Файл: Курсовая работа по учебному курсу Общая психология 2 (курсовая работа) (наименование учебного курса).docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретический анализ мышления как психического процесса
Качественные характеристики мышления
Глава II. Методы изучения мышления как психического процесса
2.1. Методы исследования мышления как психического процесса, их особенности и требования
Глава II. Методы изучения мышления как психического процесса
2.1. Методы исследования мышления как психического процесса, их особенности и требования
Существует множество способов изучения образного визуального мышления. Вот некоторые из них.
Определите активность воображаемого вербального и визуального мышления.
Мыслительная деятельность является одним из важнейших показателей ее безопасности, эффективности и нормального психофизиологического и эмоционального состояния субъекта. Субъективные показатели мыслительной деятельности, оцениваемые с помощью медитации или наблюдения, отражаются в качественных экспертных оценках, таких как «Я не могу сосредоточиться», «моя голова занята другими».
Быстрый метод оценки мыслительной деятельности путем регистрации вашей продуктивности в задачах различных типов позволяет вам не только получать количественные показатели, но и оценивать эти показатели активности как показатели вашей ликвидности и гибкости. Свободное мышление оценивается по количеству выполненных однотипных задач в рамках одного метода решения. Гибкое мышление предполагает учет его продуктивности при выполнении различного рода задач, требующих быстрого переключения с одного метода на другой.
Предположим, экспериментатор использует ручной секундомер для измерения выполнения заданий в минуту в соответствии с приведенными ниже инструкциями [11].
Первая инструкция: «запишите в тетради все женские имена, начинающиеся на букву R». Количество слов, правильно записанных испытуемым, соответствует показателям беглости речи.
Следующая инструкция оценивает активность субъекта с помощью параметра беглости изображения.
Испытуемые готовят матрицу из 6–8 небольших кругов, в которой, согласно инструкциям экспериментатора, им нужно нарисовать различные объекты, в том числе Форму круга на рисунке. Содержание инструкции: «в течение минуты нарисуйте в этих кругах объекты, относящиеся к классу растения». Количество правильно нарисованных объектов соответствует показателям беглости рисования.
Третья инструкция направлена на разъяснение особенностей гибкости (различия) в мышлении о вариантах вербального и образного типов: «в течение минуты составьте предложения из четырех слов, начинающихся с букв P, I, O, L, и запишите их в тетради» количество правильно сформированных предложений соответствует показателям вербальной гибкости.
Четвертая инструкция определяет особенности изобразительной гибкости предметов. Экспериментатор рисует на доске деталь без смысловой нагрузки, например, крест, пересекающиеся линии, круг и т.д. Инструкции для испытуемых таковы: «вставьте этот фрагмент в как можно больше готовых рисунков в течение минуты». Количество правильно выполненных заданий соответствует показателям беглости зрения.
Испытуемые формируют матрицу и полагаются на повторение задания, в котором они обобщают полученные результаты.
Имеющиеся эмпирические данные свидетельствуют о том, что для возрастной выборки 18–25 лет и среднего уровня образования показатели беглости речи равны 5 именам, беглости речи – 5 цифрам, гибкости речи – 4 предложения, гибкости речи – 5 цифр являются достаточно стабильными показателями мыслительной деятельности.
Кроме того, отдельно оцениваются показатели вербального и наглядно–образного мышления.
Образное визуальное мышление – один из самых ранних жанров.
Формирование относится к периоду от 2–3 лет до 5–6 лет. Ребенок познает реальность, формируя обобщенные когнитивные признаки и помогая распознавать новые объекты, безопасно манипулируя знаниями, классифицируя их на определенные группы, то есть ребенок интенсивно развивает мышление в доступной форме, которая выше по сравнению с визуально эффективной. У взрослых образное визуальное мышление во многом зависит от свойств концептуально–логического абстрактного мышления. Но в некоторых случаях, например, при хорошем развитии правого полушария мозга, в некоторых профессиях художника, дизайнера, скульптора – все еще основной тип у взрослых (по И.П. Павлов – своеобразная художественная интерпретация) [6].
Методика «двойная стимуляция» (методика Выготского–Сахарова) была предложена для изучения соотношения признаков двух уровней: сенсорно–когнитивного, основанного на сенсорных характеристиках объектов, и вербального, основанного на абстрактных символических признаках. Как правило, отслеживание – это техника хорошо, например, используя метод наблюдения, ключевые мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Для проведения исследования необходимо подготовить набор, состоящий из 21 стереоскопической фигуры, которые различаются по цвету, форме и размеру. Номерам, относящимся к одной категории по сумме этих характеристик, условно присваиваются одинаковые названия, которые сами по себе ничего не значат.
Для записи времени решения задачи используется ручной секундомер и составляется протокол записи экспериментальных данных.
Экспериментатор случайным образом размещает все номера группы с перевернутыми надписями на столе перед испытуемым и предлагает ему взять каждую первую цифру, перевернуть ее и прочитать обозначение.
Задача состоит в том, чтобы выбрать 5 цифр одного и того же имени с наименьшим количеством ошибок. Экспериментатор следит за правильностью выполнения задания и определяет время решения. Кроме того, он обращает внимание на характеристики эмоциональных и личных тем, которые отражаются в их реакциях на неудачу, а также на ошибки по этой теме, допущенные при поиске по тегу «правильно».
Это хорошо известный метод изучения мышления с помощью «искусственных понятий», который, согласно исследованиям психологов из Вюрцбурга, обеспечивает равные условия для всех испытуемых. Сегодня грузинские психологи любят использовать эту методику для изучения влияния установок на умственную деятельность.
Размышления вслух как научный метод использовались во многих других дисциплинах, демонстрируя актуальность и применимость этого метода. Не только исследователи, изучающие мышление, но и исследователи, изучающие образование, понимание текста с использованием компьютерных инструментов, обработка дискурса, разработка программного обеспечения, психология и юриспруденция, спортивная психология и управление бизнесом применили метод мышления вслух. В аналогичной форме размышления вслух также повлияли на области консультирования и клинической психологии, например, на оценку автоматических мыслей как части когнитивной терапии при депрессии [7].
Следуя позитивизму, надежность и достоверность занимают центральное место в исследованиях. Надежность данных, полученных вслух, относится к согласованности, способности собирать одни и те же данные в разное время. Для получения достоверных данных необходим четко понятный, записанный на пленку или в цифровом виде протокол «размышления вслух», который требует контроля экспериментальной ситуации. Проблемы, связанные с транскрибированием и особенно с кодированием, должны быть сведены к минимуму, и в идеале транскрипция должна выполняться носителями языка участников. Первым этапом кодирования является сегментация всего протокола, т. е. создание отдельных значимых единиц в зависимости от интересующих исследовательских вопросов. Обычно эти утверждения представлены в форме предложений или предложений; эти предложения не обязательно должны быть полными, поскольку участники используют разговорный язык. Второй шаг относится к кодированию сегментов. Подробная система кодирования и тщательная подготовка кодировщиков могут повысить надежность, что приведет к повышению надежности между кодерами. Эта надежность иногда описывается в процентах согласия, но предпочтительно должна быть описана в коэффициентах Каппа Коэна или внутриклассовой корреляции. Согласно Флейссу, значение Каппа более 0,75 является отличным, от 0,60 до 0,75 – хорошим, а Каппа от 0,40 до 0,60 – справедливым. Одна из проблем, с которой можно столкнуться во время кодирования, – это предвзятость или ожидания кодировщика, что
может произойти, например, когда кодировщики знают о гипотезах, подлежащих проверке. В идеале, таким образом, программисты не должны знать об исследовательских гипотезах. Кроме того, возможные отклонения или ожидания могут быть признаны на ранней стадии, чтобы повысить надежность процесса кодирования и, следовательно, данных.
Также под вопросом внутренняя обоснованность исследования. В контексте размышлений вслух вопрос о достоверности часто формулируется как вопрос о реактивности. Влияет ли акт мышления вслух на когнитивные процессы человека и изменяет ли он их во время выполнения задачи? Эрикссон и Саймон утверждали, что это не так, ссылаясь на многие исследования и заявляя, что до тех пор, пока инструкция была ясной, т. Е. Участники должны были произносить вслух все, что приходило им в голову, размышления вслух не изменяли последовательность мыслей. Однако следует заранее продумать способ передачи инструкций участникам. Инструкция от ведущего «продолжать говорить», пока участник выполняет задание, вероятно, не нарушит мыслительный процесс, хотя инструкция, требующая объяснения от участника, например «Скажи мне, почему ты это сделал», вмешалась бы в когнитивный процесс, вызвав конкретный ответ для объяснения действия. Если устные протоколы запрашиваются у участников после выполнения заданий, предпочтительно, чтобы вербализация почти сразу следовала за заданием. Как правило, протокол одновременного размышления вслух имеет более высокую достоверность, чем ретроспективный отчет, особенно когда выполнение задачи занимает много времени [16].
Одним из способов обеспечить надежность и достоверность и определить, влияет ли мышление вслух на когнитивный процесс, является создание двух групп: экспериментальной группы, которая получает инструкции думать вслух, и контрольной группы, которая не получает таких инструкций.
2.2. Методы исследования понятийного мышления
Обычно концептуальное мышление ассоциируется со взрослым человеком, для которого этот жанр не только наиболее важен и актуален, но и подчинен другим жанрам, особенно наглядно–действенному и наглядно–образному. Понятие определяется как единица мышления, отражающая общие и наиболее важные особенности объектов и явлений действительности и выраженная в вербальной (вербальной) форме.
После оценки концептуального мышления с помощью техники «сравнение концепций» мы сравниваем концепции друг с другом. Субъект проводит исследование общего поля семантических признаков и выбирает наиболее устойчивые и наиболее характерные. В предлагаемой методике, состоящей из 22 пар сравнительных понятий, субъект сам должен доказать существование общего семантического поля и отличить пары «одно поле» от разных пар, соответствующих разным семантическим полям.
Испытуемым выдается форма, содержащая 22 пары сравнительных понятий, где 15 пар относятся к одному и тому же семантическому полю признаков, а 7 – к разным понятиям. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие базовые характеристики сравнительных пар понятий. Время испытания также может быть записано.
Правильные ответы 15 однополых пар оцениваются в баллах, результаты суммируются. Стандарт соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Низкие результаты указывают на недостаточную способность различать и обобщать признаки терминов.
Одним из наиболее распространенных в практике изучения мышления любого рода является метод «исключения излишков». С помощью этого метода можно убедительно продемонстрировать особенности аналитической и искусственной деятельности мозга [20].
Например, нарисованы керосиновая лампа и лампочка, искра и на карте, где правильным ответом будет «солнце».
В предлагаемой методике используются сочетания понятий, значение которых достаточно близко. Задача испытуемых состоит в том, чтобы выбрать только два слова в каждой строке, которые тесно связаны с тестовым словом перед круглыми скобками.
Выводы по II главе
Древние философы и ученые начали исследовать мышление, но они делали это с точки зрения других наук, в первую очередь философии и логики, а не психологии. Первым из них был Парменид. В работе «Путь истины» впервые в истории европейской философии представлено краткое изложение основных положений дедуктивной метафизики. В то же время процесс мышления рассматривается с точки зрения логики.