Файл: Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой контрольной работы по истории по курсу История Древнего мира 5 класс Назначение тематической контрольной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

итоговой контрольной работы по истории по курсу «История Древнего мира»

5 класс

  1. Назначение тематической контрольной работы

Итоговая контрольная работа проводится в рамках внутришкольного мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «Алмазовская средняя общеобразовательная школа» в условиях реализации ФГОС ООО.

Цель проведения: определение уровня усвоения учащимися 5-х классов предметного содержания курса «История Древнего мира» курса истории 5 класса по программе основной школы, выявление наиболее трудных для обучающихся элементов содержания при изучении данной темы и оценка уровня освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения вышеназванной темы.

  1. Документы, определяющие содержание КИМ тематической контрольной работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) с учетом Планируемых результатов основного общего образования по предмету «История», Примерной программы основного общего образования по предмету «История» и отдельных метапредметных результатов обучения.

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

  1. Место в учебном процессе.

Проводится после изучения курса «История Древнего мира»

  1. Условия проведения и время выполнения тематической контрольной работы

Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки знаний обучающихся. При выполнении тематической контрольной работы обучающиеся записывают ответы в бланк. Все необходимые справочные данные приведены в тексте варианта.

На выполнение всей итоговой контрольной работы отводится 45 минут.


  1. Содержание и структура КИМов тематической контрольной работы


Содержание контрольной работы соответствует требованиям ФГОС ООО по истории.

Вариант итоговой контрольной работы состоит из 21 задания: 15 заданий с выбором ответа, 5 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.

Каждый вариант контрольной работы включает в себя контролируемые элементы содержания соответствующих тем школьного курса истории, при этом для каждого контролируемого элемента содержания предлагаются задания всех таксономических уровней.

Наиболее важные с точки зрения продолжения образования в основной школе содержательные элементы контролируются в одном и том же варианте заданиями разных уровней сложности. Количество заданий по тому или иному контролируемому элементу содержания определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с рабочей программой по истории.

Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом ограничений в условиях массовой письменной проверки знаний и умений обучающихся): использование черно-белых изображений иллюстраций и карт.

Овладение умениями по работе с информацией предметного содержания проверяется опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах (таблицы, схемы и схематические рисунки).

Наиболее важным видом деятельности с точки зрения успешного продолжения образования в основной школе является работа с историческими фактами, историческими источниками. Каждый вариант включает в себя задания по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверять умение применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности события, как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.

Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания.

Каждый вариант тематической контрольной работы состоит из двух частей и включает в себя 23 задания, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).

Часть 1 содержит 16 заданий с выбором и записью номера правильного ответа

Часть 2 содержит 7 заданий, объединенных общим видом деятельности – работа с историческими фактами. Из них 5 заданий с кратким ответом и 2 задания, для которого необходимо привести развернутый ответ.



Таблица 1

Распределение заданий по частям тематической контрольной работы



Тип заданий

Количество заданий

Максимальный первичный

балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 28

С выбором и записью номера правильного ответа

16

16

68

С кратким ответом


5

10

22

С развернутым ответом

2

3

10




23

29

100


6. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 1 кодификатора.

В данной тематической контрольной работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса истории: «Первобытное общество. Древний Восток», «Древняя Греция», «Цивилизация Древнего Рима».

Общее количество заданий в данной контрольной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного курса истории основной школы. В таблице 2 дано распределение заданий по разделам. Задания части 2 могут проверять комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса истории основной школы.

Таблица 2

Распределение заданий тематической контрольной работы

по содержательным разделам курса истории основной школы



Содержательные разделы

Количество заданий


Вся работа

С выбором и записью номера правильного ответа

С кратким ответом


С развернутым ответом

Первобытное общество

5

4

1

-

Древний Восток

5

4

1

-

Древняя Греция

6

4

1

2

Цивилизация Древнего Рима

7

4

2

-

Итого

23

16

5

2




Рубежная контрольная работа разрабатывается, исходя из необходимости проверки умений и способов действий, отраженных в разделе 2 кодификатора.

В таблице 3 приведено распределение заданий по проверяемым планируемым результатам.

Таблица 3

Распределение заданий тематической контрольной работы по проверяемым планируемым результатам

Код

требований

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО


Количество заданий

№№ заданий в тематической контрольной работе, которыми проверяется освоение требований к уровню подготовки

Вся работа

Часть 1

Часть 2




1.1

знать, понимать основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней

2

2

-

А1, 11

1.2

знать, понимать выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории

1

1

-

А6

1.3

знать, понимать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

1

-

1

В1.

1.4

знать, понимать изученные виды исторических источников

1

1

-

А9


2.1

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком

1

-

1

В2

2.2

определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории

1

-

1

В3

2.3

использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников

1

-

1

В4

2.4

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

2

2

-

А5 (1,2)

2.5

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов

1

1

-

А12.

2.6

давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников

1

-

1



С1

2.8

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты

1

-

1

В5

2.9

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

1

1

-

А8

2.10

группировать исторические явления и события по заданному признаку

1

-

1

В2

2.11

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов

1

1

-

А13, 15

2.12

выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений

1

1

-

А3

2.13

определять причины и следствия важнейших исторических событий

4

4

-

А2,4,7,10,14



Таблица 4

Распределение заданий по типам учебной деятельности (УД) и видам учебной деятельности

Тип УД

(по Выготскому)

Виды учебной деятельности

Кол-во зада-ний


В% соотно-шениии

зада-ний в тесте

1 репродуктивный
Репродуктивная деятельность, т.е. запоминание и воспроизведение фактов



Узнавать и воспроизводить даты, факты, основные исторические понятия

16

70

А1-А16

Идентифицировать признаки исторических событий, процессов,

Определять специфику исторических явлений

2 реконструктивный

Воспроизведение способов получения фактов

Объяснять, истолковывать значение исторических понятий

5

25

В1-В5

Формулировать исторические термины

Классифицировать и упорядочивать исторические явления и процессы

3 вариативный

Перенос способов получения фактов из одной области в другую

(воспроизведение способов получения мыслительных операций)

Анализировать и синтезировать исторические источники

2

5

С1

Вычленение частей целого и выявление взаимосвязей

Сравнение особенностей исторического развития и природно-географических факторов государств

Аргументировать, давать оценку историческим событиям и явлениям