Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ
ПО ИСТОРИИ РОССИИ XX- нач. XXI в. 11 класс
По учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова, С.В.Мироненко
«История России. XX- нач. XXI века. 11 класс», базовый уровень
Москва «Просвещение» 2009 г.
51 урок
Учитель: Губенина Лариса Николаевна.
Раздел 1. Российская империя.
Тема I. Россия в начале XX в.
Урок 1. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-нач.XX в.
Цели и задачи: 1. Актуализировать необходимые знания уч-ся из курса
истории России XIX в.
2. Подвести уч-ся к пониманию особенностей российской
экономики в нач. ХХ в. (Россия- среднеразвитая аграрно-
индустриальная страна).
3. Продолжить формирование умений анализировать ист.
документы, делать выводы, работать по карте, составлять
диаграмму.
Тип урока: изучение нового материала.
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.
просмотр презентации.
Основные понятия: модернизация, монополии, инвестиции, картель, синдикат,
трест, индустриализация, община, отработочная система.
Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Российская империя в нач. ХХ в.»,
презентация.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Формирование новых знаний:
После Великих реформ 60-70 гг. XIX в. рос. об-во вступило на путь
модернизации всех сторон жизни. Наиболее заметно она затронула социально-
экономическую сферу.
Национальный и социальный состав населения.
Численность к 1914 г. – 170 млн чел. (3/4 – в евр. Части, а за Уралом <<.
Быстрый рост городов, след-но, рост городс. жителей - > 14%.
Особенность Рос.империи – национальное многообразие (>100 народов и нац.)
(зачитать с.8)
Россия- многоконфес. гос-во: православие(70%), ислам(11%), иудаизм, буддизм.
Сохранение сословных перегородок, чиновной иерархии, устан. еще Петром I.
Это отражалось на образе жизни, но складывались и новые отношения.
В структуре рос.об-ва нач.ХХв. совр. историки выделяют 5 соц.категорий:
(составляем диаграмму)
-
Господствующая элита – 3% -
Средние слои – 8% -
Крестьянство и казачество – 70% -
Пролетарское (неимущее) население – 18,5% -
Социальное дно (люмпенские элементы) – 0,5%
Видно, что около ½ об-ва составляли неимущие или малоимущие слои (проле-
тарии и сельская беднота), которые были недовольны своим положением.
(разобрать вопрос с.9 о «соц.структуре» и «соц.стратификации»)
Наличие маргиналов (находящихся на краю, на границе разных категорий населения) в рос.об-ве – полукрестьяне-полурабочие, полудворяне-полубуржуа, полуинтеллигенция и т.д. Маргинализация характерна всем странам, вступившим на путь модернизации (сравнить с современностью).
Промышленность и банковская система.
За короткое время с конца XIX в. до нач. войны 1914 г. число пром. предприятий в России удвоилось.
(работа с картой с.12 и на доске)
Железные и др. дороги, связавшие центр с Закавказьем, Ср.Азией, Дал.Востоком
Т.е. Россия вступила в быструю стадию индустриализации:
- появление крупных, хорошо оборудованных предприятий, выгодных гос-ву;
- образование монополий (фабриканты и заводчики договаривались о производ-
стве и ценах на сбываемую продукцию, след-но контроль над рынком, дикт. своих условий потребителям и макс. прибыль). Виды монополий: сначала картели,
синдикаты, потом тресты, концерны. Это вело к зависимости промышленности
от банков;
- складывание финансовой олигархии;
- создание в нач.ХХ в. особых государственно-капиталистических органов – Совещание по судостроительству, Съезд по делам прямых сообщений и т.д.
- зависимость пром. производства России от иностранных инвестиций (иностр. капитала);
- начало вывоза капитала из России за рубеж на юг (Иран и Китай), но < чем Запад, след-но, и прибыли невелики;
- активное участие России в борьбе за передел мира на сферы полит. и экон. влияния.
Все это свидетельствовало о переходе Рос. капитализма в империализм или монополистический капитализм.
Но процесс модернизации в России шел неравномерно (очень слабо в с/х).
¾ населения страны занято в с/х.
Сельское хозяйство.
Разложение общины и развитие капит. отношений в деревне (использ. наемного труда, с/х техники, приемов землепользования, след-но, выше урожайность).
Появление зажиточных крестьян (кулаков), занимавшихся торгово-ростовщическими операциями среди односельчан, но > часть – беднота, т.к. сохранялись феодальные пережитки.
Крестьянская реформа 1861 г. сохранила за помещиками > часть земель (лучших), след-но, малоземелье у крестьян (рисунок с.18),
брали у помещиков хлеб в долг, землю в пользование, след-но, отработочная система, которая изнуряла крестьян, а помещики вели хоз-во по старинке – полукрепостничество.
В условиях углубляющегося разрыва между пром-ю и с/х экономика России была > уязвима, подвержена кризисам и потрясениям, чем экономика Запада.
(работа с ист. документом с.16)
3. Домашнее задание: п.1, вопросы и задания с.16.
Урок 2. Внутренняя и внешняя политика самодержавия.
Цели и задачи: 1. Работа над проблемой: каковы перспективы рос. самодержавия
в эпоху модернизации.
2. Познакомить уч-ся с основными направлениями внешней поли-
тики в нач. ХХ в.
3. Подвести уч-ся к пониманию причин, повода, последствий Рус.
-японской войны 1904-1905гг.
4. Продолжить формирование умений работать с ист. картой, доку-
ментами, делать выводы, решать проблему.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.,
просмотр презентации.
Основные понятия: Тройственный союз, Антанта, реакция, охранка.
Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Российская империя в нач. ХХ в.»,
презентация.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.16.
3. Формирование новых знаний:
(вспомнить, каковы обстоятельства вступления на престол последнего имп.,
в чем состояли главные достижения внешн. политики России при Алекс.III)-
Алекс.III умер в 49 лет предположительно от болезни почек, т.к. при крушении императорского поезда неск-ко лет назад, спасая жену и детей удерживал крышу вагона. Ник. II было 26 лет (а выглядел моложе), когда он вступил на престол, еще не женатым, поэтому сначала свадьба на Александре Федоровне (в девичестве гессенская принцесса Алиса), а потом коронация в мае 1896 г. в Москве (на Ходынском поле в давке погибло 1389 чел.). Показ портретов.)
Защита устоев.
Ник. II, вступивший на престол в 1894 г., пытался следовать реакционному курсу отца, но: 1) он не унаследовал от Алекс. III сильной воли и твердого хар-ра;
2) соц.-экон-й и полит-й кризис в Рос. в нач. ХХ в., усложнили проблемы, стоящие перед царским правительством.
След-но, нельзя решать реакционными методами, поэтому царь вел двойственную политику (иногда шел поневоле на уступки).
Яркий пример управлять по отцовским заветам – защита существующего строя.
(работа с докум. С.17 и вопросы к нему)
Т.е. Ник. II повел решительную борьбу с противниками самодержавия:
- создал охранку – сеть органов политического сыска , кот. всеми методами, даже провокацией, решала свои задачи по борьбе с революционерами;
- работа с полной нагрузкой царских судов (кол-во дел, рассматриваемых > чем при отце в десятки раз), а военные суды вообще не «либеральничали» при вынесении приговора;
- действие жандармских управлений во всех 97 губерниях страны.
- привлечение для борьбы с массовыми беспорядками не только полиции и жандармерии, но и войск – казаков, драгун, солдат, т.е. чрезвычайные меры.
Все это показывало кризис власти.
Самодержавие и дворянство.
Ник. II, так же как и его предшественники, хорошо понимал, что единственной надежной опорой самодержавия служило поместное дворянство, поэтому не только в речах, но и на деле подчеркивал свое благожелательное отношение к нему (с.18).
Помещики тоже оказывали власти всемерную поддержку, но с перестройкой сравнительно небольшого числа хозяйств на капиталистический лад, появилась оппозиция в лице их хозяев, кот. выступали за строгое соблюдение законности, отказ от чрезвычайных мер, расширение прав местного самоупр-я и ограничение всласти бюрократии.
Самодержавие и буржуазия.
С любыми притязаниями этого класса на гос. власть самодержавие боролось бескомпромиссно, а в экон-ой сфере без труда находило с ним общий язык.
(с.19 о льготах и кредитах, о министре финансов Витте, кот. был тесно связан с торговыми и пром. кругами, предпринявшем ряд мер, способствовавших развитию кап-х отношений в России: денеж. реформа 1897 г.- введение в обращ. Золотой валюты, след-но стабилизировался курс рубля; строит-во Транссиба, экон-е проникновение в Сев. Китай)
Поэтому буржуазия пока не представляла опасности для самодержавия + ее оппозиционные действия сдерживал рост рабочего движения, а только власти могли навести порядок.
Лишь в годы Первой рус. революции стало ясно, что чрезвычайные меры не действуют, и в среде промыш-й буржуазии стали появляться конституционные настроения.
Крестьянский вопрос.
По мнению Витте и его сторонников, деревня нуждалась в крепком, предприимчивом хозяине, т.к. низкая урожайность, падение платежеспособности крестьянства, рост крест.волнений, показывали, что необходимо разрушить общину, позволить крестьянам выходить из нее по собст.желанию с землей.
Но у Витте были противники по этому вопросу – министр внутр.дел Плеве и группы чиновников, кот. видели в этом конкуренцию со стороны крестьян-собственников. (с.20 зачитать)
После продолжительной борьбы Плеве одержал победу, и в 1903 г. царский манифест закрепил сохранение сословной обособленности крестьянства и неприкосновенности общины, след-но никаких преобразований, что приведет к росту револ-х настроений среди крестьян.
Самодержавие и пролетариат. «Зубатовщина».
По сравнению с Западом, рос. пролетариат не имел никаких прав (профсоюзы, право на забастовки и т.п.), след-но не мог легально оказывать давление на предпринимателей. Практически отсутствовала «рабочая аристократия», кот. могла направить раб.движение в мирное, реформаторское русло, след-но пролетариат в Рос. был открыт для рев.агитации.
Массовый и организованный характер выступлений пролетариата в Рос. привлек внимание царское правительство, т.к. массовые аресты и ссылки во многих регионах не помогали, а все больше разжигали раб.движение.
Зубатов, начальник Московской охранки получает поддержку в верхах, предложив взять рабочих под опеку правительства, оказать им помощь в их стремлениях улучшить свое экон.положение, след-но отвлечь их рев.борьбы (с.21).
Но противники Зубатова увидели в уступках прав-ва рабочим опасность, и летом 1903 г. Зубатова отправили в отставку.
Крах «зубатовщины» еще больше обострил раб.движение, т.к. рабочие разочаровались в легальности решения своего вопроса мирным путем.
Основные направления внешней политики.
В конце XIX в. началось оформление противостоящих друг другу блоков европейских держав:
- в 1882 г. создан Тройственный союз (Германия, Австро-Венг. и Италия).
- в 1894 г. еще при жизни Алекс. III оформлен русско-франц. Союз, противост.
Тройств. союзу, для сдерживания его экспансии + собств. Корыстные цели.
Активная внешняя политика России на Дальнем Востоке, т.к. Рос. нуждалась в рынке сбыта и вывозе капитала, а дальневост-е страны богаты различным сырьем + слабы в полит-ом и воен. отношении (Китай и Корея). Но здесь Рос. столкнулась с Японией, кот. разгромив Китай в ходе войны 1894-1895 гг, навязала ему грабительский мирный договор. Тогда Рос., кот. вела сначала осторожную политику, теперь пыталась заставить агрессора вернуть часть территорий.
Рос. заключила с Китаем оборонительный союз и получила право вести строительство Транссиба, не огибая территорию Китая, а через него (через Маньчжурию – сев.часть Китая). Эта часть ж/д получила название КВЖД (Китайско-Восточной ж/д).