Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Витте рассчитывал так прибрать к рукам весь Китай, но остальные европ.дердавы, Япония и США, стали активно проникать в Китай и навязывать ему кабальные договора, отбирая стратегически важные территории. Россия тоже включилась в это, получив в 1898 г. от Китая в аренду незамерзающий Порт-Артур с правом превращения его в военно-морскую базу. Также проникновение Рос. в Корею, т.е. авантюрный хар-р рос.политики на Дальнем Востоке.
Разногласия Японии и России по вопросу корейской и маньчжурской тер-й в 1903г., приведут к рус.-япон. войне, кот. начнется в ночь на 27 янв. 1904г. с атаки яп. воен.кораблей русской эскадры в Порт-Артуре.
Русско-японская война.
(работа с картой на доске, презентация)
Война для России оказалась серьезным испытанием:
- Россия воевала в обстановке внешнеполит-ой изоляции (Франция и Германия – нейтралитет, Англия и США –открыто помогали японцам эконом. и воен.);
- великолепное техническое оснащение яп. армии в отличие от нашей;
- пассивность и безынициативность рус.командования, а у японцев продуманно и энер.
- смысл и цели войны были непонятны ни солдатам ни офицерам.
Воен.действия на суше: осада японцами Порт-Артура, след-но наши оттеснены в глубь Маньчжурии, где неудачное сражение под Ляояном (авг.1904г.), отошли к р.Шахэ («шахэйское сидение») неск-ко месяцев. Героич.слпротивление Порт-Артура под командованием генерала Кондратенко (погиб 2дек.1904г.). Взятие японцами горы Высокая, что привело к сдаче генерала Стесселя Порт-Артура, а в февр.1905г. поражение под Мукденом Маньчжурской армии.
Воен.действия на море: в первый же день войны потеря неск-х рус. боевых кораблей на рейде Порт-Артур, а в корейском порту Чемульпо блокированные крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в неравном бою были потоплены своими командами.
31 марта 1904г. на подорвавшемся на яп.мине броненосце «Петропавловск» погиб командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Макаров, а попытка прорваться во Владивосток оказалась неудачной. 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры, вышедшие их Балтийского моря, прибыли на Дальний Восток через 5 месяцев. Но, объединившись, они после ожесточенного боя потерпели поражение в Цусимском проливе (14-15 мая 1905г.)
Неудачная война для России стоила огромных потерь и для Японии.
Америк.прав-во, кот. не нужно было усиление Японии, выступило посредником в мирных переговорах в г.Портсмуте (США)в авг.1905 г.:
Витте вел переговоры с рус. стороны добился невозможного:
- минимальных тер-ных потерь – южн.части о.Сахалин и Порт-Артура;
- отказ японцев от требования выплаты контрибуции.
Но война с Японией сыграла серьезную роль в дестабилизации внутриполит-го положения в стране, т.к. рус.народ считал поражение национальным позором, а весь ход воен.действий убеждал в бездарности и безответственности верхов, неспособных отстоять интересы России.
3. Домашнее задание: п.2, вопросы с.24.
Урок 3. Российское общество: национальные движения, революционное
подполье, либеральная оппозиция.
Цели и задачи: 1. Познакомить уч-ся с полит. системой Рос. империи в нач. ХХ в.
2. Подвести уч-ся к пониманию главного противоречия полит. систе-
мы: между существующей властью императора и началом склады-
вания гражданского об-ва.
3. Систематизировать информацию о соц. Партиях, заполняя таблицу.
4. Продолжить формирование умений работать с ист. картой, доку-
ментами, делать выводы, решать проблему.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.,
просмотр презентации, заполнение таблицы.
Основные понятия: земства, политические партии, либералы, революционеры, Учре-
дительное собрание.
Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Российская империя в нач. ХХ в.»,
презентация.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.24.
3. Формирование новых знаний:
Политическая ситуация на национальных окраинах.
Процессы модернизации всегда ведут к пробуждению нац-го самосознания населявших страну народов. На что рос. правительство усилило с 80-х гг. XIX в. политику русификации(распространение среди населения присоединенных к Рос. гос-ву земель рус.языка, культуры, хоз-го уклада, православной веры, т.е. пренебрежение
к малым народам), кот. проявлялась в следующем:
1) пренебрежение к нуждам и чаяниям малых народов;
2) ущемление нац. культуры;
3) ограничение прав автономных образований (Великого княжества Финляндского, Бухарского эмирата и Хивинского ханства), еврейского населения (черта оседлости, процентная норма в учебных заведениях).
Все это привело к поддержке нац. окраин оппозиционных прав-ву сил, т.е. первые полит. партии возникают именно в нац. районах в конце XIX в.:
- Армянский рев-ый союз «Дашнакцутюн»,
- Литовская социал-демокр-я партия,
- несколько польских и финских партий левого толка,
- Всеобщий еврейский рабочий союз (Бунд) и др.
Создание общероссийских революционных партий.
(составляем таблицу в тетрадь после прочтения 2 пункта параграфа 3)
линии сравнения | социалисты-революционеры | социал-демократы |
1)полное название партии | ПСР – партия социалистов-революционеров (эсеров) | РСДРП - Рос.социал-демокр. рабочая партия |
2)политические предшественники | революционные народники XIX в. | марксистские группы |
3)год возникновения партии | 1901 г. | 1898г. в Минске I съезд, но многие арестованы, а в 1903г. II съезд в Брюсселе и Лондоне, где приняли Устав и Программу |
4) политическая программа - отношение к самодержав. - аграрный вопрос -рабочий вопрос | - свержение и созыв на основе всеобщих равных выборов Учред.собрания - социализация земли, т.е. уничтож. частн. собств. на землю и передача ее общинам на основе уравн. - | 2 части: программа-минимум - свержение и установление демокр. Республики, всеобщ. избир. право и дем. свободы, широкое мест.самоупр-е и право наций на самоопределение - возвращение крестьянам отрезанных в 1861г. от их надела земель и отмена выкупных платежей, но в 1906г. – за конфискацию помещечьих земель и национализацию всех земель - 8-часовой раб.день программа-максимум: установление диктатуры пролетариата, т.е. нет уступок и компромиссов, нет сотрудн-ва с др. политическ. партиями |
5)социальные слои, интересы кот. защищают | особен. интеллигенция, а также крестьяне, рабочие и городское мещанство | пролетариат и крестьян |
6)методы политической деятельности | агитация и индивидуальный террор (в 1903-1905 гг. убиты министры внутр.дел Сипягин и Плеве и моск. ген.-губернатор велик. князь Сергей Александрович) | политизация рабочего движения, рев. борьба, использование массовых крестьянских выступлений |
7)политические лидеры | В.М.Чернов, М.Р.Гоц, М.А.Натансон | раскол партии на 2 крыла: большевиков - В.И.Ленин меньшевиков – Л.Мартов |
Меньшевики настаивали на том, чтобы партия в своей деят-ти исходила только из программы-минимум, а большевики за программу-максимум.
Либеральная оппозиция.
В конце XIX- нач.XX в. либеральное крыло рус.об-ва становится > организованным, особенно это видно в земстве, т.к. именно оно должно было стать основой конституционных преобразований в России, а для этого нужно было на основе губернских земств организовать всероссийский представительный орган с правом участия его в законодательной работе. (есть ли сейчас такое?) По мнению либералов, если бы это произошло, то Россия совершила бы переход от деспотического гос-го устройства к конституционному.
Неудачи либералов добиться этого легальным путем – правящие бюрократы не желали ни с кем делить власть, поэтому земские лидеры (братья Павел и Петр Долгоруковы, Д.И.Шаховской, Ф.А.Головин, Д.Н.Шипов) негласно объединились в 1899г. в кружок «Беседа» (как частное дружеское собрание), для установления связей между отдельными земствами.
Другая попытка консолидации (объединения) оппоз-х сил в России стало создание в 1904г. «Союза освобождения», куда вошли не только земцы, но и представители либеральной интеллигенции, надеявшихся на мирное развитие России.
В программе «Союза…» содержались умеренные экономические требования:
1) отчуждение путем выкупа части помещичьих земель;
2) ликвидация отрезков;
3) оказание финансовой помощи крестьянству;
4) созыв Учредительного собрания, кот. должно было провозгласить конституцию Рос.гос-ва – и это было центральным пунктом программы.
Врагом «Союз…» считал самодержавие (выражалось в критике), а союзником – рев-е движение (выражалось в одобрении рев.выступлений и терактов включительно). Т.е. либералы изменили главному принципу либерализма – неприятию рев-го насилия.
(работа с понятиями: русификация, социалисты-революционеры (эсеры), социал-демократы, большевики, меньшевики, индивидуальный террор, диктатура пролетариата)
3. Домашнее задание: п.3, вопросы с.29, составить таблицу.
Тема II. Россия в годы Первой революции.
Урок 4. Революция: начало, подъем, отступление.
Цели и задачи: 1. Работа над проблемой: какие уроки извлекли из опыта Первой рус.
революции власть и ее противники.
2. Подвести уч-ся к пониманию причин, хар-ра и последствий Первой
рус. революции.
3. Познакомить уч-ся с главными изменениями полит. системы Рос.
империи после рев. 1905-1907 гг.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.
просмотр презентации.
Основные понятия: Совет депутатов, всероссийская политическая стачка, булыгинская
Дума, законодательная Дума, кадеты, октябристы, черносотенцы,
Конституционная монархия, многопартийная система.
Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Революция 1905-1907 гг.», портреты политич.
деятелей, презентация «Начало Первой рус.революции» 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.29, проверка таблиц.
3. Формирование новых знаний:
- сегодня перед нами стоит проблема: Какие уроки извлекли из опыта Первой рус. революции власть и ее противники?
- вспомним значение понятий: революция, петиция, манифест, политические забастовки, вооруженное восстание.
Начало революции.
Непосредственный толчок к началу революции дала деят-ть священника петерб.церкви Г.А.Гапона ( зная положение рабочих, через свои речи-проповеди обличал несправедливость, творимую властью и имущими классами, имел среди рабочих огром.популярность).
В 1904 г. с дозволения властей основал «Собрание русских фабрично-заводских рабочих С-П».
В нач.января 1905 г. во время всеобщей петербургской стачки, Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих(эконом. требования, но под влиянием социал-демократов в нее были внесены и полит.треб-я: свобода слова, печати, рабочих союзов и созыв Учр-го собрания). А царь и его окружение по иному восприняли манифестацию (как покушение на устои самодержавного строя).
(зачитать с.30 о кровавом воскресенье, показ презентации «Начало Первой рус.рев»)
В тот же день 9 янв. днем по С-П начались погромы рабочими оруж. магазинов,
Разоружение офицеров и полицейских, нач.перестрелки с войсками, появились баррикады, т.е. те люди, кот. еще утром молились за царя, вечером начали против него восстание (причем все слои населения). Весть разлетелась по всей стране, след-но в разных ее уголках начались масс.забастовки, уличные демонстрации, митинги, но все это было стихийно, т.е. эмоции по поводу гибели мирных людей, преобладали над разумом. Но движению: