Файл: Курсовая работа по учебному курсу Общая психология 2 (курсовая работа) (наименование учебного курса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра "Дошкольная педагогика, прикладная психология"

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Курсовая работа
по учебному курсу «Общая психология 2 (курсовая работа)»

(наименование учебного курса)
«Мышление как процесс психической познавательной деятельности субъекта»



Студент

Шестакова Л. А.

(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбп-1800в

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Бергис Т. А.

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение 4

Глава I. Теоретический анализ мышления как психического процесса 6

1.1.Понятие мышления и его основные операции 6

1.2.Качественные характеристики мышления 12

1.3.Виды мышления 16

Выводы по I главе 19

Глава II. Методы изучения мышления как психического процесса 21

2.1. Методы исследования мышления как психического процесса, их особенности и требования 21

2.2. Методы исследования понятийного мышления 26

Выводы по II главе 28

Заключение 30

Список литературы 33



Введение



В словаре мышление определяется как способность человека размышлять с помощью разума, а также распознавать факты и формировать суждения. Кроме того, мышление может включать в себя мышление, мнение, предположение, представление, воспоминание или предположение. В принципе, таким образом, вся духовная деятельность может быть определена как мышление. Мыслительные процессы происходят сознательно и бессознательно, причем во многих случаях просто результат мышления проникает в сознание, а мыслительный процесс протекает более или менее на заднем плане.


Как правило, мышление определяется как способность человека, но биологические исследования снова и снова показывают, что животные также обладают когнитивными способностями. Однако могут ли они быть приравнены к человеческому пониманию сознательного мышления, является сомнительным и предметом различных исследований. Однако поведенческие биологические испытания снова и снова показывают, что животные тоже способны запоминать или делать выводы, причем, конечно, это сильно зависит от конкретного вида животных.

Хотя каждый человек имеет представление о том, что такое мышление, конкретное определение этого термина довольно сложно. Вероятно, это связано прежде всего с тем, что мышление происходит только мысленно и, следовательно, на самом деле не воспринимается. В принципе, все операции, которые включают в себя умственное и внутреннее столкновение, могут быть обобщены ниже. Предметом этого занятия могут быть идеи, выводы, воспоминания, желания, мнения, представления и эмоции. Мысль может быть результатом восприятия, мысли, эмоции или также может быть сознательно сконструирована.

С научной точки зрения проводится различие между контролируемым и автоматическим мышлением. Последнее происходит бессознательно, быстро, автоматически и без особых усилий. Напротив, контролируемое мышление вполне может быть связано с умственным усилием, поскольку рассматриваемый человек активно фокусирует свое внимание на определенном предмете и, таким образом, фокусируется. Конкретные процессы в процессе мышления изучаются с научной точки зрения и по–прежнему оставляют большие загадки, потому что извне ходы мыслей невозможно наблюдать и, следовательно, их трудно уловить.

В психологии процесс речевого развития и изучение речи рассматривали такие ученые, как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, В. П. Андронов, А. М. Ахмедханов, Т. М. Бабаев, Е. А. Волгуснова, И. Е. Декман, А. С. Душкин, Т. В. Емельянова, М. М, Кашапов, О. Б. Конева, В. В. Никишина.

Целью этой курсовой работы является изучение мышления как психического процесса.

Объектом этого исследования является мышление.

Предметом курсовой работы является функционирование мышления как высшего психического процесса.

Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:



– определить механизмы мышления и охарактеризовать их;

– проанализировать качественную характеристику мышления;

– охарактеризовать виды мышления;

– выявить методы исследования мышления;

– описать методики исследования мышления;

Для решения поставленной цели и задач необходимо были применить ряд общенаучных и конкретно–исторических методов. На этапе отбора литературы использовался метод анализа. При формировании и разработке основной части исследовательской работы применялись такие методы, как индукция, дедукция, синтез, анализ и др. На этапе заключения важнейшим методов стало абстрагирование, позволяющее выявить общие моменты из череды фактов.

Глава I. Теоретический анализ мышления как психического процесса

    1. Понятие мышления и его основные операции



Различные психологические специальности изучали мыслительный термин в прошлом и настоящем и разработали различные подходы к определению в соответствии с их направленностью.

В смысле когнитивной психологии мышление – это процесс, в основе которого лежит взаимодействие обработки символов и производительности памяти.

В контексте решения проблем когнитивная психология видит задачу мышления в преодолении препятствия между фактическим состоянием и желательным заданным состоянием и в результате этого создания баланса выступает в качестве операнда.

Кроме того, когнитивная психология различает мышление на бессознательное, сознательное и предсознательное, причем, согласно этой теории, три компонента мышления плавно переходят друг в друга, когда дело доходит до решения проблемы.

Кроме того, в когнитивной психологии происходит разграничение мыслительных процессов на аналитическое и аналоговое мышление. Таким образом, аналитическое мышление структурировано и опирается на опыт. Аналоговое мышление, с другой стороны, является спонтанным и представляет собой интуитивно протекающий процесс, который не следует какой–либо структуре, а основан на ассоциациях.

Психология развития рассматривает мыслительный термин, прежде всего, в отношении обучающего поведения детей и вопроса о том, с какого возраста можно уловить причинно–следственные связи, что требует предметного мышления [2].

В смысле психологии развития мышление – это процесс, который требует приобретенных знаний, а также приобретенного опыта.

В социально–психологическом контексте понятие мышления находит свое признание как включение в преобладающее в соответствии с этим психологическим акцентом предположение, что человек как социальное существо всегда ориентирует свою мотивацию на развитие идеального образа себя и реалистичного мировоззрения. Однако при этом он обнаружит, что его ресурсы довольно ограничены, и по этой причине он полагается на автоматизмы и подразумеваемые знания.

Мышление – это форма получения знаний и использования знаний; это что–то динамичное, протекающее во времени. Но откуда берется структурное формирование в ходе мышления? На это были даны два противоположных ответа: один «снизу»,
исходя из памяти, и один «сверху», исходя из цели мыслительного процесса. В настоящее время произошел синтез обоих подходов. Первая точка зрения была обоснована Аристотелем: ассоциации между содержанием памяти придают направление мышлению. То, что происходит при восприятии в пространстве и времени вместе, что кажется похожим на то, что действует противоположно, это также запечатлевается в памяти в этих отношениях. Отход от ассоциативных объяснений мышления сильно отличался от Вюрцбургской школы, обоснованный и продвигаемый в Школе Гештальта Вертгеймером, Келером и Левином. После этого «напряжение между заданным и требуемым» подталкивает процесс к решению, который часто проявляется с «наклоном», с внезапным озарением. В настоящее время мы рассматриваем структуры памяти как тела знаний, а мыслительные процессы в них – как эффект операций, преобразующих знания.

Предпринимаются многочисленные попытки систематизировать онтогенез человеческого мышления. Для одних развитие языка (его изменения в словарном запасе и грамматике) является важнейшим свидетельством духовного развития человека. Другие авторы в большей степени рассматривают структурную сторону мышления (например, Коффка, Вернер). Пиаже выводит начало психических процессов из сенсомоторных схем младенцев и определяет ассимиляцию и аккомодацию как движущие, стремящиеся к равновесию факторы развития мышления. Они ослабляют ранние рефлекторные схемы и переходят к стадии наглядного мышления (4–7 лет) через символически–предварительное мышление (между 2–м и 4–м годами). Это в некотором смысле вид сверху на вещи и их сиюминутные свойства, будь то состояния или изменения. Четвертый этап, этап конкретных операций, иллюстрируется Пиаже свойствами алгебраических групп: ассоциативность и кооперация операций (включая нулевой оператор для распознавания постоянства вещей), а также их обращение как обратимость впоследствии являются характерными компонентами человеческого мышления, возникшими в этот период развития [15].

Качество взрослого человека достигается после 12 лет с этапом формальных операций. Здесь можно обнаружить зависимость результатов мышления от соответствующей системы отсчета. Это широко известно как принцип относительности мышления. Особую заслугу Пиаже приобрел еще и в том, что связал эти структурные формы мышления с мысленным проникновением в мир и его явления. Это было показано на примере захвата причинности и явления времени. С другой стороны, эта строгая последовательность концептуальных структур знаний и операций отчасти также является скорее конструкцией исследователя, чем рассматривается как строгая онтогенетическая закономерность. В процессах человеческого мышления есть много измерений. Некоторые существенные из них поражены Пиаже, но не все.