещённого общества на западников и славянофилов.
- Феномен П. Я. Чаадаева. Чаадаев как «первый западник» в России до оформления «западничества».
Государство и общество после опубликования 1-го «философического письма»
- Резко отрицательная реакция Николая I на письмо П. Я. Чаадаева. Объявление Чаадаева «сумасшедшим»
- Раздражённая реакция общества на «философические» размышления П. Я. Чаадаева о судьбе России
- Высказывание А. С. Пушкина о своём уважительном отношении к истории России после знакомства с «философическим письмом» Чаадаева.
Ответ П. Я. Чаадаева на действия государственной власти и вызов общества («новой школы»). «Апология сумасшедшего» (1837) и её сущность