ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нравственные ценности — нравственные предпочтения, форми- рующиеся в отношениях человека с окружающим миром и отражаю- щие его интересы, потребности, мотивы.
Благо — понятие, обозначающее положительную ценность пред- метов, явлений, отношений. Представление о добре меняется вместе с изменением нравственной практики и отражает уровень культуры че- ловека и общества. Во все времена актуальной остается проблема со- отношения материальных и духовных благ и их роли в системе ценностей субъектов совместной деятельности.
Добро — понятие морального сознания и категория теоретиче- ской этики, разграничивающее представление о нравственном и без- нравственном и формирующее критерии оценки должного, положи- тельного поведения, заслуживающего всеобщее одобрение. Подобно благу, понятия добра и зла меняются в зависимости от времени, культуры и нравственного опыта людей.
Долг. По Канту, долг — самый чистый из всех возможных моти- вов нравственного поведения личности. Долг — это «необходимость совершения поступка из уважения к закону»
1
. Социальная природа человека проявляется в его способности следовать требованиям долга не из желания получить удовольствие, а в силу разумной потребности соблюдения нравственных законов.
Каждый человек самостоятельно принимает решение в пользу следования долгу и совести. Долг состоит в необходимости следовать моральным нормам и идеалам общества. «Поступай так, чтобы макси- ма твоей воли, твоего поступка могла стать всеобщим законом» — так выразил нравственные требования долга И. Кант в категориче-
ском императиве.
Совесть
— развитая способность человека к рефлексии, самооцен- ке своих мыслей, желаний, поступков. Совесть — показатель человече- ского в человека, это внутренний свидетель, от которого невозможно укрыться. Совесть — продукт воспитания и самосовершенствования личности. В переломные эпохи крушения нравственных ценностей именно совесть рассматривалась нигилистами как проявление болез- ни, от которой необходимо избавить человечество (А. Гитлер,
Ф. Ницше). Но именно с развитой совестью связывали надежды на нравственный прогресс В. Соловьев, Н. Бердяев и другие прогрессив- ные мыслители. Они видели прямую связь между совестью, долгом и ответственностью.
1
Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.,
1965. С. 236.
11
Совесть и долг не всегда согласуются с принципом гуманности, в случае если подавляют личную инициативу. В этом противоречии один из ярких представителей социальной философии Эрих Фромм увидел различие между авторитарной и гуманистической совестью.
Авторитарная совесть — принятие внешнего авторитета в каче- стве внутренней жизни личности. Содержание авторитарной совести складывается из предписаний и запретов авторитета, а ее сила коре- нится в эмоциях страха и преклонения перед авторитетом. Недоволь- ство авторитета рождает чувство вины и лишает человека возможно- сти «стать собственным творцом и созидателем»
1
Гуманистическая совесть — нравственная реакция личности на правильные поступки или пренебрежение ими. Критерием нравствен- ности является способность личности к творчеству, любви и ответ- ственности.
Связь авторитарной и гуманистической совести может прояв- ляться в содержании этических норм, но руководство этими нормами может иметь разные мотивы. Так, требования «не убий», «не укради»,
«не лги» имеют одинаковое значение в разных культурах. Но следо- вать им можно как из-за боязни быть наказанным авторитетом, так и из чувства ответственности перед самим собой.
Нравственное достоинство — характеристика самооценки лич- ности, адекватная ее высшему предназначению, статусу, социальным ролям. Низкая самооценка может сформировать у человека комплекс неполноценности, завышенная — стать причиной самодовольства.
Честь —понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других. Например, выражения «честь имею», «для меня большая честь» свидетельствуют о принятии человеком этого при- знания. Понятие чести, закрепленное в жестких стандартах поведе- ния, отражено в кодексах чести, — например офицера, джентельме- на и др.
Счастье — состояние положительного переживания жизни в це- лом, чувство удовлетворенности жизнью. Идеалом счастья могут быть удовольствие (ценности гедонизма), польза, выгода (ценности утилитаризма), успех, признание (ценности прагматизма), гармония отношений (гуманитарные ценности).
Смысл жизни — представление о своем предназначении и его нравственном оправдании. Смысл жизни тесно связан с идеалами че- ловека: смысл жизни в семье, работе, любви, борьбе и т. д. По И. Кан-
1
Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 120.
12
ту, «быть достойным счастья» — означает достигнуть результата во всем, к чему стремится человек, но только на основе уважения нрав- ственных законов. Это избавляет от заблуждений и разочарований, связанных с неоправданными ожиданиями. Человек обязан брать на себя ответственность за свое осмысленное существование.
Нравственные механизмы, обеспечивающие регулятивный ха- рактер этики, также имеют длительную эволюцию: от чувства страха и стыда, до переживаний совести, осознания ответственности и долга.
На заре становления человеческой культуры примитивные требова- ния морали были выражены в форме табу (запретов) и страх быть подвергнутым остракизму, изгнанию из сообщества побуждал людей к безоговорочному соблюдению запретов, нарушение которых явля- лось угрозой общему существованию. С развитием эмоциональной сферы формируются нравственные чувства, доставляющие человеку удовольствие не только от пребывания в обществе подобных себе ин- дивидов, но и от совместного переживания одинаковых впечатлений, сочувствия. Способность сочувствовать своим близким сохранилась в подсознании человека и поддерживается разумом, опытом и желани- ем одобрения со стороны других людей. Стыд как переживание чув- ства вины за нарушение нравственных норм становится важным меха- низмом регулирования поведения и взаимоотношений.
Оценка является инструментом определения степени нравствен- ных качеств личности. Субъектом внешней оценки выступает человек, референтная группа, организация, общественное мнение в целом.
Предметом оценки служат нравственные суждения, поступки, лич- ностные качества, межличностное отношение. Особенностью нрав- ственной оценки как инструмента этического измерения является то, что она почти всегда имеет эмоциональную окраску и влияет на раз- витие отношений симпатии или антипатии, доверия или подозритель- ности. Человек может и должен подвергать самооценке свои мотивы, суждения и поступки. В этом случае мы говорим о развитой мораль- ной рефлексии, или самооценке личности.
Гуманитарная направленность совершенствования человеческого общества связана с развитием таких этических понятий, как «альтру- изм» и «эгоизм». Нравственные механизмы формируются при их гар- моничном равновесии.
Эгоизм (от лат. ego — «я») — жизненная позиция, рассматриваю- щая удовлетворение личного интереса в качестве высшего блага. Че- ловек, руководимый эгоистическими мотивами, стремится к удовле-
13
Нравственные механизмы, обеспечивающие регулятивный ха- рактер этики, также имеют длительную эволюцию: от чувства страха и стыда, до переживаний совести, осознания ответственности и долга.
На заре становления человеческой культуры примитивные требова- ния морали были выражены в форме табу (запретов) и страх быть подвергнутым остракизму, изгнанию из сообщества побуждал людей к безоговорочному соблюдению запретов, нарушение которых явля- лось угрозой общему существованию. С развитием эмоциональной сферы формируются нравственные чувства, доставляющие человеку удовольствие не только от пребывания в обществе подобных себе ин- дивидов, но и от совместного переживания одинаковых впечатлений, сочувствия. Способность сочувствовать своим близким сохранилась в подсознании человека и поддерживается разумом, опытом и желани- ем одобрения со стороны других людей. Стыд как переживание чув- ства вины за нарушение нравственных норм становится важным меха- низмом регулирования поведения и взаимоотношений.
Оценка является инструментом определения степени нравствен- ных качеств личности. Субъектом внешней оценки выступает человек, референтная группа, организация, общественное мнение в целом.
Предметом оценки служат нравственные суждения, поступки, лич- ностные качества, межличностное отношение. Особенностью нрав- ственной оценки как инструмента этического измерения является то, что она почти всегда имеет эмоциональную окраску и влияет на раз- витие отношений симпатии или антипатии, доверия или подозритель- ности. Человек может и должен подвергать самооценке свои мотивы, суждения и поступки. В этом случае мы говорим о развитой мораль- ной рефлексии, или самооценке личности.
Гуманитарная направленность совершенствования человеческого общества связана с развитием таких этических понятий, как «альтру- изм» и «эгоизм». Нравственные механизмы формируются при их гар- моничном равновесии.
Эгоизм (от лат. ego — «я») — жизненная позиция, рассматриваю- щая удовлетворение личного интереса в качестве высшего блага. Че- ловек, руководимый эгоистическими мотивами, стремится к удовле-
13
творению личных интересов в ущерб интересам других людей. Окру- жающие люди воспринимаются эгоистами с утилитарной позиции: в них видят только средство для достижения собственных целей. Ин- тересно замечание Э. Фромма о том, что нельзя отождествлять лю- бовь к себе с эгоизмом: они не только не идентичны, но и диаметраль- но противоположны. «Эгоист любит себя так же мало, как и других; фактически он даже ненавидит себя. <…> Он все время чувствует себя несчастным и озабочен тем, чтобы урвать у жизни то, что прине- сло бы ему какое-то удовлетворение».
Альтруизм (от лат. alter — «другой») — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение ожиданий других людей. Термин введен в оборот со- циологом О. Контом как понятие, противоположное эгоизму. Прин- цип альтруизма, по Конту, гласит: «Живи для других». На его основе сформулированы заповеди милосердия, сострадания, любви, самопо- жертвования.
Разумный эгоизм — внутреннее убеждение и разумная способ- ность индивида, преследуя свои интересы, исполнять нравственные требования и содействовать общественному благу. Альтруизм и эго- изм имеют много общего: оба они служат удовлетворению личных потребностей в удовольствии, но полученном различными способами.
Желание найти нравственный способ соизмеримости удоволь- ствий, наслаждений и страданий побудило английского исследователя
Иеремию Бентама (1780) сформулировать этический принцип утили-
таризма (от лат. utilitas — «польза»): «Наибольшее количество сча- стья для наибольшего количества людей». Согласно утилитаризму, в основе морали лежит общее благо как счастье большинства людей, которое Бентам называл общей пользой.
Нравственные законы и принципы
Закон — объективно необходимая, существенная, повторяющая- ся связь между явлениями. Понятие закона — одна из ступеней и форм познания человеком целостности окружающего мира. По Канту, закон — достояние разума. Он автономен, то есть не зависит от опыта людей. Знание нравственных законов и уважение к ним формируется в процессе социализации, воспитания и образования личности. На основе морального закона определяются понятия добра и зла. Человек свободен выбирать, поступать ему в соответствии с моральным зако- ном или игнорировать его. В последнем случае моральное наказание неизбежно: либо это будут угрызения совести, чувство вины и стыда;
14
Альтруизм (от лат. alter — «другой») — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение ожиданий других людей. Термин введен в оборот со- циологом О. Контом как понятие, противоположное эгоизму. Прин- цип альтруизма, по Конту, гласит: «Живи для других». На его основе сформулированы заповеди милосердия, сострадания, любви, самопо- жертвования.
Разумный эгоизм — внутреннее убеждение и разумная способ- ность индивида, преследуя свои интересы, исполнять нравственные требования и содействовать общественному благу. Альтруизм и эго- изм имеют много общего: оба они служат удовлетворению личных потребностей в удовольствии, но полученном различными способами.
Желание найти нравственный способ соизмеримости удоволь- ствий, наслаждений и страданий побудило английского исследователя
Иеремию Бентама (1780) сформулировать этический принцип утили-
таризма (от лат. utilitas — «польза»): «Наибольшее количество сча- стья для наибольшего количества людей». Согласно утилитаризму, в основе морали лежит общее благо как счастье большинства людей, которое Бентам называл общей пользой.
Нравственные законы и принципы
Закон — объективно необходимая, существенная, повторяющая- ся связь между явлениями. Понятие закона — одна из ступеней и форм познания человеком целостности окружающего мира. По Канту, закон — достояние разума. Он автономен, то есть не зависит от опыта людей. Знание нравственных законов и уважение к ним формируется в процессе социализации, воспитания и образования личности. На основе морального закона определяются понятия добра и зла. Человек свободен выбирать, поступать ему в соответствии с моральным зако- ном или игнорировать его. В последнем случае моральное наказание неизбежно: либо это будут угрызения совести, чувство вины и стыда;
14
либо общественное осуждение и презрение; либо, если проступок остался незамеченным, в мире станет больше зла, и если не сам ви- новник, то его близкие рано или поздно пострадают от него.
Нравственный закон — объективный принцип поведения. Основ- ной нравственный принцип сформулирован в «золотом правиле» мо- рали: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» (Конфуций). У
Канта этот принцип называется гипотетическим императивом — первой формулой веления разума.
Категорический императив более высок в нравственном значе- нии. Он требует включения не только разума, но и воли: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»
1
Этика благоговения перед жизнью — основной принцип этиче- ского учения А. Швейцера, сформулирован им в 1915 г. в книге
«Культура и этика». Он рассматривает жизнь как высшую ценность.
Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.
Этика прав человека — принципы поведения людей, выражен- ные во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 де- кабря 1948 г. Право на жизнь признано священным и неотъемлемым правом в этом современном общечеловеческом документе. Жизнь как высший критерий поступков рассматривается в спорах об эвта- назии, запрете абортов и смертной казни, в биоэтике и генной инже- нерии.
Этика ответственности — принцип, в основание которого можно положить известную фразу «Ничто на земле не проходит бесследно». Человек отвечает за последствия совершаемых дей- ствий. Ответственность конкретна: человек, отвечающий за все, ни за что не отвечает. Поэтому следует различать экономическую, юридическую, политическую, гражданскую, экологическую, нрав- ственную и другие виды ответственности. В рамках каждого из них предусмотрены конкретные санкции за невыполнение обязанностей и предписаний.
Однако ответственность — не только принцип, но и реальные от- ношения ответственности. Ответственность человека определяется его собственной этической зрелостью, а не только требованиями из- вне. Ответственность — естественный ограничитель собственной
1
Кант И. Там же. С. 270.
15
Нравственный закон — объективный принцип поведения. Основ- ной нравственный принцип сформулирован в «золотом правиле» мо- рали: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» (Конфуций). У
Канта этот принцип называется гипотетическим императивом — первой формулой веления разума.
Категорический императив более высок в нравственном значе- нии. Он требует включения не только разума, но и воли: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»
1
Этика благоговения перед жизнью — основной принцип этиче- ского учения А. Швейцера, сформулирован им в 1915 г. в книге
«Культура и этика». Он рассматривает жизнь как высшую ценность.
Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.
Этика прав человека — принципы поведения людей, выражен- ные во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 де- кабря 1948 г. Право на жизнь признано священным и неотъемлемым правом в этом современном общечеловеческом документе. Жизнь как высший критерий поступков рассматривается в спорах об эвта- назии, запрете абортов и смертной казни, в биоэтике и генной инже- нерии.
Этика ответственности — принцип, в основание которого можно положить известную фразу «Ничто на земле не проходит бесследно». Человек отвечает за последствия совершаемых дей- ствий. Ответственность конкретна: человек, отвечающий за все, ни за что не отвечает. Поэтому следует различать экономическую, юридическую, политическую, гражданскую, экологическую, нрав- ственную и другие виды ответственности. В рамках каждого из них предусмотрены конкретные санкции за невыполнение обязанностей и предписаний.
Однако ответственность — не только принцип, но и реальные от- ношения ответственности. Ответственность человека определяется его собственной этической зрелостью, а не только требованиями из- вне. Ответственность — естественный ограничитель собственной
1
Кант И. Там же. С. 270.
15
свободы. Макс Вебер различал «этику убеждения» и «этику ответ- ственности». Когда действуют по этике убеждений, то не отвечают за их результаты. Когда же человек поступает по максиме ответ- ственности, то «надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий»
1
Ответственность не сводится к подотчетности, когда некто от- ветственен перед кем-то за свои действия. Ответственность рожда- ется в отношениях между людьми. Люди ответственны друг перед другом, и потому они с моральной точки зрения вынуждены доби- ваться взаимного согласия (ответственность как консенсус, по Ю. Ха- бермасу).
Ответственность тесно связана со временем. Человек ответстве- нен и за уже случившееся, и за происходящее, и за будущее. Не слу- чайно во многих современных учебниках по этике бизнеса можно встретить главу о нравственной ответственности перед еще не родив- шимися поколениями.
Этический принцип справедливости. Справедливость — понятие того, что создает и сохраняет благо и счастье — как для отдельного человека, так и для общества в целом. Классическое определение при- надлежит Аристотелю. Он различал два вида справедливости:
●
Распределительная справедливость — способ распределения имеющихся благ между всеми членами общества в соответствии с их достоинствами и пропорционально заслугам.
●
Уравнительная справедливость — распределение благ и обмен ими независимо от достоинств и воздаяние каждому по его делам и поступкам.
Современное понимание справедливости предложено Д. Ролзом, который рассматривает ее как условие общественного договора для реализации двух основных нравственных принципов справедливости:
1.
Обеспечить честное равенство первоначальных возможностей для всех.
2.
Нравственно оправдать неравенство результатов (успеха, де- нег, удовольствий и пр.), при условии, если эти результаты до- стигнуты не за счет благополучия других и не уменьшают благополучия других.
Нравственность и эффективность
Можно ли, применяя знания теоретической этики, повысить эф- фективность нравственной практики, регулятивную силу морали? Су-
1
Вебер М. Политика как признание и профессия // Избранные произведе- ния. М., 1990. С. 696.
16
1
Ответственность не сводится к подотчетности, когда некто от- ветственен перед кем-то за свои действия. Ответственность рожда- ется в отношениях между людьми. Люди ответственны друг перед другом, и потому они с моральной точки зрения вынуждены доби- ваться взаимного согласия (ответственность как консенсус, по Ю. Ха- бермасу).
Ответственность тесно связана со временем. Человек ответстве- нен и за уже случившееся, и за происходящее, и за будущее. Не слу- чайно во многих современных учебниках по этике бизнеса можно встретить главу о нравственной ответственности перед еще не родив- шимися поколениями.
Этический принцип справедливости. Справедливость — понятие того, что создает и сохраняет благо и счастье — как для отдельного человека, так и для общества в целом. Классическое определение при- надлежит Аристотелю. Он различал два вида справедливости:
●
Распределительная справедливость — способ распределения имеющихся благ между всеми членами общества в соответствии с их достоинствами и пропорционально заслугам.
●
Уравнительная справедливость — распределение благ и обмен ими независимо от достоинств и воздаяние каждому по его делам и поступкам.
Современное понимание справедливости предложено Д. Ролзом, который рассматривает ее как условие общественного договора для реализации двух основных нравственных принципов справедливости:
1.
Обеспечить честное равенство первоначальных возможностей для всех.
2.
Нравственно оправдать неравенство результатов (успеха, де- нег, удовольствий и пр.), при условии, если эти результаты до- стигнуты не за счет благополучия других и не уменьшают благополучия других.
Нравственность и эффективность
Можно ли, применяя знания теоретической этики, повысить эф- фективность нравственной практики, регулятивную силу морали? Су-
1
Вебер М. Политика как признание и профессия // Избранные произведе- ния. М., 1990. С. 696.
16