Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема VII. СССР: годы форсированной модернизации.

Урок 22. Кардинальные изменения в экономике.

Цели и задачи: 1. Обеспечить усвоение уч-ся причин, сущности, последствий индуст-

риализации страны.

2. Познакомить уч-ся с социальной структурой сов-го об-ва конца

30-х гг.

3. Подвести уч-ся к пониманию хар-ра и направленности социальной

политики руководства СССР в конце 30-х гг.

4. Показать причины перехода к политике массовой коллективиза-

ции, сопровождающейся раскулачиванием, и ее итоги.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия: фашизм, форсированная индустриализация, хлебозаготовительный

кризис, раскулачивание, колхозы, соц.соревнование, коллективи-

зация, МТС, спецпереселенцы.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Индустриализация в СССР», «Коллек-

тивизация» №№ 28, 29 - 9 кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.154-155.

3. Формирование новых знаний:

Страна и мир на рубеже десятилетий.

Урок 23. Общественно-политическая жизнь. Культура.

Цели и задачи: 1. Объяснить причины установления культа личности Сталина.

2. Познакомить уч-ся с политикой репрессий Советского гос-ва.

3. Подвести уч-ся к пониманию причин, содержания и последствий

«культурной революции».

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия: вредительство, репрессии, соц.реализм.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Политическая система СССР в 30-е г», «Советская культура в 30-е гг» №№ 30, 32 – 9 кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.165.

3. Формирование новых знаний:

Удар по «спецам».

Урок 24. «Страна победившего социализма»: экономика, социальная

структура, политическая система.

Цели и задачи: 1. Познакомить уч-ся с государственной символикой СССР в 30-е гг.

2. Показать соц.структуру сов. об-ва и уровень жизни населения в

конце 30-х гг.

3. Продолжить формирование умений анализировать содержание ист.


документов, обобщать и применять эти знания.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия: вредительство, репрессии, соц.реализм.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Политическая система СССР в 30-е г», № 30, – 9 кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.173-174.

3. Формирование новых знаний:

Новая Конституция СССР.

В дек. 1936г. принята новая Конституция, объявленная официальной пропагандой Конституцией победившего социализма.

- полит.основа СССР – Советы депутатов трудящихся;

- экон-я основа – социалистическая собственность на средства производства;

- как и раньше - свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, объединения в союзы, но и + право на труд, отдых, «всеобщеобязательное» неполное среднее образование;

- изменения в гос.власти:

высший орган – Верховный Совет, состоящий из двух палат: Совета Союза и Сове-та Национальностей, а в период между сессиями – Президиум Верховного Совета.

- выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании.

Главный тезис Конституции – «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян».

Экономика.

Советская модель директивной экономики, которая сложилась в то время. Она характеризовалась:

- фактически полным огосударствлением средств производства при наличии двух форм соц.собственности: гос-ой и групповой (колхозы);

- свернутостью товарно-денежных отношений, деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись не на рынке, а в кабинете чиновников);

- предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хоз-й самост-ти на местах; административно-командным распределением ресурсов и готовой продукции.

- существованием «подсистемы страха» - мощных рычагов внеэкономического при-нуждения (авг.1932г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении соц-й собственности» т.е. с 12 лет могли получить срок на 10 лет за подбор колосков на колхозном поле.



На рубеже 1932-1933гг. вводится паспортный режим, отделявший деревню от города, т.к. паспорта только у горожан, а крестьяне практически прикреплялись к земле, к колхозам.

К концу 30-х гг. директивная экономика из-за репрессий стала «лагерной», т.к. почти 8 млн чел. (5% всего населения страны) числились в картотеках ГУЛАГа: сидя-щие, вышедшие и умершие в лагерях. Использовался труд заключенных на добыче, переработке, строительстве городов, каналов и ж/д.

Социальная структура.

К 1939г. в стране примерно 170 млн чел., состояших из трех основных элемен-тов: рабочий класс, увеличившийся в 3 раза за счет выходцев из деревни с семьями, около 33,7%; класс колхозников и кооперативных кустарей (47,2%), служащие и ин-теллигенция (16,5%) и небольшой слой крестьян-единоличников и некооперированных кустарей (2,6%).

Среди служащих и интеллигенции выделяют номенклатуру, состоящую из пар-тийно-гос-го аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вер-шившие все дела в СССР от имени народа, отчужденного от власти и собственности.

Уровень жизни населения.

Сталинское руководство с конца 20-х гг. преследовало одну цель: извлечение из об-ва дополнительных средств для форсированной индустриализации:

- увеличился подоходный налог на население;

- введение принудительной подписки на облигации «займов индустриализации», отбиравшие часть зарплаты;

- с конца 1928г. горожане были переведены на карточную систему распределения товаров (по твердым ценам определенные товары в ограниченном количестве).

(зачитать с.177 о карточной системе)

Голод 1932-1933 гг. унес до 5 млн чел.

В 1935г. карточная система была отменена, и Сталин заявил, что в Советской стране «жить стало лучше, жить стало веселее». И действительно положение город-ских и сельских жителей медленно улучшалось (увеличилось потребление продуктов питания), но зарплаты были ниже, чем в конце 20-х гг., а цены выросли в нес-ко раз.

Выше среднего жили номенклатурные работники.

Политическая система.

Сущность полит.системы в СССР определял режим личной власти И.В.Ста-лина, т.е. личная диктатура, которую образовывали системы:

1)партийные органы, подбиравшие кадры для управления гос-ом, и контролировали их

2) органы госбезопасности, обладавшие широким контролем
, включая надзор за самой партией, действовали под прямым руководством И.В.Сталина.

Все боялись репрессий, живя в страхе, т.к. постоянно всех «перетряхивали».

Общество государственного социализма.

Социальная система в СССР в конце 30-х гг. – государственный социализм, ведь со-циализм – где обобществление производства, ликвидация частной собст-ти и классов, а гос-ый – т.к. распоряжались всей собст-тью и властью парт.гос.аппарат, номенкла-тура и вождь.

Гос.социализм в СССР носил тоталитарный хар-р: контроль над экономикой, идеологией, СМИ, репрессии инакомыслящих и ликвидация констит-х прав и свобод.

Урок 25. На главном внешнеполитическом направлении: СССР и

Германия в 30-е гг.

Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию причин изменения внешней полити-

ки нашей страны в 30-е гг..

2. Продолжить формирование умений давать сравнительную хар-ку

ист.событий, оценивать ист.факты, устанавливать причинно-след-

ственные связи.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия: фашизм, система коллективной безопасности, тайная дипломатия,

Умиротворение, мюнхенский сговор, пакт о ненападении.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Внешняя политика СССР в 30-е г», № 33, – 9 кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.179.

3. Формирование новых знаний:

Урок 26. Накануне грозных испытаний.

Цели и задачи: 1. Познакомить уч-ся с событиями внешней и внутренней политики

СССР накануне войны.

2. Подвести уч-ся к пониманию сути изменений во взглядах руковод-

ства страны на международную обстановку Втор. мировой войны.

3. Продолжить формирование умений работать с ист.картой и докум.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия: фашизм, система коллективной безопасности, тайная дипломатия,

Умиротворение, мюнхенский сговор, пакт о ненападении.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Внешняя политика СССР в 30-е г», № 33, – 9 кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.179.


3. Формирование новых знаний:

Тема VIII. Великая Отечественная война.

Урок 27. Боевые действия на фронтах.

Цели и задачи: 1. Показать уч-ся трагические события в начале войны.

2. Объяснить причины провала блицкрига и неудач Красной армии

весной и летом 1942г.

3. Подвести уч-ся к пониманию коренного перелома в ходе войны.

4.Показать завершающий этап войны, используя карту и презентацию

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, картой, просмотр презентации.

Основные понятия: блицкриг, Ставка Верховного главнокомандования, ГКО, страте-

гическая оборона, советская гвардия, народное ополчение, стра-

тегическая инициатива, коренной перелом, Акт о безоговорочной

капитуляции.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентации (№№ 35, 36 38, 40 – История Рос. 9 кл.)

Докум.фильм «Победители солдаты Великой войны.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.191.

3. Формирование новых знаний:

Боевые силы сторон.

На рассвете 22 июня 1941г. Германия без объявления войны напала на СССР. На стороне вермахта выступили Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия. Началась ВО война.

По плану «Барбаросса» до зимы 1941г. должны были быть занятыми важные центры страны и выход на линию Архангельск, Волга, Астрахань. Это установка на блицкриг – молниеносную войну.




Германия

СССР

солдат и офицеров

4,4 млн

3 млн

боевых самолетов

4,4 тыс.

9,1 тыс. (уступали нем.)

танков и штурм.орудий

4 тыс

11 тыс. (устаревших)

пушек и минометов

39 тыс.

39,4 тыс

3 направления гитлеровских ударов:

- группа армий «Север» (под ком. В.Лееба в Вост.Пруссии) – уничтожение сов.войск в Прибалтике, захват Балт.моря и Ленинграда;

- самая мощная группа армий «Ценрт» (Ф.Бок) – наступление на Минск, далее на Смоленск и Москву;

- группа армий «Юг» (Г.Рундштедт) – разгром Красной армии на Зап.Украине, выход на Днепр и далее на ю-в.