Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Витте рассчитывал так прибрать к рукам весь Китай, но остальные европ.дердавы, Япония и США, стали активно проникать в Китай и навязывать ему кабальные договора, отбирая стратегически важные территории. Россия тоже включилась в это, получив в 1898 г. от Китая в аренду незамерзающий Порт-Артур с правом превращения его в военно-морскую базу. Также проникновение Рос. в Корею, т.е. авантюрный хар-р рос.политики на Дальнем Востоке.

Разногласия Японии и России по вопросу корейской и маньчжурской тер-й в 1903г., приведут к рус.-япон. войне, кот. начнется в ночь на 27 янв. 1904г. с атаки яп. воен.кораблей русской эскадры в Порт-Артуре.

Русско-японская война.

(работа с картой на доске, презентация)

Война для России оказалась серьезным испытанием:

- Россия воевала в обстановке внешнеполит-ой изоляции (Франция и Германия – нейтралитет, Англия и США –открыто помогали японцам эконом. и воен.);

- великолепное техническое оснащение яп. армии в отличие от нашей;

- пассивность и безынициативность рус.командования, а у японцев продуманно и энер.

- смысл и цели войны были непонятны ни солдатам ни офицерам.

Воен.действия на суше: осада японцами Порт-Артура, след-но наши оттеснены в глубь Маньчжурии, где неудачное сражение под Ляояном (авг.1904г.), отошли к р.Шахэ («шахэйское сидение») неск-ко месяцев. Героич.слпротивление Порт-Артура под командованием генерала Кондратенко (погиб 2дек.1904г.). Взятие японцами горы Высокая, что привело к сдаче генерала Стесселя Порт-Артура, а в февр.1905г. поражение под Мукденом Маньчжурской армии.

Воен.действия на море: в первый же день войны потеря неск-х рус. боевых кораблей на рейде Порт-Артур, а в корейском порту Чемульпо блокированные крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в неравном бою были потоплены своими командами.

31 марта 1904г. на подорвавшемся на яп.мине броненосце «Петропавловск» погиб командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Макаров, а попытка прорваться во Владивосток оказалась неудачной. 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры, вышедшие их Балтийского моря, прибыли на Дальний Восток через 5 месяцев. Но, объединившись, они после ожесточенного боя потерпели поражение в Цусимском проливе (14-15 мая 1905г.)

Неудачная война для России стоила огромных потерь и для Японии.

Америк.прав-во, кот. не нужно было усиление Японии, выступило посредником в мирных переговорах в г.Портсмуте (США)в авг.1905 г.:


Витте вел переговоры с рус. стороны добился невозможного:

- минимальных тер-ных потерь – южн.части о.Сахалин и Порт-Артура;

- отказ японцев от требования выплаты контрибуции.

Но война с Японией сыграла серьезную роль в дестабилизации внутриполит-го положения в стране, т.к. рус.народ считал поражение национальным позором, а весь ход воен.действий убеждал в бездарности и безответственности верхов, неспособных отстоять интересы России.

3. Домашнее задание: п.2, вопросы с.24.

Урок 3. Российское общество: национальные движения, революционное

подполье, либеральная оппозиция.

Цели и задачи: 1. Познакомить уч-ся с полит. системой Рос. империи в нач. ХХ в.

2. Подвести уч-ся к пониманию главного противоречия полит. систе-

мы: между существующей властью императора и началом склады-

вания гражданского об-ва.

3. Систематизировать информацию о соц. Партиях, заполняя таблицу.

4. Продолжить формирование умений работать с ист. картой, доку-

ментами, делать выводы, решать проблему.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.,

просмотр презентации, заполнение таблицы.

Основные понятия: земства, политические партии, либералы, революционеры, Учре-

дительное собрание.

Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Российская империя в нач. ХХ в.»,

презентация.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.24.

3. Формирование новых знаний:

Политическая ситуация на национальных окраинах.

Процессы модернизации всегда ведут к пробуждению нац-го самосознания населявших страну народов. На что рос. правительство усилило с 80-х гг. XIX в. политику русификации(распространение среди населения присоединенных к Рос. гос-ву земель рус.языка, культуры, хоз-го уклада, православной веры, т.е. пренебрежение

к малым народам), кот. проявлялась в следующем:

1) пренебрежение к нуждам и чаяниям малых народов;

2) ущемление нац. культуры;

3) ограничение прав автономных образований (Великого княжества Финляндского, Бухарского эмирата и Хивинского ханства), еврейского населения (черта оседлости, процентная норма в учебных заведениях).

Все это привело к поддержке нац. окраин оппозиционных прав-ву сил, т.е. первые полит. партии возникают именно в нац. районах в конце XIX в.:

- Армянский рев-ый союз «Дашнакцутюн»,



- Литовская социал-демокр-я партия,

- несколько польских и финских партий левого толка,

- Всеобщий еврейский рабочий союз (Бунд) и др.

Создание общероссийских революционных партий.

(составляем таблицу в тетрадь после прочтения 2 пункта параграфа 3)

линии сравнения

социалисты-революционеры

социал-демократы

1)полное название партии

ПСР – партия социалистов-революционеров (эсеров)

РСДРП - Рос.социал-демокр.

рабочая партия

2)политические предшественники

революционные народники XIX в.

марксистские группы

3)год возникновения партии

1901 г.

1898г. в Минске I съезд, но многие арестованы, а в

1903г. II съезд в Брюсселе и Лондоне, где приняли Устав и Программу

4) политическая программа

- отношение к самодержав.
- аграрный вопрос

-рабочий вопрос


- свержение и созыв на основе всеобщих равных выборов Учред.собрания


- социализация земли, т.е.

уничтож. частн. собств. на землю и передача ее общинам на основе уравн.


-

2 части: программа-минимум

- свержение и установление демокр. Республики, всеобщ. избир. право и дем. свободы, широкое мест.самоупр-е и право наций на самоопределение

- возвращение крестьянам отрезанных в 1861г. от их надела земель и отмена выкупных платежей, но в

1906г. – за конфискацию помещечьих земель и национализацию всех земель

- 8-часовой раб.день

программа-максимум:

установление диктатуры пролетариата, т.е. нет уступок и компромиссов, нет сотрудн-ва с др. политическ. партиями

5)социальные слои, интересы кот. защищают

особен. интеллигенция,

а также крестьяне, рабочие и городское мещанство

пролетариат и крестьян

6)методы политической деятельности

агитация и индивидуальный террор

(в 1903-1905 гг. убиты министры внутр.дел Сипягин и Плеве и моск. ген.-губернатор велик. князь Сергей Александрович)

политизация рабочего движения, рев. борьба,

использование массовых крестьянских выступлений

7)политические лидеры

В.М.Чернов, М.Р.Гоц,

М.А.Натансон

раскол партии на 2 крыла:

большевиков - В.И.Ленин

меньшевиков – Л.Мартов


Меньшевики настаивали на том, чтобы партия в своей деят-ти исходила только из программы-минимум, а большевики за программу-максимум.

Либеральная оппозиция.

В конце XIX- нач.XX в. либеральное крыло рус.об-ва становится > организованным, особенно это видно в земстве, т.к. именно оно должно было стать основой конституционных преобразований в России, а для этого нужно было на основе губернских земств организовать всероссийский представительный орган с правом участия его в законодательной работе. (есть ли сейчас такое?) По мнению либералов, если бы это произошло, то Россия совершила бы переход от деспотического гос-го устройства к конституционному.

Неудачи либералов добиться этого легальным путем – правящие бюрократы не желали ни с кем делить власть, поэтому земские лидеры (братья Павел и Петр Долгоруковы, Д.И.Шаховской, Ф.А.Головин, Д.Н.Шипов) негласно объединились в 1899г. в кружок «Беседа» (как частное дружеское собрание), для установления связей между отдельными земствами.

Другая попытка консолидации (объединения) оппоз-х сил в России стало создание в 1904г. «Союза освобождения», куда вошли не только земцы, но и представители либеральной интеллигенции, надеявшихся на мирное развитие России.

В программе «Союза…» содержались умеренные экономические требования:

1) отчуждение путем выкупа части помещичьих земель;

2) ликвидация отрезков;

3) оказание финансовой помощи крестьянству;

4) созыв Учредительного собрания, кот. должно было провозгласить конституцию Рос.гос-ва – и это было центральным пунктом программы.

Врагом «Союз…» считал самодержавие (выражалось в критике), а союзником – рев-е движение (выражалось в одобрении рев.выступлений и терактов включительно). Т.е. либералы изменили главному принципу либерализма – неприятию рев-го насилия.

(работа с понятиями: русификация, социалисты-революционеры (эсеры), социал-демократы, большевики, меньшевики, индивидуальный террор, диктатура пролетариата)

3. Домашнее задание: п.3, вопросы с.29, составить таблицу.


Тема II. Россия в годы Первой революции.

Урок 4. Революция: начало, подъем, отступление.

Цели и задачи: 1. Работа над проблемой: какие уроки извлекли из опыта Первой рус.

революции власть и ее противники.

2. Подвести уч-ся к пониманию причин, хар-ра и последствий Первой

рус. революции.

3. Познакомить уч-ся с главными изменениями полит. системы Рос.

империи после рев. 1905-1907 гг.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.

просмотр презентации.

Основные понятия: Совет депутатов, всероссийская политическая стачка, булыгинская

Дума, законодательная Дума, кадеты, октябристы, черносотенцы,

Конституционная монархия, многопартийная система.

Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Революция 1905-1907 гг.», портреты политич.

деятелей, презентация «Начало Первой рус.революции» 9 кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.29, проверка таблиц.

3. Формирование новых знаний:

- сегодня перед нами стоит проблема: Какие уроки извлекли из опыта Первой рус. революции власть и ее противники?

- вспомним значение понятий: революция, петиция, манифест, политические забастовки, вооруженное восстание.

Начало революции.

Непосредственный толчок к началу революции дала деят-ть священника петерб.церкви Г.А.Гапона ( зная положение рабочих, через свои речи-проповеди обличал несправедливость, творимую властью и имущими классами, имел среди рабочих огром.популярность).

В 1904 г. с дозволения властей основал «Собрание русских фабрично-заводских рабочих С-П».

В нач.января 1905 г. во время всеобщей петербургской стачки, Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих(эконом. требования, но под влиянием социал-демократов в нее были внесены и полит.треб-я: свобода слова, печати, рабочих союзов и созыв Учр-го собрания). А царь и его окружение по иному восприняли манифестацию (как покушение на устои самодержавного строя).

(зачитать с.30 о кровавом воскресенье, показ презентации «Начало Первой рус.рев»)

В тот же день 9 янв. днем по С-П начались погромы рабочими оруж. магазинов,

Разоружение офицеров и полицейских, нач.перестрелки с войсками, появились баррикады, т.е. те люди, кот. еще утром молились за царя, вечером начали против него восстание (причем все слои населения). Весть разлетелась по всей стране, след-но в разных ее уголках начались масс.забастовки, уличные демонстрации, митинги, но все это было стихийно, т.е. эмоции по поводу гибели мирных людей, преобладали над разумом. Но движению: