ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ществует заблуждение, что нравственность и эффективность — две несовместимые ценности. Однако все чаще исследователи настаивают на том, что при определенных условиях этика может стать ресурсом повышения эффективности совместной деятельности и это не умаляет ее общечеловеческой, духовной, неэкономической природы.
Этика, обеспечивающая технологии эффективного взаимодей- ствия, является прикладной этикой. Именно в таком значении при- кладной этики, можно согласиться с мнением философа В. А. Канке о том, что предметом этики являются не поступки и не мораль, а прагматические науки, в том числе менеджмент, социология и другие, направленные на изучение возможностей эффективного со- трудничества людей. «Этика является результатом критики, пробле- матизации и тематизации базовых прагматических наук. Критика позволяет убрать лишнее. Проблематизация обнаруживает злобод- невные вопросы. Тематизация рассматривает их в ранее не изучен- ных контекстах»
1
Ситуация для критического осмысления проблемы
(Использованы материалы книги
В. А. Канке «Современная этика». М., 2008. С. 200–207)
Любая поведенческая теория, в том числе этическая, начинается с принципов и заканчивается интерпретацией поступков. Принципы — результат общественного договора, отражающего уровень развития науки, образования, социума, культуры. Этическая теория, объясняю- щая моральность действий (актов, поступков) только на основе оцен- ки их последствий, называется консеквенциальной этикой (анг.
consequence — «последствие»). Системный анализ 11 вариантов кон- секвенциализма представлен В. Синнотом-Армстронгом
2
:
1.
Консеквенциализм как таковой — моральность акта определя- ется исключительно его последствиями, а не обстоятельствами или же чем-либо другим, что предшествовало ему.
2.
Актуальный консеквенциализм — моральность акта зависит исключительно от его фактических последствий, а не от пред- сказанных или же возможных.
1
Канке В. А. Современная этика: Учебник. М., 2008. С. 37.
2
Sinnot-Armstrong W. Consequentialis // http: plato. Stanford. Edu/entries/conse- quentiaism/
17
Этика, обеспечивающая технологии эффективного взаимодей- ствия, является прикладной этикой. Именно в таком значении при- кладной этики, можно согласиться с мнением философа В. А. Канке о том, что предметом этики являются не поступки и не мораль, а прагматические науки, в том числе менеджмент, социология и другие, направленные на изучение возможностей эффективного со- трудничества людей. «Этика является результатом критики, пробле- матизации и тематизации базовых прагматических наук. Критика позволяет убрать лишнее. Проблематизация обнаруживает злобод- невные вопросы. Тематизация рассматривает их в ранее не изучен- ных контекстах»
1
Ситуация для критического осмысления проблемы
(Использованы материалы книги
В. А. Канке «Современная этика». М., 2008. С. 200–207)
Любая поведенческая теория, в том числе этическая, начинается с принципов и заканчивается интерпретацией поступков. Принципы — результат общественного договора, отражающего уровень развития науки, образования, социума, культуры. Этическая теория, объясняю- щая моральность действий (актов, поступков) только на основе оцен- ки их последствий, называется консеквенциальной этикой (анг.
consequence — «последствие»). Системный анализ 11 вариантов кон- секвенциализма представлен В. Синнотом-Армстронгом
2
:
1.
Консеквенциализм как таковой — моральность акта определя- ется исключительно его последствиями, а не обстоятельствами или же чем-либо другим, что предшествовало ему.
2.
Актуальный консеквенциализм — моральность акта зависит исключительно от его фактических последствий, а не от пред- сказанных или же возможных.
1
Канке В. А. Современная этика: Учебник. М., 2008. С. 37.
2
Sinnot-Armstrong W. Consequentialis // http: plato. Stanford. Edu/entries/conse- quentiaism/
17
3.
Собственно консеквенциализм — моральность акта определя- ется только его последствиями, а не последствиями мотивов агентов или правилами практики.
4.
Ценностный консеквенциализм — моральность акта зависит только от ценностей последствий, а не от каких-либо других их свойств.
5.
Гедонизм — ценность последствий обусловлена только чув- ствами удовольствия и боли, а не другими благами, например свободой, знаниями, жизнью.
6.
Максимизирующий консеквенциализм — моральная адекват- ность поступков определяется наилучшими последствиями, а не теми из них, которые удовлетворительны или же поддержи- вают существующий статус-кво.
7.
Составной консеквенциализм — наилучшие последствия яв- ляются суммой функций ценностей их частей, ценности не ранжируются.
8.
Совокупный консеквенциализм — моральная правильность акта определяется общей суммой добра, а не его средней ве- личиной, приходящейся на одно лицо.
9.
Универсальный консеквенциализм — моральная правильность действий определяется последствиями для всех людей и ра- зумных существ, а не относительно одного субъекта или ка- кой-то группы людей.
10.
Одинакового способа рассмотрения консеквенциализм — при- емлемое для одного человека считается удовлетворительным и для другого.
11.
Субъект-нейтральный консеквенциализм — последствия оце- ниваются не субъектом, а объективным обозревателем.
В. А. Канке подвергает критике Синнот-Армстронга за сведение этики к метанауке и игнорирование принципов базовых наук, напри- мер экономики, политологии, социологии в нравственной интерпрета- ции жизненных проблем, и приходит к выводу, что в отношении лю- бой этической теории (утилитаризм, прагматизм, консеквенциализм и др.) приемлемо понятие эффективности. «Эффективнее та этическая теория, которая превосходит своих соперниц по интерпретационному потенциалу и в силу этого позволяет достичь последствий с макси- мально высокой ценностной оценкой»
1 1
Канке В. А. Современная этика: Учебник. М., 2008. С. 207.
18
Вопросы
1.
Используйте описанные варианты консеквенциализма, чтобы показать на конкретных примерах, как его аргументы могут помогать в решении этических проблем в организации, слу- жить оправданием последствий морального выбора.
2.
Как зависят последствия принятого решения от принципов, правил и обстоятельств?
3.
Для кого значимы последствия? Почему люди бывают недо- вольны своими поступками?
1.2. П
РИКЛАДНАЯ
ЭТИКА
КАК
ГУМАНИТАРНАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
Определение природы и статуса прикладной этики является дис- куссионным вопросом в профессиональной этической среде. С одной стороны, прикладные этики уже не рассматриваются (что спра- ведливо) частями или разделами теоретической этики как науки о мо- рали. Но в то же время некоторые авторы признают их:
●
либо как специфические этические знания, принадлежащие отдельным областям науки: «биомедицинская этика — биологии и медицине, этика науки — науковедению и т. д.», то есть знания, воз- никающие на стыке этики и других конкретных форм научно-практи- ческой деятельности (А. А. Гусейнов);
●
либо как совокупность систем моральных норм для проведения этической экспертизы конкретной профессиональной деятельности, для разработки рекомендаций на основе нравственных принципов, для формирования этических кодексов (Р. Г. Апресян).
Более убедительными в этом споре нам представляются аргумен- ты В. И. Бакштаноского, Ю. В. Согомонова, подчеркивающие техно- логичность знаний прикладной этики. Важно учесть, что эти знания:
●
конкретизируются и проблематизируются в процессе морально- го творчества (при проведении деловых игр, тренингов, разработки проектов, кодексов и др.);
●
трансформируются в процессе совершения морального выбора в технологиипреобразования нравственной практики.
Для развития этого подхода мы предлагаем учитывать опыт современных исследований гуманитарных технологий.
19
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 18
I. Положения
системомыследеятельностной
этики
Г. П. Щедровицкого:
1.
Приоритет деятельностного подхода перед знаниевым. По- следний недостаточен для управления изменениями, разрыв или противопоставление практики, мышления и познания по- теряли свой смысл, познание стало практической деятельно- стью.
2.
Проектное мышление как инструмент изменений. «Програм- мы и проекты тоже нуждаются в обосновании, но не путем от- несения их к некоему эмпирическому материалу… а путем вы- яснения реализуемости проектов и программ, что достигается путем отнесения их к существующим или возможным структу- рам деятельности».
3.
Ситуативное знание. Каждая конкретная ситуация обнаруживает недостаточность абстрактного знания, и приходится синтезиро- вать новое знание. Именно этот метод ведет к разработке про- граммы действий.
4.
Системный подход предполагает всесторонний анализ, а зна- чит, использование многих наук и их подчинение методологи- ческим требованиям.
5.
Последовательность мыслительных операций. Это концентра- ция внимания на реальной проблемной ситуации; описание ее на основе уже существующего разнородного знания; понима- ние этих знаний как проекции реальной проблемной ситуации; моделирование существующей ситуации, ее измерение и при- дание новых форм (модель-конфигуратор); консолидация всех видов старого и нового знания; разработка на их основе план- карты будущих действий; поиск новых, специфических зна- ний, не противоречащих полученным ранее; решение проблем- ной ситуации. Эти восемь шагов способны разрешить любую проблему.
6.
Человек становится личностью тогда, когда в сообществе близких ему по нравственным принципам людей он занимает- ся мыследеятельностью.
II. Опыт понимания гуманитарных технологий, систематизи- рованный и преобразованный методологами и разработчиками инно- вационного проекта Герценовского университета «Создание иннова-
20
ционной системы подготовки специалистов в сфере гуманитарных технологий»:
●
Гуманитарные технологии решают, с одной стороны, проблему самореализации человека и группы и, с другой стороны, проблему развития коммуникации в рамках коммуникативных стратегий.
●
В контексте гуманитарных технологий человек выступает как своеобразная знаковая система, высоко информативная и открытая для контактов, что облегчает актуализацию индивидуально-личност- ных смыслов, выступающих в этом случае в качестве преобразующе- го и преобразуемого начала.
●
Гуманитарные технологии — действия (исследовательские, ана- литические, информационные, организационные), в которых присут- ствует алгоритм (логистика) их выполнения и оценки, направленные на развитие человеческой личности и создание соответствующих условий для этого.
В такой интерпретации гуманитарные технологии близки идее
фронезиса в прикладной этике В. И. Бакштановского: «Знание — уме- ние в сфере морали, сильно ориентированное на индивидуальность приложения — проявляется в мягком теоретизировании (например, в этике воспитания) и в мудрости индивидуально морального выбора, и в технологиях связи первого со вторым»
1
III. Система гуманитарных технологий этико-прикладного
знания
●
Этическая экспертиза. Экспертиза — от латинского expertus —
«опытный, сведущий». В Российском законодательстве этот термин закрепили только уголовно-процессуальные кодексы 1922 и 1923 гг., отказавшись от термина «сведущие лица», принятого судебными уставами Российской Империи, и ввели термин «эксперт».
Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации
(ВМА) 1964 г. дала первый международный этический стандарт про- ведения научных исследований на человеке, в основе которого лежал принцип автономии личности пациентов и испытуемых. Важное зна- чение в этом стандарте придается требованию независимой этической экспертизы научных проектов специально создаваемыми исследова- тельскими этическими комитетами, которые работают на основе меж- дисциплинарного подхода.
1
Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления. Тюмень, 2007. С. 124.
21
●
Гуманитарные технологии решают, с одной стороны, проблему самореализации человека и группы и, с другой стороны, проблему развития коммуникации в рамках коммуникативных стратегий.
●
В контексте гуманитарных технологий человек выступает как своеобразная знаковая система, высоко информативная и открытая для контактов, что облегчает актуализацию индивидуально-личност- ных смыслов, выступающих в этом случае в качестве преобразующе- го и преобразуемого начала.
●
Гуманитарные технологии — действия (исследовательские, ана- литические, информационные, организационные), в которых присут- ствует алгоритм (логистика) их выполнения и оценки, направленные на развитие человеческой личности и создание соответствующих условий для этого.
В такой интерпретации гуманитарные технологии близки идее
фронезиса в прикладной этике В. И. Бакштановского: «Знание — уме- ние в сфере морали, сильно ориентированное на индивидуальность приложения — проявляется в мягком теоретизировании (например, в этике воспитания) и в мудрости индивидуально морального выбора, и в технологиях связи первого со вторым»
1
III. Система гуманитарных технологий этико-прикладного
знания
●
Этическая экспертиза. Экспертиза — от латинского expertus —
«опытный, сведущий». В Российском законодательстве этот термин закрепили только уголовно-процессуальные кодексы 1922 и 1923 гг., отказавшись от термина «сведущие лица», принятого судебными уставами Российской Империи, и ввели термин «эксперт».
Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации
(ВМА) 1964 г. дала первый международный этический стандарт про- ведения научных исследований на человеке, в основе которого лежал принцип автономии личности пациентов и испытуемых. Важное зна- чение в этом стандарте придается требованию независимой этической экспертизы научных проектов специально создаваемыми исследова- тельскими этическими комитетами, которые работают на основе меж- дисциплинарного подхода.
1
Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления. Тюмень, 2007. С. 124.
21
●
Этический аудит. Аудит (аудиторская проверка) — независи- мая проверка отчетности с целью выражения мнения о ее достоверно- сти. Аудит в переводе с латинского означает «слушание». В мировой практике так называют проверки, ревизии. В более широком смысле под аудитом понимают всякую выполняемую независимым экспертом проверку какого-либо явления или деятельности. Различают аудит
операционный, технический, экологический, этический и пр. Некоторые из видов близки по значению к сертификации. Внутренний аудит — независимая и объективная деятельность по предоставлению гаран- тий и консультаций, направленная на достижение конкретных ре- зультатов и улучшение работы организаций. Внутренний аудит помо- гает организации достигать поставленных целей путём внедрения си- стематизированного, дисциплинированного подхода к оценке и повы- шению эффективности процессов руководства, контроля и управле- ния рисками.
●
Этическое консультирование, иликонсалтинг (англ. consul-
ting — «консультирование») — вид профессиональных услуг, предо- ставляемых субъектам, заинтересованным в оптимизации своей дея- тельности. В общем случае консалтинговая деятельность включает анализ деловых процессов организации, обоснование перспектив раз- вития и использования нравственных ресурсов, научно-технических, организационных и экономических инноваций с учетом целей сов- местной деятельности.
Этическое консультирование направлено на создание нравствен- ных методов принятия решения, разрешения конфликтов и повыше- ния эффективности общения членов организации.
●
Этическое проектирование. Проект (англ. project — «план, предположение») — деятельность, направленная на создание нового в условиях ограниченного времени и ресурсов. Проекты отличаются от обычных процессов деятельности уникальностью, временностью и концепцией постоянного изменения. Каждый проект зависит от культуры организации, ее системы ценностей, норм и нравственной готовности к изменениям. Пример этического проектирования —
«Этический кодекс организации». Он направлен на предотвращение и решение нравственных проблем. Решение проблем всегда требует нравственных творческих усилий и научного обоснования. Решение задачи требует знаний, технологий, экспертных оценок.
●
Этическое образование. Образование — процесс приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности,
22
права, хозяйства, превращение человека природного в культурного
1
Оно продолжается всю жизнь. Цель этического образования — разви- тие в человеке свободы ответственного морального выбора.
●
Нравственное воспитание — овладение человеком свободой воли и культурой долженствования в процессе взаимного общения с окружающими.
●
Этическое управление — способ организации совместной дея- тельности людей для достижения общей цели на основе гармонизации интересов всех заинтересованных сторон.
Общим для каждой из технологий прикладной этики является то, что все они связаны «с развитием в них потенциала испытания выбо-
ром, который происходит в каждой из технологий прикладной этики.
А особенно — в игровом моделировании, являющемся элементом и экспертизы, и консультирования, и проектирования, и образования…
Этико-прикладные игры — способ включения лиц и групп, принима- ющих решение, в ситуацию морального выбора, стимулирующую мо- ральную рефлексию» (В. И. Бакштановский)
2
Моральный выбор личности — ситуация самоопределения лично- сти в отношении принципов, решений, действий и ожидаемых ре- зультатов. Осознанный выбор тем эффективнее, чем больше вариан- тов выбора существует и чем более ответственно оцениваются его ближайшие и отдаленные последствия.
В этике большинство понятий дихотомично: добру противостоит зло, справедливости — несправедливость, гуманитарным технологи- ям — технологии манипулирования (морализаторство, внушение, ав- торитарное давление, введение в заблуждение, обман, ложь и др.).
Ситуация для критического осмысления проблемы
(Использованы фрагменты статьи Г. Л. Тульчинского
«Гуманитарная парадигма: гуманитарность против гуманизма?»
// Проективный философский словарь. М., 2003. С. 492–494)
Настала пора четкого различения понятий гуманности и гумани- тарности. Что такое гуманитарность сегодня? Какова система ее ори- ентиров? В чем специфика профессиональных компетенций специа- листа в сере гуманитарного знания и технологий?
1
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,
1995. С. 36.
2
Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления. Тюмень, 2007. С. 127–128.
23
1
Оно продолжается всю жизнь. Цель этического образования — разви- тие в человеке свободы ответственного морального выбора.
●
Нравственное воспитание — овладение человеком свободой воли и культурой долженствования в процессе взаимного общения с окружающими.
●
Этическое управление — способ организации совместной дея- тельности людей для достижения общей цели на основе гармонизации интересов всех заинтересованных сторон.
Общим для каждой из технологий прикладной этики является то, что все они связаны «с развитием в них потенциала испытания выбо-
ром, который происходит в каждой из технологий прикладной этики.
А особенно — в игровом моделировании, являющемся элементом и экспертизы, и консультирования, и проектирования, и образования…
Этико-прикладные игры — способ включения лиц и групп, принима- ющих решение, в ситуацию морального выбора, стимулирующую мо- ральную рефлексию» (В. И. Бакштановский)
2
Моральный выбор личности — ситуация самоопределения лично- сти в отношении принципов, решений, действий и ожидаемых ре- зультатов. Осознанный выбор тем эффективнее, чем больше вариан- тов выбора существует и чем более ответственно оцениваются его ближайшие и отдаленные последствия.
В этике большинство понятий дихотомично: добру противостоит зло, справедливости — несправедливость, гуманитарным технологи- ям — технологии манипулирования (морализаторство, внушение, ав- торитарное давление, введение в заблуждение, обман, ложь и др.).
Ситуация для критического осмысления проблемы
(Использованы фрагменты статьи Г. Л. Тульчинского
«Гуманитарная парадигма: гуманитарность против гуманизма?»
// Проективный философский словарь. М., 2003. С. 492–494)
Настала пора четкого различения понятий гуманности и гумани- тарности. Что такое гуманитарность сегодня? Какова система ее ори- ентиров? В чем специфика профессиональных компетенций специа- листа в сере гуманитарного знания и технологий?
1
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,
1995. С. 36.
2
Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления. Тюмень, 2007. С. 127–128.
23
Ответ на эти вопросы чрезвычайно актуален. Прежде всего это связано с проблемой профессионального самоопределения. Насколь- ко вообще совместимы понятия гуманитарности и знания? Неспроста ведь в английском языке отсутствует понятие «гуманитарные науки».
Вместо них используется понятие humanities — широкая сфера прояв- лений человеческого духовного опыта. Для этой деятельности харак- терны уникальность, неповторимо личностный характер, оценоч- ность, эмоциональная окрашенность. В этом случае можно говорить не столько о знании и познании, сколько о смыслопорождении и осмыслении (понимании).
Этой сфере, с ее смысловой неоднозначностью, противостоит наука (science), под которой понимается деятельность, связанная с по- лучением знания в результате расчета и эксперимента, то есть пре- имущественно естествознание и математизированные науки.
Содержание гуманитарности выстраивается в несколько уровней:
1.
Суть, ядро гуманитарности образует свобода. Единственный носитель ее — человек. Проявление свободы — сознание, ра- зум, все то, что обычно связывают с интеллектуальной, духов- ной деятельностью, моральным выбором и ответственностью.
2.
Носитель свободы и духовного опыта — не просто человек, а личность, границы которой задаются границами свободы как ответственности, то есть вменяемости.
3.
Психосоматической основой личности является человек как биологический вид.
4.
Формирование и развитие человеческой личности обеспечива- ет культура (точнее, культуры: национальные, этнические, воз- растные, профессиональные, нравственные и т. д.) Культура — способ создания, сохранения и передачи социального духовно- го опыта. Освоение конкретных культур обеспечивает социа- лизацию и индивидуализацию личности.
5.
Социальная, политическая, экономическая, природная инфра- структура, обеспечивающая сохранение и развитие различных культур.
Сферы применения гуманитарных технологий и гуманитарной экспертизы:
●
Управление инфраструктурой культур — средой, условиями (га- рантиями) существования и развития конкретных культур — управ-
ленческий уровень.
24