Файл: Курсовая работа по учебному курсу Общая психология 2 (курсовая работа) (наименование учебного курса).docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретический анализ мышления как психического процесса
Качественные характеристики мышления
Глава II. Методы изучения мышления как психического процесса
2.1. Методы исследования мышления как психического процесса, их особенности и требования
Позже жили и работали 2 других древнегреческих ученых: Протагор и Эпикур, представители чувственности, философского направления, которое сыграло важную роль в научном подходе к мышлению гораздо позже.
Величайшим продуктом принципа мышления в то время был Аристотель. Он изучал его формы, обосновывал и выводил законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души». Кроме того, он в основном занимался вопросами формальной логики.
Древнеримский врач Гален был первым, кто научно доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «центром движения, чувствительности и умственной деятельности».
В Средние века изучение мышления носило исключительно экспериментальный характер и не предлагало ничего нового.
Активные психологические исследования мышления ведутся с XVII века, но даже тогда они в значительной степени опираются на логику. Согласно раннему образованию по мышлению, относящемуся к XVII веку, способность мыслить является врожденной, и само мышление рассматривалось отдельно от самого себя. Медитация, логическое мышление и медитация считались интеллектуальными способностями. С появлением ассоциативной психологии мышление было сведено к ассоциациям и считалось врожденной способностью. В эпоху Возрождения ученые вернулись к предположению античности о том, что психика является результатом работы мозга. Однако их мышление не было подкреплено опытом, поэтому они были более абстрактными. Они противопоставляли ощущение и восприятие мышлению, и спор шел только о том, какое из этих двух явлений важнее.
В конце XIX века появилась новая доктрина – прагматизм. Его представитель В. Джеймс, американский философ и психолог, в 1890 году в книге «Принципы психологии» утверждает, что понятия являются не достаточным отражением объективного мира, а инструментами, используемыми в познавательной деятельности, и планами действий. Мысли истинны не потому, что они отражают материальный мир, а благодаря благу человека. Еще одним представителем этого направления, разрабатывающего прагматическую теорию восприятия, является Джон Дьюи.
В начале ХХ века Вюрцбургская школа психологии (О. Кульпе и другие) думала о центре своих интересов, а работы ее представителей основывались на явлениях Э. Гуссерля и отвергали юнионизм. В экспериментах этой школы было изучено мышление с помощью методов систематического самоанализа, чтобы проанализировать процесс на ключевые этапы.
Гештальт–психология в лице М. Вертхаймера и К. Дюнкера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как перестройка проблемного состояния с помощью tnsite.
В рамках бихевиоризма мышление – это процесс формирования связей между мотивацией и реакциями. Его преимуществом является учет практического мышления, то есть навыков и умений в решении задач. Он внес вклад в изучение мышления и психоанализ, изучение бессознательных форм мышления, зависимости мышления от мотивов и потребностей.
Заключение
Мышление – это термин, который охватывает всю умственную деятельность, связанную с мышлением, знаниями, памятью и общением.
Мы используем термины, чтобы упростить и упорядочить окружающий нас мир. Из–за сходства мы разделяем группы предметов, событий, идей или людей на категории. Создавая иерархии, мы разделяем эти категории на более мелкие и подробные единицы. Другие термины (например, треугольник) мы формируем по определению (геометрическая фигура из 3 точек, которые не лежат на прямой и соединены друг с другом растяжками). Однако большинство терминов возникают в контексте прототипов, т.е. типичные примеры для одной категории. Сопоставляя предметы и идеи с прототипами, мы можем эффективно и за считанные секунды решить, относится ли что–то к определенной категории или нет.
Алгоритм – это набор правил и процедур (например, рецепт печенья или подробное описание того, что нужно сделать, чтобы эвакуировать здание в случае пожара), который занимает много времени, но тщательно продуман и обеспечивает решение проблем. Эвристика – это более простая стратегия мышления (например, бег к выходу, когда вы чувствуете запах густого дыма), которая позволяет быстро решать проблемы, но иногда оказывается неправильной. Понимание – это опять же что–то другое, потому что здесь речь идет не о решении, основанном на стратегии, а о реакции ага – вспышке ума, с помощью которой вы решаете проблему.
Тенденция подтверждения приводит к тому, что мы видим, что наши гипотезы подтверждены, а не подвергаем их сомнению. Фиксация, такая как ментальный набор и функциональная привязанность, может побудить нас следовать линии рассуждений и помешать нам принять новый угол зрения, с которого мы могли бы решить проблему.
Эвристика репрезентативности заставляет нас
судить о вероятности вещей по тому, насколько они представляют наш прототип для группы вещей. Эвристика доступности соблазняет нас судить о вероятности вещей по тому, насколько они живы для нас и как быстро они проникают в наше сознание. Обе формы коротких путей мышления могут побудить нас не обращать внимания на важную информацию или недооценивать вероятность того, что что–то произойдет.
Основным недостатком самоуверенности является то, что наша склонность искать подтверждение нашим гипотезам и, следовательно, использовать быструю и простую эвристику иногда заставляет нас упускать из виду нашу подверженность ошибкам – заблуждение, которое может быть трагичным, когда мы находимся на ответственной должности. Однако на личном уровне люди, которые переоценивают себя, склонны жить более счастливой жизнью, легче принимать трудные решения и, по–видимому, более правдоподобны.
Постановка вопроса может быть представлена по–разному, но одинаково логически (обрамление); но тонкий способ ее формулировки может направить нас в желаемом спрашивающим направлении. (Например, подумайте «Как вы думаете, люди должны иметь свободу курить на публике?» в отличие от «Как вы думаете, курильщики должны иметь право подвергать легкие некурящих пассивному курению?»).
Мы склонны считать выводы, которые соответствуют нашим убеждениям, более логичными, чем те, которые не соответствуют нашим убеждениям. Это искажение убеждений может побудить нас принять неверные выводы и отвергнуть действительные.
Упорство в убеждениях означает приверженность своим идеям, потому что первоначально принятое как действительное обоснование внутренне воздействует на нас, даже если оно сомнительно. Лучшее средство против этой формы искажения заключается в том, чтобы попытаться рассмотреть доказательства противоположной позиции.
Хотя интуиция иногда вводит нас в заблуждение, она может быть удивительно эффективной и адаптируемой. Например, когда мы занимаемся областью знаний, мы все лучше и лучше учимся делать быстрые и грамотные суждения. Умные мыслители будут использовать вашу интуицию, но затем проверят вас, соответствуют ли они имеющимся выводам.
Список литературы
-
Андронов, В. П. Психология профессионального мышления [Текст]: курс лекций. – Саранск: Изд–во Мордовского ун–та, 2018. – 146 с. -
Ахмедханов, А. М. Общая психология: учебник для вузов. – Махачкала: Алеф, 2018. – 273 с. -
Бабаев, Т. М. Общая психология [Текст]: учебное пособие. – Москва: Российский ун–т дружбы народов, 2018. – 195 с. -
Волгуснова, Е. А. Психология. Психические процессы [Текст]: курс лекций. – Шадринск: Шадринский дом печати, 2016. – 198 с. -
Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Государственное социально–экономическое издательство, 1934. — 326 с. -
Декман, И. Е. Психология: практикум: учебное пособие для студентов вузов. – Пятигорск: РИА–КМВ, 2019. – 167 с. -
Душкин, А. С. Общая психология: учебно–методическое пособие / А. С. Душкин, А. А. Рожков; МВД России, Санкт–Петербургский университет. – Санкт–Петербург: Изд–во СПб ун–та МВД России, 2019. – 129 с. -
Емельянова, Т. В. Общая психология [Текст]: учебное пособие. – Архангельск: КИРА, 2016. – 177 с. -
Знаков, В. В. Психология понимания мира человека [Текст]: [монография]. – Москва: Ин–т психологии РАН, 2016. – 488 с. -
Кашапов, М. М. Психология творческого мышления [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 37.03.01 "Психология" (квалификация (степень) "бакалавр"), 44.04.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "магистр"). – Москва: ИНФРА–М, 2017. – 434 с. -
Конева, О. Б. История психологии [Текст]: учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 98 с. -
Лукьянова, И. Е. Психология гуманитарного познания [Текст]: монография. – Москва: ИНФРА–М, 2016. – 185 с. -
Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций [Текст]: учебное пособие. – Москва: ИД "Международные отношения", 2017. – 226 с. -
Никишина, В. В. Психология. Речь и мышление [Электронный ресурс]: мультимедийное учебное пособие. – Курск: ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, 2018. -
Общая психология: введение в общую психологию: психология познавательных процессов: учебное пособие для студентов психологических специальностей и направлений подготовки. – Москва: ФЛИНТА, 2020. – 359 с. -
Поярова, Т. А. Общая психология [Текст]: учебник. – Вологда: ВоГУ, 2018. – 271 с. -
Прохоров, А. О. Образ психического состояния [Текст]. – Москва: Ин–т психологии РАН, 2016. – 243 с. -
Рожков, А. А. Общая психология [Текст]: учебное пособие. – Санкт–Петербург: Изд–во Санкт–Петербургского ун–та МВД России, 2018. – 141 с. -
Сергеева, Ю. М. Внутренняя речь: психологический и лингвистический аспекты [Электронный ресурс] [Текст]: монография. – Москва: Издательство «ФЛИНТА», 2016. – 308 с. -
Соловьева, С. Л. Познавательные психические процессы: мышление, речь, интеллект [Текст]: учебно–методическое пособие. – Санкт–Петербург: Изд–во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – 57 с. -
Столярова, В. А. Психология понятийного мышления: учебное пособие. – Санкт–Петербург [и др.]: Лань, 2019. – 60 с. -
Шадриков, В. Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить [Текст] = Thought evolution. How a man learns to think: [монография]. – Москва: Университетская кн., cop. 2016. – 214 с. -
Шарок, В. В. Психология. Мышление и интеллект [Текст]: учебное пособие для студентов технических вузов. – Санкт–Петербург: Медиапапир, 2018. – 109 с.