Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема VII. СССР: годы форсированной модернизации.
Урок 22. Кардинальные изменения в экономике.
Цели и задачи: 1. Обеспечить усвоение уч-ся причин, сущности, последствий индуст-
риализации страны.
2. Познакомить уч-ся с социальной структурой сов-го об-ва конца
30-х гг.
3. Подвести уч-ся к пониманию хар-ра и направленности социальной
политики руководства СССР в конце 30-х гг.
4. Показать причины перехода к политике массовой коллективиза-
ции, сопровождающейся раскулачиванием, и ее итоги.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: фашизм, форсированная индустриализация, хлебозаготовительный
кризис, раскулачивание, колхозы, соц.соревнование, коллективи-
зация, МТС, спецпереселенцы.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Индустриализация в СССР», «Коллек-
тивизация» №№ 28, 29 - 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.154-155.
3. Формирование новых знаний:
Страна и мир на рубеже десятилетий.
Урок 23. Общественно-политическая жизнь. Культура.
Цели и задачи: 1. Объяснить причины установления культа личности Сталина.
2. Познакомить уч-ся с политикой репрессий Советского гос-ва.
3. Подвести уч-ся к пониманию причин, содержания и последствий
«культурной революции».
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: вредительство, репрессии, соц.реализм.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Политическая система СССР в 30-е г», «Советская культура в 30-е гг» №№ 30, 32 – 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.165.
3. Формирование новых знаний:
Удар по «спецам».
Урок 24. «Страна победившего социализма»: экономика, социальная
структура, политическая система.
Цели и задачи: 1. Познакомить уч-ся с государственной символикой СССР в 30-е гг.
2. Показать соц.структуру сов. об-ва и уровень жизни населения в
конце 30-х гг.
3. Продолжить формирование умений анализировать содержание ист.
документов, обобщать и применять эти знания.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: вредительство, репрессии, соц.реализм.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Политическая система СССР в 30-е г», № 30, – 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.173-174.
3. Формирование новых знаний:
Новая Конституция СССР.
В дек. 1936г. принята новая Конституция, объявленная официальной пропагандой Конституцией победившего социализма.
- полит.основа СССР – Советы депутатов трудящихся;
- экон-я основа – социалистическая собственность на средства производства;
- как и раньше - свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, объединения в союзы, но и + право на труд, отдых, «всеобщеобязательное» неполное среднее образование;
- изменения в гос.власти:
высший орган – Верховный Совет, состоящий из двух палат: Совета Союза и Сове-та Национальностей, а в период между сессиями – Президиум Верховного Совета.
- выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании.
Главный тезис Конституции – «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян».
Экономика.
Советская модель директивной экономики, которая сложилась в то время. Она характеризовалась:
- фактически полным огосударствлением средств производства при наличии двух форм соц.собственности: гос-ой и групповой (колхозы);
- свернутостью товарно-денежных отношений, деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись не на рынке, а в кабинете чиновников);
- предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хоз-й самост-ти на местах; административно-командным распределением ресурсов и готовой продукции.
- существованием «подсистемы страха» - мощных рычагов внеэкономического при-нуждения (авг.1932г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении соц-й собственности» т.е. с 12 лет могли получить срок на 10 лет за подбор колосков на колхозном поле.
На рубеже 1932-1933гг. вводится паспортный режим, отделявший деревню от города, т.к. паспорта только у горожан, а крестьяне практически прикреплялись к земле, к колхозам.
К концу 30-х гг. директивная экономика из-за репрессий стала «лагерной», т.к. почти 8 млн чел. (5% всего населения страны) числились в картотеках ГУЛАГа: сидя-щие, вышедшие и умершие в лагерях. Использовался труд заключенных на добыче, переработке, строительстве городов, каналов и ж/д.
Социальная структура.
К 1939г. в стране примерно 170 млн чел., состояших из трех основных элемен-тов: рабочий класс, увеличившийся в 3 раза за счет выходцев из деревни с семьями, около 33,7%; класс колхозников и кооперативных кустарей (47,2%), служащие и ин-теллигенция (16,5%) и небольшой слой крестьян-единоличников и некооперированных кустарей (2,6%).
Среди служащих и интеллигенции выделяют номенклатуру, состоящую из пар-тийно-гос-го аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вер-шившие все дела в СССР от имени народа, отчужденного от власти и собственности.
Уровень жизни населения.
Сталинское руководство с конца 20-х гг. преследовало одну цель: извлечение из об-ва дополнительных средств для форсированной индустриализации:
- увеличился подоходный налог на население;
- введение принудительной подписки на облигации «займов индустриализации», отбиравшие часть зарплаты;
- с конца 1928г. горожане были переведены на карточную систему распределения товаров (по твердым ценам определенные товары в ограниченном количестве).
(зачитать с.177 о карточной системе)
Голод 1932-1933 гг. унес до 5 млн чел.
В 1935г. карточная система была отменена, и Сталин заявил, что в Советской стране «жить стало лучше, жить стало веселее». И действительно положение город-ских и сельских жителей медленно улучшалось (увеличилось потребление продуктов питания), но зарплаты были ниже, чем в конце 20-х гг., а цены выросли в нес-ко раз.
Выше среднего жили номенклатурные работники.
Политическая система.
Сущность полит.системы в СССР определял режим личной власти И.В.Ста-лина, т.е. личная диктатура, которую образовывали системы:
1)партийные органы, подбиравшие кадры для управления гос-ом, и контролировали их
2) органы госбезопасности, обладавшие широким контролем
, включая надзор за самой партией, действовали под прямым руководством И.В.Сталина.
Все боялись репрессий, живя в страхе, т.к. постоянно всех «перетряхивали».
Общество государственного социализма.
Социальная система в СССР в конце 30-х гг. – государственный социализм, ведь со-циализм – где обобществление производства, ликвидация частной собст-ти и классов, а гос-ый – т.к. распоряжались всей собст-тью и властью парт.гос.аппарат, номенкла-тура и вождь.
Гос.социализм в СССР носил тоталитарный хар-р: контроль над экономикой, идеологией, СМИ, репрессии инакомыслящих и ликвидация констит-х прав и свобод.
Урок 25. На главном внешнеполитическом направлении: СССР и
Германия в 30-е гг.
Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию причин изменения внешней полити-
ки нашей страны в 30-е гг..
2. Продолжить формирование умений давать сравнительную хар-ку
ист.событий, оценивать ист.факты, устанавливать причинно-след-
ственные связи.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: фашизм, система коллективной безопасности, тайная дипломатия,
Умиротворение, мюнхенский сговор, пакт о ненападении.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Внешняя политика СССР в 30-е г», № 33, – 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.179.
3. Формирование новых знаний:
Урок 26. Накануне грозных испытаний.
Цели и задачи: 1. Познакомить уч-ся с событиями внешней и внутренней политики
СССР накануне войны.
2. Подвести уч-ся к пониманию сути изменений во взглядах руковод-
ства страны на международную обстановку Втор. мировой войны.
3. Продолжить формирование умений работать с ист.картой и докум.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: фашизм, система коллективной безопасности, тайная дипломатия,
Умиротворение, мюнхенский сговор, пакт о ненападении.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Внешняя политика СССР в 30-е г», № 33, – 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.179.
3. Формирование новых знаний:
Тема VIII. Великая Отечественная война.
Урок 27. Боевые действия на фронтах.
Цели и задачи: 1. Показать уч-ся трагические события в начале войны.
2. Объяснить причины провала блицкрига и неудач Красной армии
весной и летом 1942г.
3. Подвести уч-ся к пониманию коренного перелома в ходе войны.
4.Показать завершающий этап войны, используя карту и презентацию
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, картой, просмотр презентации.
Основные понятия: блицкриг, Ставка Верховного главнокомандования, ГКО, страте-
гическая оборона, советская гвардия, народное ополчение, стра-
тегическая инициатива, коренной перелом, Акт о безоговорочной
капитуляции.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентации (№№ 35, 36 38, 40 – История Рос. 9 кл.)
Докум.фильм «Победители солдаты Великой войны.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.191.
3. Формирование новых знаний:
Боевые силы сторон.
На рассвете 22 июня 1941г. Германия без объявления войны напала на СССР. На стороне вермахта выступили Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия. Началась ВО война.
По плану «Барбаросса» до зимы 1941г. должны были быть занятыми важные центры страны и выход на линию Архангельск, Волга, Астрахань. Это установка на блицкриг – молниеносную войну.
3 направления гитлеровских ударов:
- группа армий «Север» (под ком. В.Лееба в Вост.Пруссии) – уничтожение сов.войск в Прибалтике, захват Балт.моря и Ленинграда;
- самая мощная группа армий «Ценрт» (Ф.Бок) – наступление на Минск, далее на Смоленск и Москву;
- группа армий «Юг» (Г.Рундштедт) – разгром Красной армии на Зап.Украине, выход на Днепр и далее на ю-в.
Урок 22. Кардинальные изменения в экономике.
Цели и задачи: 1. Обеспечить усвоение уч-ся причин, сущности, последствий индуст-
риализации страны.
2. Познакомить уч-ся с социальной структурой сов-го об-ва конца
30-х гг.
3. Подвести уч-ся к пониманию хар-ра и направленности социальной
политики руководства СССР в конце 30-х гг.
4. Показать причины перехода к политике массовой коллективиза-
ции, сопровождающейся раскулачиванием, и ее итоги.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: фашизм, форсированная индустриализация, хлебозаготовительный
кризис, раскулачивание, колхозы, соц.соревнование, коллективи-
зация, МТС, спецпереселенцы.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Индустриализация в СССР», «Коллек-
тивизация» №№ 28, 29 - 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.154-155.
3. Формирование новых знаний:
Страна и мир на рубеже десятилетий.
Урок 23. Общественно-политическая жизнь. Культура.
Цели и задачи: 1. Объяснить причины установления культа личности Сталина.
2. Познакомить уч-ся с политикой репрессий Советского гос-ва.
3. Подвести уч-ся к пониманию причин, содержания и последствий
«культурной революции».
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: вредительство, репрессии, соц.реализм.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Политическая система СССР в 30-е г», «Советская культура в 30-е гг» №№ 30, 32 – 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.165.
3. Формирование новых знаний:
Удар по «спецам».
Урок 24. «Страна победившего социализма»: экономика, социальная
структура, политическая система.
Цели и задачи: 1. Познакомить уч-ся с государственной символикой СССР в 30-е гг.
2. Показать соц.структуру сов. об-ва и уровень жизни населения в
конце 30-х гг.
3. Продолжить формирование умений анализировать содержание ист.
документов, обобщать и применять эти знания.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: вредительство, репрессии, соц.реализм.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Политическая система СССР в 30-е г», № 30, – 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.173-174.
3. Формирование новых знаний:
Новая Конституция СССР.
В дек. 1936г. принята новая Конституция, объявленная официальной пропагандой Конституцией победившего социализма.
- полит.основа СССР – Советы депутатов трудящихся;
- экон-я основа – социалистическая собственность на средства производства;
- как и раньше - свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, объединения в союзы, но и + право на труд, отдых, «всеобщеобязательное» неполное среднее образование;
- изменения в гос.власти:
высший орган – Верховный Совет, состоящий из двух палат: Совета Союза и Сове-та Национальностей, а в период между сессиями – Президиум Верховного Совета.
- выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании.
Главный тезис Конституции – «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян».
Экономика.
Советская модель директивной экономики, которая сложилась в то время. Она характеризовалась:
- фактически полным огосударствлением средств производства при наличии двух форм соц.собственности: гос-ой и групповой (колхозы);
- свернутостью товарно-денежных отношений, деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись не на рынке, а в кабинете чиновников);
- предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хоз-й самост-ти на местах; административно-командным распределением ресурсов и готовой продукции.
- существованием «подсистемы страха» - мощных рычагов внеэкономического при-нуждения (авг.1932г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении соц-й собственности» т.е. с 12 лет могли получить срок на 10 лет за подбор колосков на колхозном поле.
На рубеже 1932-1933гг. вводится паспортный режим, отделявший деревню от города, т.к. паспорта только у горожан, а крестьяне практически прикреплялись к земле, к колхозам.
К концу 30-х гг. директивная экономика из-за репрессий стала «лагерной», т.к. почти 8 млн чел. (5% всего населения страны) числились в картотеках ГУЛАГа: сидя-щие, вышедшие и умершие в лагерях. Использовался труд заключенных на добыче, переработке, строительстве городов, каналов и ж/д.
Социальная структура.
К 1939г. в стране примерно 170 млн чел., состояших из трех основных элемен-тов: рабочий класс, увеличившийся в 3 раза за счет выходцев из деревни с семьями, около 33,7%; класс колхозников и кооперативных кустарей (47,2%), служащие и ин-теллигенция (16,5%) и небольшой слой крестьян-единоличников и некооперированных кустарей (2,6%).
Среди служащих и интеллигенции выделяют номенклатуру, состоящую из пар-тийно-гос-го аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вер-шившие все дела в СССР от имени народа, отчужденного от власти и собственности.
Уровень жизни населения.
Сталинское руководство с конца 20-х гг. преследовало одну цель: извлечение из об-ва дополнительных средств для форсированной индустриализации:
- увеличился подоходный налог на население;
- введение принудительной подписки на облигации «займов индустриализации», отбиравшие часть зарплаты;
- с конца 1928г. горожане были переведены на карточную систему распределения товаров (по твердым ценам определенные товары в ограниченном количестве).
(зачитать с.177 о карточной системе)
Голод 1932-1933 гг. унес до 5 млн чел.
В 1935г. карточная система была отменена, и Сталин заявил, что в Советской стране «жить стало лучше, жить стало веселее». И действительно положение город-ских и сельских жителей медленно улучшалось (увеличилось потребление продуктов питания), но зарплаты были ниже, чем в конце 20-х гг., а цены выросли в нес-ко раз.
Выше среднего жили номенклатурные работники.
Политическая система.
Сущность полит.системы в СССР определял режим личной власти И.В.Ста-лина, т.е. личная диктатура, которую образовывали системы:
1)партийные органы, подбиравшие кадры для управления гос-ом, и контролировали их
2) органы госбезопасности, обладавшие широким контролем
, включая надзор за самой партией, действовали под прямым руководством И.В.Сталина.
Все боялись репрессий, живя в страхе, т.к. постоянно всех «перетряхивали».
Общество государственного социализма.
Социальная система в СССР в конце 30-х гг. – государственный социализм, ведь со-циализм – где обобществление производства, ликвидация частной собст-ти и классов, а гос-ый – т.к. распоряжались всей собст-тью и властью парт.гос.аппарат, номенкла-тура и вождь.
Гос.социализм в СССР носил тоталитарный хар-р: контроль над экономикой, идеологией, СМИ, репрессии инакомыслящих и ликвидация констит-х прав и свобод.
Урок 25. На главном внешнеполитическом направлении: СССР и
Германия в 30-е гг.
Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию причин изменения внешней полити-
ки нашей страны в 30-е гг..
2. Продолжить формирование умений давать сравнительную хар-ку
ист.событий, оценивать ист.факты, устанавливать причинно-след-
ственные связи.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: фашизм, система коллективной безопасности, тайная дипломатия,
Умиротворение, мюнхенский сговор, пакт о ненападении.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Внешняя политика СССР в 30-е г», № 33, – 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.179.
3. Формирование новых знаний:
Урок 26. Накануне грозных испытаний.
Цели и задачи: 1. Познакомить уч-ся с событиями внешней и внутренней политики
СССР накануне войны.
2. Подвести уч-ся к пониманию сути изменений во взглядах руковод-
ства страны на международную обстановку Втор. мировой войны.
3. Продолжить формирование умений работать с ист.картой и докум.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.
Основные понятия: фашизм, система коллективной безопасности, тайная дипломатия,
Умиротворение, мюнхенский сговор, пакт о ненападении.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Внешняя политика СССР в 30-е г», № 33, – 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.179.
3. Формирование новых знаний:
Тема VIII. Великая Отечественная война.
Урок 27. Боевые действия на фронтах.
Цели и задачи: 1. Показать уч-ся трагические события в начале войны.
2. Объяснить причины провала блицкрига и неудач Красной армии
весной и летом 1942г.
3. Подвести уч-ся к пониманию коренного перелома в ходе войны.
4.Показать завершающий этап войны, используя карту и презентацию
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, картой, просмотр презентации.
Основные понятия: блицкриг, Ставка Верховного главнокомандования, ГКО, страте-
гическая оборона, советская гвардия, народное ополчение, стра-
тегическая инициатива, коренной перелом, Акт о безоговорочной
капитуляции.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентации (№№ 35, 36 38, 40 – История Рос. 9 кл.)
Докум.фильм «Победители солдаты Великой войны.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.191.
3. Формирование новых знаний:
Боевые силы сторон.
На рассвете 22 июня 1941г. Германия без объявления войны напала на СССР. На стороне вермахта выступили Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия. Началась ВО война.
По плану «Барбаросса» до зимы 1941г. должны были быть занятыми важные центры страны и выход на линию Архангельск, Волга, Астрахань. Это установка на блицкриг – молниеносную войну.
| Германия | СССР |
солдат и офицеров | 4,4 млн | 3 млн |
боевых самолетов | 4,4 тыс. | 9,1 тыс. (уступали нем.) |
танков и штурм.орудий | 4 тыс | 11 тыс. (устаревших) |
пушек и минометов | 39 тыс. | 39,4 тыс |
3 направления гитлеровских ударов:
- группа армий «Север» (под ком. В.Лееба в Вост.Пруссии) – уничтожение сов.войск в Прибалтике, захват Балт.моря и Ленинграда;
- самая мощная группа армий «Ценрт» (Ф.Бок) – наступление на Минск, далее на Смоленск и Москву;
- группа армий «Юг» (Г.Рундштедт) – разгром Красной армии на Зап.Украине, выход на Днепр и далее на ю-в.