Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- 1924г. – появление в ОГПУ Особого совещания с правом внесудебного преследова-ния граждан и вынесения окончательного приговора.

- борьба с оппозиционными политическими силами (закрытие газет и журналов левых социал-х партий и течений), а вскоре они прекратили свое существование.

- созданный в 1918г. коммунистический союз молодежи переименован в 1926г. в ВЛКСМ.

- контроль над полит-ми настроениями интеллигенции, рабочих и крестьян, а особое внимание за кулаками и городскими частными предпринимателями.

- всех подозреваемых по полит-м мотивам в ГУЛАГи (в Главное управление лагерями ОГПУ), кот. быстро превращались в места подневольной работы тысяч, млнов людей.

(работа с документом с.134 «Листок из архива» письмо прокурора …)

Общественные организации. Церковь.

Контроль за массовыми общественными организациями:

- профсоюзами (превращение их в правительственный департамент по делам рабочих)

- огосударствление учреждений снабжения, промысловой и прочей кооперации.

- попытки подчинить себе авторитетную в народе Русскую православную церковь и др. религиозные конфессии (политикой «кнута» - конфискация церковных ценностей и массовый террор служащих; и «пряника» - в виде материальной и моральной поддерж-ки «обновленчества» и раскольнических движений, подрывающих единство церкви).

После ареста в 1922г. и смерти в 1925г. патриарха Тихона большевики не допустили избрания нового патриарха. А в 1927г. местоблюститель патриаршего престола мит-рополит Сергий потребовал от священнослужителей подчинения новой власти, что вызвало недовольство среди верующих, видящих церковь как независимую общест-венную и духовную силу.

Внутрипартийная борьба.

В 20-е гг. изменения в самой партии:

- переименование в 1925г. в ВКП(б);

- быстрый рост числа членов ;

- раскол между рядовыми членами и верхами (большевистской гвардии), состоящими из профессиональных революционеров (примерно 8 тыс. партийцев), единство сохра-нялось наличием общепризнанного лидера (Ленина);

- январь 1924г. – смерть В.И.Ленина.

- борьба за личное лидерство в большевистской верхушке, начавшаяся еще в 1923г. и проходившая в 3 этапа:

1) 1923-1924гг. – против ЦК (Сталин, Зиновьев, Каменев, Бухарин) выступил Троцкий с единомышленниками.

2) 1925г. – против Сталина теперь Зиновьев и Каменев.

3) 1926-1927гг. – на стороне Троцкого Зиновьев
, Каменев и др.

Оппозиционеры были не согласны с тезисом Сталина о «возможности построения социализма в одной стране», утверждая о победе пролетарской революции на ин-дустриальном Западе., а также были против «зажима демократии», т.е. призывали рядовых партийцев взять под контроль партаппарат (до ЦК и Политбюро), восстано-вить свободу фракций и т.д.

Но большевистская гвардия не желала делиться правами и льготами с рядовыми коммунистами, выражая недовольство по поводу внутрипартийной демократии. Также в среде большевистской гвардии недовольны были нападками оппозиционеров на нэп, т.к. это вело к обострению отношений с крестьянством.

По отношению к оппозиционерам выигрышным был тезис Сталина о «построе-нии социализма в одной стране», т.к.:

1) учитывал психологию и верхов, и партийной массы, уставших от ожидания мировой революции;

2) подходил на роль общенациональной объединяющей идеи, агитационно-пропаган-дистской работы по мобилизации трудовых усилий народа.

Оппозиция постепенно теряла и численность и силу:

- в 1927г. Троцкий, Зиновьев, Каменев, др. оппозиционные вожди и их сторонники были исключены из рядов ВКП(б).

Так Сталин достиг своей ближайшей цели – удалил с полит.арены соперников в борьбе за ленинское наследие. А позже добился того, что именно его выдвиженцы стали замещать на руководящих партийных и гос-х постах представителей старой большевистской гвардии, т.е. в партии и стране утверждался режим личной власти И.В.Сталина.

Новый этап «культурной революции».

В сфере культуры большевики, как и прежде, держали в центре внимания старую интеллигенцию, которые потихонечку склонялись в сторону властей (помог нэп).

Урок 18. Образование СССР.

Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию причин, предпосылок и проектов по- строения СССР.

2. Раскрыть сущность нац. политики и межнац-х отношений.

3. Продолжить формирование умений анализировать содержание ист.

карты, обобщать и применять эти знания.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия: автономия, унитарное гос-во, федерация, конфедерация, сувере-

нитет, план автономизации, СССР, Конституция СССР, культур-

но-национальная автономия, постулат.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Образование СССР» № 22 9кл.



Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.142-143.

3. Формирование новых знаний:

Принципы национальной политики большевиков.

Больше половины населения страны (57%) – нерусские нации и народности.

Еще до революции 1917г. руководители РСДРП(б) исходили из двух марксистских постулатов:

1) о невозможности решить нац.вопрос в условиях капитализма, след-но только в соц-ом обще можно преодолеть классовый антагонизм и нац.противоречия – вплоть до слияния наций.

2) о подчиненности политики марксистов в области межнац-х отношений глав. задаче – борьбе пролетариата за гос.власть.

Позиция большевиков по национально-гос-му вопросу:

- на II съезде (1903) говорили о праве наций на самоопределение, а позже – на отделе-ние и образование самостоятельных гос-в;

- Ленин и его соратники видели будущее пролетарского гос-ва «единой и нераздель-ной республикой Рос-ой с твердой властью» как условие построения социализма и слияния наций в одну национальную общность, т.е. тогда говорили об унитарном гос-ве – едином, подразделяющемся на административно-тер-ые единицы (уезды и т.д.).

- в 1913г. допускали возможность проведения автономии, чтобы обеспечить «равноп-равие всех наций и языков»;

- в 1917г. Ленин сформулировал принцип «союза свободных республик», т.е. федера-ции (субъекты обладают относительной самостоятельностью, 2 уровня гос.аппарата).

Федеративный принцип закреплялся в Конституции РСФСР.

Национальная политика в действии.

- 31 дек.1917г. сов.прав-во признало гос.независимость Финляндии;

- в авг.1918г. Ленин подписал декрет об отказе от договоров о разделе Польши, зак-люченных царизмом;

- остальные народы несамостоятельны, т.к. требовалось сохранить бывшую Рос.импе-рию сильной и единой, чтобы выстоять в «капиталистическом окружении».

Большевики понимали, что достичь цели можно только, опираясь на:

1) строго централизованные партийно-коммун-ие, а затем и военные структуры;

2) исторически сложившуюся их хозяйственную связь.

- в 1918-1922гг. в рамках РСФСР (в окруж. Великорус. земель) автономия 2-х уровней:

- республиканская (Башкирская АССР, Татарская АССР, Дагестанская АССР и ..)

- областная (Калмыцкая АО, Марийская АО, Чувашская АО и др.)

- на окраинах местные коммунисты, руководимые ЦК РКП (б), образовали суверен-ные сов.республики – Укр.ССР (дек.1917), Белорус.ССР (янв.1919), Азерб.ССР (апр. 1920), Арм.ССР (нояб.1920), Груз.ССР (февр.1921) , а в марте 1922г. образ. ЗССР.


Все республики сразу оказались в рамках общего полит.союза (объеденены партией, хоз-ом, ж/д, финансами и др.), а после международной конференции в Генуе – дипломатическим союзом (фев.1922).

Образование СССР.

В сент. 1922г. сталин подготовил план автономизации: вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономии, но мнения разделились:

- «за» - компартии Азербайджана и Армении;

- «воздержались» - лидеры Белоруссии и Украины;

- «против» - Грузия.

Ленин тоже против, предложил провозгласить добровольный союз суверенных и рав-ноправных республик (ЦК поддержал именно это предложение).

30 дек.1922г. съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (I съезд Советов СССР) принял декларацию и Договор об образовании СССР, избрал ЦИК, а на след. год – образовано союзное прав-во – Совет народных комиссаров СССР во главе с Лениным, а после его смерти – с Рыковым.

(работа с документом с.146»Декларация об образовании СССР)

В янв.1924г. II съезд Советов одобрил Конституцию СССР:

- высший орган власти – Всероссийский съезд Советов, а между съездами – ЦИК, сост. из двух равноправных палат: Союзного Совета(по кол-ву населения) и Совета Нацио-нальностей (по 5 чел. от республик и по 1 от обл.)

- высший исполнительный орган – Совет народных комиссаров СССР(иност.дела, оборона, внешняя торговля, пути сообщения, финансы и др.), а в ведении союзных республик внутр. дела, земледелие, просвещение, юстиция, здравоохранение.

Трещина в фундаменте союзного гос-ва.

По Конституции СССР –федерация равноправных сувер.республик с правом выхода из Союза, но на деле подчинение партии и единому центру (Москве), т.е. уни-тарное гос-во. А республики имели права культурно-национальной автономии, т.е. в обл. культуры, школы, языка и быта. На карте мира – огромная ком-я империя.

Внешняя оболочка федератизма позволяла сдержать нац.страсти.

Создание новых союзных республик: в 1924г. Узб. и Туркм.ССР, в 1929г. – Тадж.ССР, 1936г.- Казахс. и Киргиз.ССР, когда распалась Закавказская федерация, то в состав СССР вошли Азерб., Армения и Грузия.

Как же удерживалосьобъединение? (перекачивание матер.средств из РСФСР в союзные республики, смешанные браки). Но нации упорно не желали «сливаться», ут-рачивать свою самост-ть, идущие от предков традиции и обычаи, след-но трещина в отношениях.


Урок 19. Внешняя политика и Коминтерн.

Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию противоречивости внешней политики

СССР в 20-е гг.

2. Показать какова была главная цель создания Коминтерна.

3. Продолжить формирование умений анализировать содержание ист.

карты, обобщать и применять эти знания.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия:

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Международное положение и внеш-

няя политика СССР в 20-е гг» №23 9 кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.149.

3. Формирование новых знаний:

Цели СССР в области межгосударственных отношений.