Файл: Тема 10. Россия во второй четверти середине xix века. Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Размышления Чаадаева о любви к родине и истине как прелюдия к ответу «мудреца и благодетеля человечества» на «вопли общества».
- Мысли Чаадаева о плодотворном значении «отречения от старой России» Петра Великого (и последующих российских государей) во имя приобщения России к европейской цивилизации. Призыв России довериться своим властителям, ведущим страну по пути избранному её державным преобразователем Петром Великим.
- Чаадаев об отсутствии «свободного почина» и «бессилии традиций» в социо-культурном организме России (идея о допетровской России как «белом листе» бумаги) в объяснении сравнительной лёгкости европеизации и значимости для судьбы страны.
- Чаадаев о роли географического фактора в истории России как главной причины её «политического величия» и затяжного «умственного бессилия».
- Формулирование идеи о «мессианской судьбе» России при условии её развития «в контексте» европейской цивилизации в попытка придать позитивный смысл своим критическим размышлениям о её прошлом и настоящем.
6. «Великий раскол» в русском просвещённом обществе. Оформление славянофильства и западничества в 30-40-е гг. XIX в. как проявление двух сторон русского национального самосознания.
Становление славянофильства (русофильства) как почвеннической составляющей русского национального самосознания.
Видными представителями славянофильства, оказавшими решающее влияние на формирование его идеологии, были А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, И. А. Кошелев, Ю. Ф. Самарин .
- Статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» и И. В. Киреевского «В ответ Хомякову» (1839 г.) как программные произведения идеологов раннего славянофильства.
- Обращение авторов к историческому прошлому допетровской России и сравнение его с настоящим страны как способ культурно-национального самопознания и гражданского самоопределения.
- Признание закономерности и исторической значимости обновления Петром Великим национальной государственности и общественно-культурной жизни в развитии России.
- Признание самоценности духовных и общественных традиций допетровской России.
- Гармонизация традиционно-русского (духовно-нравственного) и приобретённого европейского (государственно-правового) начал в жизни государства и общества – залог поступательного развития России и её становления как оригинального (самобытного) культурно-национального образования.
- Свобода (духовная и общественная) в России как условие гармонизации отношений между государством и обществом.
Развитие почвеннической идеологии в России в развернувшейся полемике между славянофилами и западниками и её характерные черты
- Идея соборности (свободного православно-христианского всеединства) в формировании общественного идеала славянофилов.
- Фундаментальное значение православно-христианского вероучения в культурно-историческом самоопределении России.
- Особозначимая роль общины в складывании общественных идеалов русского общества.
- Признание приоритета принципов народности в формировании общественной идеологии.
Признание государством права общества на духовно-нравственный суверенитет как условие взаимопонимания между властью и народом.
Окончательное оформление западничества как «приобретённой» составляющей русского национально-культурного самосознания. Характерные черты западнической идеологии.
Видными представителями западничества были Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Анненков, В. Г Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, М. А. Бакунин.
- Признание основополагающей роли европейской культуры в становлении России как культурно-национального образования.
- Признание универсализма европейского культурного опыта в определении перспектив социально-политического развития России.
- Скептическое отношение к допетровскому культурно-национальному наследию как началу, способному придать своеобразный путь развития России в отличие от Европы.
- Идеализация роли петровских преобразований в историческом развитии страны.
7. Влияние социалистических идей в Европе на идеологию западничества в России.
Роль творчества В. Г. Белинского (1811-1848) в становлении русского радикализма (нигилизма)
- Роль немецкого идеалистического философского наследия (Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и др.) в становлении Белинского как литературного критика, мыслителя и гражданина.
- Эволюция «гегельянства» Белинского от примирения к отрицанию российской действительности». Превращение отрицания в «строительный материал» мировоззрения позднего Белинского.
- Формирование атеистических и материалистических взглядов Белинского под воздействием творчества Фейербаха, Маркса, Энгельса.
- Влияние идей западноевропейского социализма (Сен-Симона, Фурье, Прудона, Кабэ, Леру, Блана, Маркса и др.) на «социализацию» мировоззрения Белинского.
- «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского (1847) как апогей его духовного разрыва с николаевской Россией.
М. А. Бакунин (1814-1876) и его роль в формировании теории безгосударственного социализма (анархизма)
- Влияние немецкой идеалистической философии на духовный поиск Бакунина.
- Отъезд Бакунина из России в Германию (1840) и превращение его в странствующего идеолога разрушения и политического эмигранта.
- Участие Бакунина в революциях 40-х гг. XIX в. в Европе и его превращение в убеждённого врага существующей европейской политической системы и российского самодержавия.
- Превращение Бакунина в видного теоретика анархизма и вдохновителя бунтарского направления в русском народническом движении в последние десятилетия его революционной деятельности.
А. И. Герцен (1812-1870) и формирование идеологии русского общинного социализма
- Влияние идей европейского социализма и немецкой идеалистической философии на формирование мировоззрения Герцена в 30-40-е гг. XIX в.
- Разрушение веры Герцена в буржуазную («мещанскую») культуру Запада и способность Европы разрешить назревшие социальные проблемы в период европейской эмиграции как предпосылка к формированию теории общинного социализма (конец 40-х -начало 50-х гг. XIX в.).
- Использование Герценом славянофильской концепции русской крестьянской общины как общественного идеала в качестве «строительного материала» в создании теории
русского общинного социализма.
Общество (кружок) петрашевцев (1845-1849) и его место в становлении политического радикализма в России
- Образование М. В. Буташевичем-Петрашевским кружка с целью обсуждения актуальных вопросов культурно-художественной, философской и общественной жизни в России.
- Радикализация политических настроений внутри кружка в форме критики существующего государственного и общественного строя в России и отход от общества умеренных (1847-1848).
- Обсуждение членами радикального крыла общества (Н. А. Спешнев, Д. Д. Ахшарумов, С. Ф. Дуров, Н. С. Кашкин, Н. А. Момбелли, Н. П. Григорьев и др.) злободневных социально-политических вопросов и способов их решения.
- Влияние принципов европейского социализма (Фурье, Сен-Симон, Кабэ и др.) и политического радикализма на «заговор идей» петрашевцев.
- Попытка петрашевцев создать тайную организацию с целью подготовки вооружённого восстания и крах заговора (март-апрель 1849 г.).
8. Общественно-политическая мысль на западных окраинах России в 40-е гг. XIX в.
Организация и деятельность тайного Кирилло-Мефодиевского общества на Украине (1846-1847)
- Попытка участников общества (Н. И. Костомаров, Н. И. Гулак, В. М. Белозерский, Т. Г. Шевченко и др.) выработать идеологию национального и социального освобождения Украины.
- Разгром общества полицией (март 1847 г.) и разработка жандармским управлением программы действий по предотвращению распространения идей культурного и политического «украинофильства».
9. Усиление контроля правительства России за общественной деятельностью в конце правления Николая I (конец 40-первая половина 50-х гг. XIX в.).
- Влияние европейских революций 1848-1849 гг. на формирование атмосферы подозрительности со стороны властей на проявление свободомыслия в русском просвещённом обществе.
10. Активизация деятельности русской эмиграции в идеологической борьбе с самодержавием в первой половине 50-х гг. XIX в.
- Основание А. И. Герценом в Лондоне Вольной русской типографии (1853 г.) и начало издания оппозиционного журнала «Полярная звезда» (1855 г.).
11. Смерть Николая I (1855) и первая волна либерализации общественной жизни России во второй половине 50-х гг.
Представители просвещённого общества в России о необходимости отмены крепостного права и либерализации общественной жизни страны
- Славянофилы и западники о перспективах развития государства и общества в России. Проблема решения крестьянского вопроса в стране. Записки, проекты и размышления К. С. Аксакова, Б. Н. Чичерина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, А. И. Кошелева, К. Д. Кавелина и др.
- Издание А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым журнала «Колокол» (1857). Его влияние на либерализацию общественных настроений в России. Пропаганда в журнале идеи отмены крепостного права в России.
- Усиление радикалистских (революционно-демократических) настроений в среде разночинной интеллигенции в конце 50-х гг. XIX в.
- Публицистическая деятельность Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. В. Шелгунова, М. Л. Михайлова, Н. А. и А. А. Серно-Соловьёвичей и др. по формированию критического отношения к окружающей действительности.