Файл: Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой контрольной работы по истории по курсу История Древнего мира 5 класс Назначение тематической контрольной работы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
итоговой контрольной работы по истории по курсу «История Древнего мира»
5 класс
-
Назначение тематической контрольной работы
Итоговая контрольная работа проводится в рамках внутришкольного мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «Алмазовская средняя общеобразовательная школа» в условиях реализации ФГОС ООО.
Цель проведения: определение уровня усвоения учащимися 5-х классов предметного содержания курса «История Древнего мира» курса истории 5 класса по программе основной школы, выявление наиболее трудных для обучающихся элементов содержания при изучении данной темы и оценка уровня освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения вышеназванной темы.
-
Документы, определяющие содержание КИМ тематической контрольной работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) с учетом Планируемых результатов основного общего образования по предмету «История», Примерной программы основного общего образования по предмету «История» и отдельных метапредметных результатов обучения.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
-
Место в учебном процессе.
Проводится после изучения курса «История Древнего мира»
-
Условия проведения и время выполнения тематической контрольной работы
Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки знаний обучающихся. При выполнении тематической контрольной работы обучающиеся записывают ответы в бланк. Все необходимые справочные данные приведены в тексте варианта.
На выполнение всей итоговой контрольной работы отводится 45 минут.
-
Содержание и структура КИМов тематической контрольной работы
Содержание контрольной работы соответствует требованиям ФГОС ООО по истории.
Вариант итоговой контрольной работы состоит из 21 задания: 15 заданий с выбором ответа, 5 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.
Каждый вариант контрольной работы включает в себя контролируемые элементы содержания соответствующих тем школьного курса истории, при этом для каждого контролируемого элемента содержания предлагаются задания всех таксономических уровней.
Наиболее важные с точки зрения продолжения образования в основной школе содержательные элементы контролируются в одном и том же варианте заданиями разных уровней сложности. Количество заданий по тому или иному контролируемому элементу содержания определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с рабочей программой по истории.
Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом ограничений в условиях массовой письменной проверки знаний и умений обучающихся): использование черно-белых изображений иллюстраций и карт.
Овладение умениями по работе с информацией предметного содержания проверяется опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах (таблицы, схемы и схематические рисунки).
Наиболее важным видом деятельности с точки зрения успешного продолжения образования в основной школе является работа с историческими фактами, историческими источниками. Каждый вариант включает в себя задания по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверять умение применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности события, как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.
Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания.
Каждый вариант тематической контрольной работы состоит из двух частей и включает в себя 23 задания, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).
Часть 1 содержит 16 заданий с выбором и записью номера правильного ответа
Часть 2 содержит 7 заданий, объединенных общим видом деятельности – работа с историческими фактами. Из них 5 заданий с кратким ответом и 2 задания, для которого необходимо привести развернутый ответ.
Таблица 1
Распределение заданий по частям тематической контрольной работы
Тип заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 28 |
С выбором и записью номера правильного ответа | 16 | 16 | 68 |
С кратким ответом | 5 | 10 | 22 |
С развернутым ответом | 2 | 3 | 10 |
| 23 | 29 | 100 |
6. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 1 кодификатора.
В данной тематической контрольной работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса истории: «Первобытное общество. Древний Восток», «Древняя Греция», «Цивилизация Древнего Рима».
Общее количество заданий в данной контрольной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного курса истории основной школы. В таблице 2 дано распределение заданий по разделам. Задания части 2 могут проверять комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса истории основной школы.
Таблица 2
Распределение заданий тематической контрольной работы
по содержательным разделам курса истории основной школы
Содержательные разделы | Количество заданий | |||
Вся работа | С выбором и записью номера правильного ответа | С кратким ответом | С развернутым ответом | |
Первобытное общество | 5 | 4 | 1 | - |
Древний Восток | 5 | 4 | 1 | - |
Древняя Греция | 6 | 4 | 1 | 2 |
Цивилизация Древнего Рима | 7 | 4 | 2 | - |
Итого | 23 | 16 | 5 | 2 |
Рубежная контрольная работа разрабатывается, исходя из необходимости проверки умений и способов действий, отраженных в разделе 2 кодификатора.
В таблице 3 приведено распределение заданий по проверяемым планируемым результатам.
Таблица 3
Распределение заданий тематической контрольной работы по проверяемым планируемым результатам
Код требований | Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО | Количество заданий | №№ заданий в тематической контрольной работе, которыми проверяется освоение требований к уровню подготовки | ||
Вся работа | Часть 1 | Часть 2 | | ||
1.1 | знать, понимать основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней | 2 | 2 | - | А1, 11 |
1.2 | знать, понимать выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории | 1 | 1 | - | А6 |
1.3 | знать, понимать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития | 1 | - | 1 | В1. |
1.4 | знать, понимать изученные виды исторических источников | 1 | 1 | - | А9 |
2.1 | соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком | 1 | - | 1 | В2 |
2.2 | определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории | 1 | - | 1 | В3 |
2.3 | использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников | 1 | - | 1 | В4 |
2.4 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий | 2 | 2 | - | А5 (1,2) |
2.5 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов | 1 | 1 | - | А12. |
2.6 | давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников | 1 | - | 1 | С1 |
2.8 | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты | 1 | - | 1 | В5 |
2.9 | выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий | 1 | 1 | - | А8 |
2.10 | группировать исторические явления и события по заданному признаку | 1 | - | 1 | В2 |
2.11 | объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов | 1 | 1 | - | А13, 15 |
2.12 | выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений | 1 | 1 | - | А3 |
2.13 | определять причины и следствия важнейших исторических событий | 4 | 4 | - | А2,4,7,10,14 |
Таблица 4
Распределение заданий по типам учебной деятельности (УД) и видам учебной деятельности
Тип УД (по Выготскому) | Виды учебной деятельности | Кол-во зада-ний | В% соотно-шениии | № зада-ний в тесте |
1 репродуктивный Репродуктивная деятельность, т.е. запоминание и воспроизведение фактов | Узнавать и воспроизводить даты, факты, основные исторические понятия | 16 | 70 | А1-А16 |
Идентифицировать признаки исторических событий, процессов, | ||||
Определять специфику исторических явлений | ||||
2 реконструктивный Воспроизведение способов получения фактов | Объяснять, истолковывать значение исторических понятий | 5 | 25 | В1-В5 |
Формулировать исторические термины | ||||
Классифицировать и упорядочивать исторические явления и процессы | ||||
3 вариативный Перенос способов получения фактов из одной области в другую (воспроизведение способов получения мыслительных операций) | Анализировать и синтезировать исторические источники | 2 | 5 | С1 |
Вычленение частей целого и выявление взаимосвязей | ||||
Сравнение особенностей исторического развития и природно-географических факторов государств | ||||
Аргументировать, давать оценку историческим событиям и явлениям |