Файл: Курсовая работа по учебному курсу Общая психология 2 (курсовая работа) (наименование учебного курса).docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретический анализ мышления как психического процесса
Качественные характеристики мышления
Глава II. Методы изучения мышления как психического процесса
2.1. Методы исследования мышления как психического процесса, их особенности и требования
Чисто структурные аспекты мышления формально изучаются в логике. Но они всегда вызывали интерес у мыслящих психологов. Например, дедуктивное заключение, например, «Все P – это S, Q – это P, поэтому Q также является S». Известный пример: «Все люди смертны; Сократ – человек, поэтому Сократ смертен». Были изучены многие структурно различимые типы заключений, такие как Выводы из «Некоторые Р – это А, некоторые А – это В, поэтому: некоторые В – это Р» (например: «Некоторые птицы – утки, некоторые утки – пловцы, поэтому: некоторые пловцы – птицы»). Иными являются мыслительные процессы при индуктивном закрытии. Здесь известны свойства U подмножества X из S (существует – по крайней мере – один X со свойством U в качестве элемента S: ∃X с U∋S). Для подходящего большого количества X с U∋S это свойство замыкается на общее количество S (для всех X применяется S&U: ∀X→S&U). Все лебеди белые, Икс – лебедь, поэтому он белый. Однако в Африке водятся черные лебеди. Такие возможные чрезмерные обобщения особенно играют роль в умственном развитии детей (например, когда ребенок называет все плавающее, даже плавающий кусок дерева, «уткой»).
Психические (когнитивные) изменения, которые претерпевают дети в период среднего детства, часто более выражены и заметны, чем их физические изменения. Способность детей сознательно, вдумчиво и активно выбирать цели (вместо того, чтобы просто реагировать на окружающую среду) проявляется в этот период развития. Кроме того, стиль мышления детей постепенно становится более логичным, организованным и гибким по мере того, как они вступают в стадию «Конкретного операционного» мышления Пиаже [8].
Мыслительная операция, в понимании Пиаже, – это способность точно представить последствия того, что что–то происходит, без того, чтобы это действительно должно было произойти. Во время мыслительной операции дети представляют сценарии «что, если», которые включают в себя воображаемую трансформацию ментальных представлений о вещах, которые они испытали в мире; людях, местах и вещах. Способность выполнять мысленную арифметику является хорошим примером операции. Дети в этом возрасте становятся способными осваивать сложение и вычитание и аналогичные операции и, следовательно, могут сказать вам, что если они съедят одно печенье из банки, содержащей пять, то в банке останется четыре печенья. Важно отметить, что они могут
сделать это без фактического поедания печенья, а затем подсчета оставшихся печений в банке, потому что они могут смоделировать банку с печеньем в своем сознании и оперировать содержимым этой ментальной банки, чтобы прийти к ответу без необходимости на самом деле проводить эксперимент.
Такого рода операции являются «конкретными», потому что они основаны на реальных людях, местах и вещах, которые дети наблюдали в окружающей среде. Ментальные представления детей остаются конкретно связанными с вещами, которые они видели и к которым прикасались на протяжении всего периода среднего детства. Поскольку их представления ограничены материальным, осязаемым и конкретным, их оценка последствий событий также ограничена, локальна и конкретна по масштабу. В этом возрасте дети легко могут сказать вам, что если забор сломается, то собака сможет выбраться наружу. Однако им нелегко думать о более абстрактных вещах, таких как то, что на самом деле будет означать для семьи, если родитель потеряет работу. В теории Пиаже, только когда дети вступают в подростковый возраст, они становятся способными к более абстрактным «формальным» операциям, включающим представления о вещах, которые являются неосязаемыми и абстрактными (без какой–либо тесной связи с осязаемым человеком, местом или вещью), таких как «свобода» или «божественность».
Пиаже описал множество операций, которые дети начинают осваивать в среднем детстве, включая сохранение, децентрацию, обратимость, иерархическую классификацию, сериацию и пространственное мышление. Это технические термины, все из которых будут описаны ниже более подробно. Очевидно, что дети не запоминают названия этих различных операций и не с гордостью указывают своим родителям, что они овладели этими навыками. Дети просто начинают делать эти вещи, не осознавая, чего они достигли. Однако эти новые навыки часто заметны сторонним наблюдателям, знакомым с прогрессом детей. По–своему утонченное мастерство детей в этих операциях является огромным достижением, таким же впечатляющим подвигом, как и любое физическое достижение, которому могут научиться дети.
Поэтапный характер теории Пиаже, когда каждая стадия связана с возрастной группой, для которой эта стадия типична, убедительно свидетельствует многим людям о том, что в определенном возрасте дети должны функционировать на определенной стадии. Важно иметь в виду, что теория Пиаже предназначена для того, чтобы рассказать о том, как средний ребенок может функционировать в определенном возрасте; это не утверждение о том, как должен функционировать какой–либо конкретный отдельный ребенок. Дети развиваются уникально и в своем собственном темпе в зависимости от их темперамента (унаследованного компонента их личности), генетического состава, поддержки, доступной им в их среде, и их опыта обучения. Разные дети проявят мастерство в определенных операциях раньше, чем другие, или проявят их в одних ситуациях, но не в других. Более новые исследования также показывают, что контекст также влияет на способности детей. Большинство детей будут демонстрировать более продвинутые операции в знакомой или обязательной обстановке (например, в школе, при выполнении школьных заданий). Они могут быть склонны запутываться и работать хуже, когда сталкиваются с новыми ситуациями [9].
Сохранение включает в себя способность понимать, когда количество чего–либо остается постоянным в двух или более ситуациях, несмотря на то, что внешний вид этой вещи меняется в этих ситуациях. Идея сохранения может быть применена к любой форме измерения, включая число, массу, длину, площадь, объем и т.д. Знаменитый пример консервации Пиаже был выполнен с использованием жидкостей, налитых в контейнеры различной формы. Хотя объем жидкости в двух контейнерах остается постоянным, каждый контейнер имеет совершенно разный внешний вид: один высокий и тонкий, в то время как другой был коротким и широким. Используя эту установку, Пиаже смог показать, что дети среднего детского возраста смогли оценить, что общее количество жидкости не изменилось, несмотря на то, что ее разливали в контейнеры разной формы. Младшие дети, как правило, были одурачены внешним видом контейнеров и склонны делать вывод, что в более широких и коротких контейнерах содержится меньше воды, чем в более высоких и тонких контейнерах.
В повседневной жизни дети демонстрируют сохранение числа (подсчета), когда понимают, что количество 10 печений останется постоянным, независимо от того, разложены они или сложены в башню. Дети, которые понимают принцип сохранения массы, понимают, что вес их тела останется неизменным, независимо от того, будут ли они стоять прямо или сидеть, скрестив ноги, на весах. Точно так же дети, которые понимают сохранение длины, понимают, что веревка одинаковой длины, независимо от того, выложена ли она прямо или свернута. Дети, которые понимают, что такое сохранение площади, знают, что общее пространство на столе остается постоянным независимо от того, загромождено ли оно предметами или очищено. Недавние исследования показывают, что дети в западных культурах, как правило, достигают сохранения численности к 7 годам, сохранения массы и длины к 7 или 8 годам и сохранения площади к 8 или 9 годам.
- 1 2 3 4 5 6
Качественные характеристики мышления
Мир, в котором мы непосредственно живем, мир, в котором мы боремся, преуспеваем и терпим поражение, – это прежде всего качественный мир. То, ради чего мы действуем, страдаем и наслаждаемся, – это вещи в их качественных определениях. Этот мир образует поле характерных способов мышления, характерных в том, что мышление определенно регулируется качественными соображениями. Если бы не двойной и, следовательно, двусмысленный смысл термина «здравый смысл», можно было бы сказать, что мышление здравого смысла, связанное с действием и его последствиями, будь то в наслаждении или страдании, является качественным. Но поскольку «здравый смысл» также используется для обозначения принятых традиций и к нему обращаются в их поддержку, с самого начала безопасно ссылаться просто на ту мысль, которая имеет отношение к объектам, связанным с проблемами и проблемами жизни.
Мышление – это подразделение в широкой психологической области, которое изучает когнитивные аспекты поведения. В общем смысле мышление относится к влиянию определенных видов предшествующего опыта на текущую деятельность человека. В частности, это касается, с одной стороны, скрытых символических процессов, которые предшествуют и/или сопровождают наблюдаемые реакции. С другой стороны, это относится к особому виду самого поведения, а именно к тому, что происходит, когда ранее усвоенные реакции организуются или реорганизуются в ситуациях, отличающихся от тех, в которых происходило первоначальное обучение. Мы постараемся рассматривать мышление в этих терминах, хотя различия между общепризнанными категориями когнитивного поведения на самом деле являются скорее вопросом акцента, чем рода. Таким образом, восприятие подчеркивает непосредственные отношения между стимулами и реакцией человека, в то время как мышление подчеркивает некоторый медитативный процесс между предыдущим обучением и паттернами реагирования или последовательностями ответов. Обучение фокусируется на приобретении новых реакций — изменений, которые происходят во время воздействия определенных ситуаций, обычно с указанием соответствия определенным стандартам производительности. Мышление, напротив, имеет дело с более поздними эффектами получения ответов, уделяя особое внимание сочетанию и рекомбинации ответов. Память связана с процессами хранения и извлечения усвоенных ответов, в то время как мышление предполагает использование продуктов памяти по мере того, как индивид справляется с внутренними потребностями и требованиями внешней среды [3].
Таким образом, нет четкого и устойчивого различия между несколькими категориями когнитивного поведения, и, по сути, существует значительная общность интересов среди психологов, которые идентифицируют себя с тем или иным из этих подразделений. Явления, отнесенные к каждой категории, зависят от того, какие вопросы задает исследователь и какие данные он хочет собрать. Теоретические ориентации предоставляют еще одно средство, с помощью которого можно различать субинтересы в области когнитивных процессов. Мы коснемся этих вопросов ниже.
Особые человеческие качества. Однако сначала мы должны отметить, что мышление, в отличие от других аспектов когнитивного поведения, особенно характерно для людей. В то время как большинство психологов, знакомых с недавними экспериментальными работами, вероятно, признали бы, что по крайней мере в некоторой степени все поведенческие характеристики людей встречаются и у животных, находящихся на более низкой ступени эволюции, определенные способности не только необычайно высоко развиты у человека, но и особенно очевидны в тех процессах, которые мы называем мышлением. Эти виды способностей включают в себя те, которые описаны ниже.
Обучение и память. Человек может приобрести огромное количество знаний, которые могут храниться в течение длительного периода времени. Таким образом, возможность вызывать реакции, не вызванные немедленно нынешней ситуацией, является отличительной чертой мышления. В этом смысле оно контрастирует со всем чисто рефлексивным или ситуативно обусловленным поведением.
Внутренняя символическая деятельность. Опыт, хранящийся в памяти, может быть вызван быстрым и высокоэффективным способом без необходимости воспроизведения полных грубых моторных или сенсорных реакций, которые произошли во время первоначального обучения. Эти неявные реакции могут продолжаться бесконечно в бесчисленных комбинациях, позволяя, таким образом, следам опыта, широко разделенным во времени, влиять на характер текущего поведения. Это также позволяет индивиду справляться с проблемной ситуацией в течение длительного времени после того, как она открыто представлена — феномен замедленной реакции, который явно очень высокоразвит у людей по сравнению с низшими животными.
Формирование и концептуализация концепций. Особенно поразительной характеристикой символических процессов является способность организовывать очень много