Файл: Е. В. Токарь профилактика профессиональных заболеваний преподавателей вуза средствами физической культуры учебнометодическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 ниями, что держит преподавателей в постоянном психоэмоциональном напря- жении.
Авторами проанализировано состояние здоровья преподавателей вуза с учетом особенностей их профессиональной деятельности. А.Я. Рыжов (2009) рассмотрел физиологическую характеристику преподавательского труда, пока- зал способы его оптимизации в условиях вуза.
Существует мнение, что уровень временной нетрудоспособности работ- ников высших учебных заведений в целом выше, чем в других отраслях народ- ного хозяйства. При этом в структуре заболеваемости профессорско- преподавательского состава отмечаются респираторно-вирусные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы, в частности, ишемическая и гипер- тоническая болезни сердца, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей, сахарный диабет. К факторам риска указанных заболеваний от- носится избыточный вес, гиподинамия, гипокинезия, психоэмоциональное напряжение (Васильева Е.Ю., 2006; Бабанов С.А., 2011).
Профессиональные заболевания преподавателей – это, главным образом, нестабильная нервная система, болезни сердечно-сосудистой системы, хрони- ческая утомляемость, нервно-психические заболевания. Необходимо помнить о том, что подобные болезни чаще возникают из-за постоянной перегрузки орга- низма и, соответственно, снижения иммунитета.
По сравнению с другими профессиональными группами у педагогов до- статочно высок риск возникновения невротических расстройств, накопления
«тяжелых» форм неврозов, психосоматических проблем, остеохондроз, вари- козное расширение вен нижних конечностей и т.п. (С.Г. Ахмерова, 2001).
Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию го- лосовых болезней. По статистике, дисфонией страдают представители так называемых «голосовых профессий»: педагоги детских садов, преподаватели школ и вузов. И потому малейшее его нарушение или тем более потеря ведет к серьезным профессиональным проблемам.
Исследования показывают, что те или иные жалобы на состояние здоро- вья предъявляют практически все преподаватели. Для педагогов как професси-

13 ональной группы свойственен так называемый, синдром «эмоционального вы- горания», под которым понимается состояние выраженного эмоционального и умственного истощения. Эмоциональное выгорание приводит к развитию раз- личного вида негативных психологических проявлений, разрушительно сказы- вающихся на выполнении профессиональных обязанностей. Такие проявления
«выгорания» как апатия, ригидность поведения, обесценивание собственных достижений, способны негативно влиять на деятельность педагога.
Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов, исследование причин и профилактика которых необходимы для сохранения здоровья не только педагогов, но и учащихся, так как это состояние неизбежно сказывается на взаимоотношениях со студентами. Эмоциональное выгорание является специфическим состоянием психики педагога, возникающим в резуль- тате напряженного ежедневного взаимодействия с учениками и проявляющим- ся в ограничении эмоционального реагирования на необходимые в работе кон- такты. Симптомами этого относительно устойчивого состояния являются мало- обоснованная конфликтность, снижение мотивации к работе, ощущение недо- вольства своим трудом, чувство почти не проходящей усталости и раздражи- тельности (В.Е. Орел, 1999; С.А. Бабанов, 2010). Среди личностных факторов риска «выгорания» выделяют: склонность к интроверсии, низкую социальную активность и адаптированность; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки; высокий уровень тревож- ности; низкую коммуникативную компетентность; неконструктивные модели поведения в конфликтных ситуациях.
Из неблагоприятно воздействующих в последние годы на здоровье педа- гогов факторов, выделяют также (Е.А. Багнетова, 2013):
– повышенные рабочие нагрузки, обусловленные смещением акцента де- ятельности от непосредственной работы с учащимися на необоснованно высо- кую отчетность;
– введение системы последипломной аттестации педагогов, отнимающей огромное количество времени и явно понижающей качество взаимодействия с учащимися в аттестационный период;


14
– существующий социальный дискомфорт из-за невысокого размера за- работной платы педагогов и падения роли профсоюзов;
– ухудшение возможностей заботы педагогов о личном здоровье из-за финансовых трудностей, сложности получения квалифицированной (и, прежде всего, профилактической) медицинской помощи, путевок для лечения и т.п.;
– недостаточно представленную в педагогических вузах подготовку в сфере здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
Как показывают многочисленные исследования, проблема здоровья педа- гогов обусловлена не только объективными особенностями трудовой деятель- ности, но и отношением к своему здоровью, низкой осведомленностью о фак- торах риска и способах профилактики профессиональных заболеваний. Серьез- ной проблемой также является низкий уровень культуры здоровья и професси- онального самосознания педагогов. В связи с этим необходимо формировать культуру здоровья педагогов, включающую в себя: грамотность по вопросам здорового образа жизни; понимание основ сохранения здоровья в процессе профессиональной деятельности. Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого преподавателя. Ключевая проблема в этом – низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание педагога его ценности. Необходимо повысить осведомленность преподавателя об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения,
путях и средствах укрепления.
Оздоровление и оптимизация труда преподавателей вуза должна быть направлена как на снижение общей заболеваемости, так и на профилактику производственно обусловленных заболеваний, оптимизацию преподавательско- го труда посредствам мер профилактики, направленной на предупреждение перенапряжения работающего организма. Для этого необходимо создать усло- вия, способствующие формированию бережного отношения к своему здоровью, ведению здорового образа жизни; поддержанию и укреплению физического и психического здоровья педагогов; формированию оптимистического мировоз- зрения, смене ценностных ориентаций в пользу здоровья своего и окружающих.

15
В каждом вузе необходимо определить наиболее эффективные профилак- тические мероприятия. Со стороны администрации трудовая деятельность пре- подавателя может поддерживаться соблюдением элементарных гигиенических и физиологических требований к педагогическому рабочему пространству и времени; созданием кабинетов психологической разгрузки и релаксации; предоставлением психологической поддержки и консультативной помощи пси- холога по различным профессиональным вопросам, организацией работы физ- культурно-оздоровительных групп.
Следует еще раз подчеркнуть, что преподаватели вуза, как профессио- нальная категория, нуждаются в разработке системы оздоровления, проведении мероприятий по формированию здорового образа жизни. В этой связи необхо- димо делать акцент на культуру здоровья и развитие физического воспитания, ориентированного на индивидуальность каждого участника этого процесса. По мнению А.Я. Рыжова (2004, 2009), регулярная физическая подготовка препода- вателей вуза, способствует позитивным изменениям комплекса показателей, в целом характеризующих функциональное состояние организма работников умственного труда.
В связи с этим нами разработана программа физкультурно- оздоровительных занятий для профессорско-преподавательского состава.


16

2. ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗА
Следует отметить, что при разработке программы физкультурно- оздоровительных занятий, мы учитывали ряд закономерностей (принципов), которые, по мнению авторов, значительно улучшают эффект от физических упражнений и позволяют избежать грубых ошибок, приводящих к сбою в рабо- те жизнеобеспечивающих систем организма: «бегу к инфаркту», травмам, за- щемлению нервных корешков в позвоночнике и др. (В.И. Белов, 1997; Т.С. Ли- сицкая, Л.В. Сиднева, 2002 и др.).
Это, во-первых, систематичность повторения физических нагрузок раз- ной направленности, их рациональная последовательность и соединение, по- степенное повышение их воздействия на организм.
Во-вторых, адекватность физической нагрузки уровню здоровья, трени- рованности организма, возрасту. Рациональная оздоровительная тренировка возможна лишь при соблюдении известного физиологического закона силы раздражителя (в данном случае раздражителем являются физические упражне- ния): слишком малый раздражитель не сопровождается тренирующим эффек- том, слишком большая сила раздражителя угрожает возникновением перена- пряжения, падением работоспособности. Следовательно, для управления физи- ческим состоянием человека, эффективна оптимальная нагрузка, соответству- ющая индивидуальным функциональным возможностям организма, степени тренированности, полу, возрасту.
В-третьих, всесторонняя направленность средств оздоровительной трени- ровки. Установлено, что на уровень здоровья большое влияние оказывает направленность физической нагрузки. Наиболее высокой эффективностью об- ладают комплексные занятия, включающие упражнения на быстроту, силу, вы- носливость, гибкость, ловкость.
Анализ теоретических и практических рекомендаций теории и методики оздоровительной физической культуры позволил выделить основные требова- ния к программам физической активности:

17
- оптимальная частота физкультурно-оздоровительных занятий – 3-5 раз в неделю;
- программа оздоровительной тренировки должна включать упражнения на быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость;
- упражнения аэробной направленности – составная часть программы оздоровительной тренировки. Характер упражнений: двигательная деятель- ность, в которой участвуют большие группы мышц, которая может выполнять- ся непрерывно, ритмично (оздоровительная ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, скандинавская ходьба и др.). Оптимальной зоной проведения занятий для воспитания выносливости, а значит, улучшения деятельности кардиореспи- раторной системы, является тренировка в зоне интенсивности 60 – 85% от мак- симального потребления кислорода (далее – МПК), т.е. в основном в зоне наиболее экономичного аэробного энергообеспечения. При этом необходимо обязательно учитывать, что порог интенсивности, обеспечивающий трениро- вочный эффект у начинающих заниматься, а также у людей, имеющих низкий уровень физического здоровья (далее – УФЗ), не должен превышать нижнюю величину разброса, т.е. 60% от МПК, а для подготовленных – составлять верх- нюю границу, т.е. 85% от МПК. Следует отметить, что основным недостатком определения МПК является трудность в его измерении, с применением доволь- но сложной, громоздкой аппаратуры. Учитывая линейную зависимость потреб- ления кислорода и ЧСС в широком диапазоне мощности работы, ученые стали применять ЧСС для подбора интенсивности тренировочной нагрузки. Поэтому в своих исследованиях, с целью определения тренировочной нагрузки мы ис- пользовали метод резерва ЧСС (ЧСС
р
) (Приложение 1). Продолжительность аэробной части одного занятия 20-45 минут. Продолжительность зависит от ин- тенсивности нагрузки: работу низкой интенсивности следует выполнять дли- тельно. Оптимальная частота занятий, обеспечивающая достаточное увеличе- ние кардиореспираторной выносливости – 3-4 раза в неделю;
- скоростные (анаэробные) нагрузки, не требующие больших силовых напряжений и значительной скоростной выносливости, необходимо включать в


18 занятия с мужчинами среднего возраста постоянно. Анаэробные упражнения являются необходимыми для профилактики старения, поскольку признаком старения является не только уменьшение физической дееспособности человека, но и понижение скорости его движений. Повторные скоростные нагрузки 90-
95% от максимальной не должны продолжаться более 10-15 с, при длительной скоростной нагрузке, от 30 до 90 с, ее мощность должна снижаться. Ускорения во время ходьбы, бега, плавания, ходьбы на лыжах и пр., чередуемые с доста- точными интервалами отдыха и недлительными упражнениями умеренной ин- тенсивности, в наибольшей степени способствуют повышению интенсивности окислительных процессов и усилению синтеза белков в период отдыха, замед- лению процессов старения.
- составной частью физкультурно-оздоровительных занятий являются также силовые тренировки с преодолением внешнего сопротивления умерен- ной интенсивности, достаточные для развития и поддержания безжировой мас- сы тела и минерального состава костей. Рекомендуемый минимум на начальном этапе – 6-9 упражнений для больших мышечных групп с повторением каждого по 15 раз в 2-4 сериях, не реже двух раз в неделю. Для мужчин среднего возрас- та с успехом могут быть использованы упражнения атлетической гимнастики, с непредельными отягощениями (35-40% от максимального на начальном этапе), с предельным числом повторений. В дальнейшем вес отягощения подбирается так, чтобы предельное количество повторений каждого упражнения составляло
8-12, а для мышц голени, предплечья, шеи, живота – 12-20 при паузах между сериями от 1 до 3 минут;
- важной составляющей программы оздоровительной тренировки явля- ются упражнения, развивающие ловкость и координационные способности.
Основными средствами развития данных физических качеств являются спор- тивные игры (бадминтон, волейбол, теннис, настольный теннис и др.), гимна- стические упражнения;
- в оздоровительную тренировку необходимо включать упражнения на растягивание (стретчинг). Особенность применения стретчинга – это плавный переход из одной позы в другую, с удержанием каждой от 10 до 30 сек;

19
- инструкции по организации занятий обязательно должны включать ча- стоту, интенсивность, продолжительность тренировки, средства физического воспитания. Все рекомендации должны выдаваться только с учетом уровня фи- зического состояния.
Для профилактики профессиональных заболеваний педагогов, в програм- му физкультурно-оздоровительных занятий необходимо также включать:
- упражнения для снятия психоэмоционального напряжения, улучшения самочувствия и настроения (дыхательную, релаксационную гимнастику, ауто- генную тренировку др.);
- специальные упражнения для голосовых связок, направленные на про- филактику заболеваний голосового аппарата (дыхательные упражнения с за- держкой дыхания, звуковую гимнастику – это произношение на выдохе соглас- ных или гласных звуков, упражнения на полноту звука);
- гимнастику для глаз.
Все вышеперечисленные рекомендации были учтены нами при разработ- ке программы занятий.
При планировании нагрузки мы учитывали уровень физического здоро- вья преподавателей, который определялся по методике В.И. Белова (1997)
(приложение 2). По данной методике определялся интегральный показатель – уровень здоровья. Для его расчета выполнялись следующие измерения: ЧСС в покое (уд/мин), росто-весовой индекс (рост в см минус вес в кг, для лиц с ши- рокой костью – плюс 5); бег 2 км, время восстановления ЧСС после 20 присе- даний за 30 с (мин, с), подтягивания на перекладине или сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз), прыжки в длину с места (см), количество простудных заболе- ваний в течение года (раз).
Далее по таблице для экспресс-оценки уровня здоровья полученные ре- зультаты переводятся в баллы. Количество баллов соответствует следующим уровням здоровья: супервысокий – 6.0 и более, очень высокий – 5,0-5,9, высо- кий – 4,0-4,9, средний – 3,0-3,9, низкий – 2,0-2,9, очень низкий – 1,0-1,9 (при наличии хронических заболеваний – минус 1 балл).