Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к проблеме копинг-поведения
1.1 Определение понятия «копинг-поведение» (совладающее поведение)
1.2 Копинг-поведение, копинг-ресурсы и копинг-стратегии
1.3 Выбор стратегий копинг-поведения
2. Практические аспекты изучения копинг-поведения
2.1 Классификации копинг-стратегий и подходы к определению копинг-поведения
2.2 Закономерности и динамика совладающего поведения
2.3 Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида
Хорошим способом преодоления проблем считается переключение на другие аспекты жизни. В период стресса человек, не верит в то, что может быть лучше в жизни, всё что, его ждёт тоже будет плохо и негативно. Но психологи в таком случае, рекомендуют
Переключиться на другие аспекты жизни. Во время переживаний человек поглощен негативными мыслями; ему кажется, что в будущем его ничего хорошего не ждет. На самом деле, возможность отпустить свои переживания дарует человеку чувство обновления, духовного преображения, возможности изменения к лучшему. Необходимо проявлять свои эмоции, чувства, плакать, смеяться, если хочется. Рекомендуется уравновесить работу и отдых.и конечно же побольше полдожительных эмоций.
Список использованных источников
Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. |
|
Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. - СПб.: Алетейя, 2003. |
|
Гудкова, В. Роль ценностей как копинг–ресурсов при выборе копинг–стратегий / В. Гудкова // [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: – http://www.sfga.ru/life.asp. – Дата доступа: 11.07.2013. |
|
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2005. – 336 с. |
|
Кондратьева, М.В. Совладание как основа конструктивного поведения личности / М.В. Кондратьева // Материалы XI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том второй. Общественные науки, Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. - 168 с. |
|
Копинг // Академия [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/269329. – Дата доступа: 19.10.2013. |
|
Копинг-поведение подходы // Путиводитель [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://putevodpav.narod.ru/index.files/ page0059.htm. – Дата доступа: 21.09.2013. |
|
Крюкова, T.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психол. журнал. - 2005. - Т. 26. - № 2. – С. 5 - 15. |
|
Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2004. |
|
Крюкова, Т.Л. человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2008. - том 29. - № 2. - С. 88 - 95. |
|
Куфтяк, Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: Дисс.... канд. психол. наук / Е.В. Куфтян. - Кострома, 2004. |
|
Магун, В. С. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда/ В.С. Магун // Социологические исследования. - №9, 1993. - С. 73 - 83. |
|
Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляци / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 2001. |
|
Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. |
|
Сапоровская, М.В. Межпоколенное наследование совладающего поведения в семье / М.В. Сапоровская // Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2007. - С. 409-411. |
|
Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – 672 с. |
|
Психология : учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – 752 с. |
Приложение А
Методика для определения чувствительности к кризису (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников)
Инструкция. Прочтите утверждения и выберите один из трех вариантов ответа, наиболее подходящий для вас.Д − да, я согласен; В − возможно, я не уверен; Н − нет, я не согласен.
Текст опросника
- Вряд ли стоит слишком усердно трудиться на своем рабочем месте, поскольку в большинстве случаев другие люди пользуются плодами моего труда.
- Я люблю, когда случается что−нибудь неожиданное, нарушающее привычную обыденность рабочего дня.
- Если кто−либо в руководстве принял решение, то мало что можешь изменить в нем.
4. Я считаю, что большинство моих несчастий случилось из−за ошибок, которые я сделал.
- Жизнь − это интересное приключение.
- Я очень сильно огорчаюсь, если другие люди сердятся на меня.
- Если кто−то имеет что−нибудь против вас, нет смысла пытаться разубеждать его.
- Каждая проблема имеет решение.
- Меня нередко подводят люди, которым, по моему мнению, я мог доверять.
- Большинство проблем решается сами собой, если не обращать на них внимания.
- Люди могут избежать трудностей, планируя свою жизнь.
- Мне кажется, что люди, как правило, не испытывают чувства благодарности за то, что для них делается.
- У вас всегда есть свобода выбора, даже в трудных ситуациях.
- Я с удовольствием слушаю других людей и узнаю об их опыте.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов осуществляется в соответствии с ключами.
Ключи
Для утверждений:
2,5,8,11,12,14,15 Д = 0 баллов, В = 1 балл, Н = 2 балла.
1,3,4,6,7,9,10,13 Д=2 балла, В = 1 балл, Н = 0 баллов.
Оценка результатов. Сложите баллы. Если вы набрали:
- меньше 5 баллов, то вы исключительно устойчивы к действию стресса при кризисе;
- от 5 до 10 баллов, то вам удается справляться с большинством кризисов успешно;
- от 11 до 15 баллов, то временами вы обнаруживаете высокую чувствительность к стрессу, который может привести к кризису;
- более 15 баллов, то, скорее всего, вы очень чувствительны к действию кризиса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика для оценки стратегий и моделей преодолевающего поведения (Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.)
Испытуемым предлагается оценить по 5−балльной шкале особенности своего поведения в сложных (стрессовых) ситуациях. Выдается бланк для ответов и опросчик с инструкцией.
Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество________________________
Возраст______________________________________
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте баллы, которые соответствуют вашей оценке.
- − нет, это совсем не верно.
- − скорее нет, чем да.
- − не знаю.
- − скорее да (чаще да).
- − да, совершенно верно.
1 |
10 |
19 |
28 |
37 |
46 |
||||||
2 |
11 |
20 |
29 |
38 |
47 |
||||||
3 |
12 |
21 |
30 |
39 |
48 |
||||||
4 |
13 |
22 |
31 |
40 |
49 |
||||||
5 |
14 |
23 |
32 |
41 |
50 |
||||||
6 |
15 |
24 |
33 |
42 |
51 |
||||||
7 |
16 |
25 |
34 |
43 |
52 |
||||||
8 |
17 |
26 |
35 |
44 |
53 |
||||||
9 |
18 |
27 |
36 |
45 |
54 |
Обработка и интерпретация результатов
В соответствии с «ключом» подсчитывается сумма баллов по каждой строке, которая отражает степень предпочтения той или иной модели поведения в сложной (стрессогенной) ситуации.
Ключ
Субшкала |
Номера утверждений |
Ассертивные действия |
1,10,19,28*, 37,46* |
Вступление в социальный контакт |
2, 11,20,29,38,47 |
Поиск социальной поддержки |
3,12,21,30,39,48 |
Осторожные действия |
4,13,22,31,40,49 |
Импульсивные действия |
5, 14,23,32,41,50* |
Избегание |
6,15,24,33,42,51 |
Непрямые действия |
7,16,25,34,43,52 |
Асоциальные действия |
8, 17, 26, 35, 44, 53 |
Агрессивные действия |
9,18,27,36,45,54 ' |
* Подсчитывается в обратном порядке.
Для интерпретации индивидуальных особенностей преодолевающего поведения данные конкретного реципиента могут быть сопоставлены с данными, представленными в таблице.
Стратегии преодоления |
Модель поведения (действия) |
Степень выраженности преодолевающих моделей |
|||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Активная Просоциальная Просоциальная Пассивная Прямая Пассивная Непрямая Асоциальная Агрессивная |
Ассертивные действия Вступление в социальный контакт Поиск социальной поддержки Осторожные действия Импульсивные действия Избегание Манипулятивные действия Агрессивные действия |
6−17 6−21 6−20 6−17 6−17 6−13 6−16 6−14 6−13 |
18−22 22−25 21−24 18−23 16−19 14−17 18−23 15−19 14−18 |
23−30 26−30 25−30 24−30 20−30 18−30 24−30 20−30 19−30 |
Другой способ интерпретации индивидуальных данных основывается на анализе индивидуального «портрета» моделей преодолевающего поведения. Для этого для наглядности может быть построена круговая диаграмма, отражающая степень выраженности (предпочтения) каждой из 9 моделей поведения у конкретного лица. По его индивидуальным данным рассчитывается доля (в %) каждой модели поведения относительно всех 9 субшкал по формуле: M(%) = (Nn *100) :S, где N−числовое значение, полученное по каждой субшкале(N=1 ... 9), S − сумма показателей всех 9 субшкал (рис. 1).
Согласно концепции Хобфолла, данные модели преодолевающего поведения характеризуют три пересекающиеся координатные оси (направления и индивидуальную активность) преодолевающего поведения личности в ситуациях проблемного общения в системе «человек−человек». Стратегическое направление преодолевающего поведения в содержательном плане должно описываться посредством минимум трех координат: ось просоциальной−асоциальной стратегии, ось активности−пассивности, ось прямое−непрямое (манипулятивное) поведение.
В зависимости от степени конструктивности стратегии и модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления профессиональных стрессов, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта общения и труда.
«Здоровое» преодоление (копинг) является и активным, и просоциальным (Adler, 1939; Erickson, 1968; Sullivan, 1953). Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека (Hobfoll&Lerman, 1989).
Рис.1
Инструкция. Вам предлагаются 54 утверждения относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оцените, пожалуйста, как вы обычно поступаете в данных случаях.
Для этого на листе ответов поставьте цифру от 1 до 5, которая наиболее соответствует вашим действиям. Если утверждение полностью описывает ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5 (ответ − да, совершенно верно). Если утверждение совсем не подходит к вам, тогда поставьте 1 (ответ−нет, это совсем не так).
- − нет, это совсем не так.
- − скорее нет, чем да.
- − затрудняюсь ответить.
- − скорее да, чем нет.
- − да, совершенно верно.
Текст опросника
- В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.
- Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разрешить ситуацию.
- Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении.
- Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).
- Вы полагаетесь на свою интуицию.
- Как правило, вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама.
- Стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете этого другим.
- Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.
- Решая неприятные проблемы, выходите из себя и можете наломать немало дров.
- Когда кто−либо из близких поступает с вами несправедливо, вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствовали, что вы расстроены или обижены.
- Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.
- Не стесняетесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью или поддержкой.
- Без необходимости не выкладываетесь полностью, предпочитая экономить свои силы.
- Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову.
- Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.
- Для достижения своих целей вам часто приходится подыгрывать другим или подстраиваться под других людей (несколько кривить душой).
- В определенных ситуациях вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.
- Как правило, препятствия для решения ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя, можно сказать, что они просто бесят вас.
- Вы считаете, что в сложной ситуации лучше действовать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.
- Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как поступили бы в этом случае другие люди.
- В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.
- Считаете, что во всех случаях лучше «семь и более раз отмерить, прежде чем отрезать».
- Вы часто проигрываете из−за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.
- Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, само по себе разрешится.
- Позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на вас, но на самом деле вы − крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой.
- Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.
- Вас можно назвать вспыльчивым человеком.
- Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи−либо требования или просьбы.
- Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.
- Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживаниями.
- Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».
- Ваша интуиция вас никогда не подводит.
- В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема «не стоит и выеденного яйца».
- Иногда вам приходится немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).
- Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.
- Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать отпор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем «тянуть кота за хвост».
- Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.
- Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит ваш жизненный опыт.
- Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает вам в трудных ситуациях.
- В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать.
- В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.
- По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия.
- Для достижения своих заветных целей не грех и немного полукавить.
- Ищете слабости других людей и используете их со своей выгодой.
- Грубость и глупость других людей часто приводят вас ярость (выводят вас из себя).
- Вы испытываете неловкость, когда вас хвалят или говорят комплименты.
- Считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).
- Вы уверены, что в трудных ситуациях вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.
- Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «Тише едешь, дальше будешь».
- Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.
- В конфликтных ситуациях предпочитаете найти какие−либо важные и неотложные дела, позволяя другим заняться решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места.