Файл: Конспект лекций по дисциплине введение в специальность 032001. 65 документоведение и документационное обеспечение управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.Государственная бюрократия в России в XVIII-начале XX вв.

Лекция 5.
4. Объекты профессиональной деятельности государственной бюрократии XIX- начала XX в.

В начале 19 в В России была вновь проведена административная реформа. Результатом ее явилось завершение оформления системы органов центрального и местного управления.

В состав высших государственных учреждений наряду с Правительствующим Сенатом вошли Комитет Министров (1802) и Государственный Совет (1810). Коллегии были заменены новыми центральными органами исполнительной власти – министерствами.

В числе первых министерств были образованы: министерство военно-морских дел, министерство иностранных дел, министерство внутренних дел, министерство коммерции, министерство финансов, министерство народного просвещения, министерство юстиции и Государственное. Казначейство.

В соответствии с Общим учреждением министерств от 25 июня 1811 г. каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (помощника).

Общим учреждением министерств была установлена структура министерства, в состав которой входили: совет министра, канцелярия министра, департаменты, канцелярии департаментов, отделения и столы.

Канцелярия в XIX в. - достаточно сложное структурное подразделение. В ее структуру входили отделения, столы, в ведении которых находилось решение тех или иных вопросов. Канцелярию возглавлял директор. Штат канцелярии состоял из начальников отделений, секретарей и канцелярских служителей.

В качестве специализированных структурных подразделений для ведения делопроизводства канцелярии учреждались в органах губернского, земского, городского и сословного управления.

Задача канцелярии — "доложить дело", что осуществлялось посредством составления докладной записки. Это этап сбора и анализа информации и подготовки дела к рассмотрению и решению. Следствием доклада являлся приговор, который в присутственных местах фиксировался в журналах и определениях. В канцеляриях отношение к докладу отражалось в письменном мнении "начальствующих лиц", составляемом по резолюции начальника. Эта стадия соответствует этапу принятия решения и его документирования. Последний этап - исполнение принятого решения.
8. Состав должностей государственной бюрократии XIX- начала XX в.

К началу 19 в. состав канцелярских должностей сохранился почти без изменений. Секретарь, нотариус, регистратор, архивариус, канцелярист, подканцелярист, копиист выполняли свою рутинную работу в канцеляриях центральных органов власти, губернских канцеляриях, канцеляриях органов губернского, городского и сословного самоуправления.


С образованием Государственного совета в 1810 году и Государственной Канцелярии вводятся должности государственного секретаря н статс-секретарей. Статс-секретари ведали делами каждого из четырех департаментов Совета и готовили дела к докладу в департаментах. Государственный секретарь готовил дела к докладу в общем собрании Государственного совета. На государственного секретаря возлагалась ответственность за составление всех документов, точность сведений, предлагавшихся совету, ясность их изложения. От него также зависели очередность рассмотрения документов, подготовка журналов, составление отчетов-меморий, доклад дел государю. О влиянии и даже некоторой власти Государственного секретаря свидетельствуют высказывания министра внутренних дел П.А. Валуева, который писал: "Члены государственного совета - ничто, председатель - кое-что, государственный секретарь - все''.

Во второй половине 19 века государственный секретарь продолжает руководить канцелярией, а в штат государственной канцелярии по-прежнему входят статс-секретари, заведующие канцелярией одного из департаментов Государственного Совета. Обычно секретари носили форму, соответствующую их чину, выходили в отставку "с мундиром и пенсионом".

В департаментах "для общей связи письмоводства учреждается особенная канцелярия при директоре", возглавляемая "правителем канцелярии". В состав канцелярии департамента входят следующие должностные лица: журналист, экзекутор, казначей и их помощники.



6. Квалификационные требования, привилегии государственной бюрократииXIX- нач. XX в в., вознаграждение за труд, социальный этикет

Установленные Табелью о рангах чины сохранились в начале XIX в и просуществовали до октября 1917 г. Однако в начале XIX в. меняется порядок чинопроизводства. Наряду с происхождением и выслугой при производстве в чины начинает играть существенную роль образование. Для получения чина, дающего право на дворянство, требовалось иметь высшее образование или сдать экзамены при университете по следующим дисциплинам: русский язык, иностранный язык, естественное право, римское, гражданское, уголовное право, всеобщая история, русская история, гос. экономия, арифметика, геометрия, физика, география, статистика.

14 октября 1827 г. было утверждено «Положение о канцелярских служителях». Это положение однозначно связывало преимущество по службе с сословной принадлежностью. Канцелярские служители были разделены на 4 разряда:



  • потомственные дворяне

  • дети личных дворян, купцов 1-ой гильдии, священников и дьяконов

  • дети канцелярских служителей, ученых и художников, не имеющих классов

  • купцы 2-ой и 3-ей гильдии, иностранцы, лица податного состояния.

Николай I запретил принимать на должности, которые соответствовали XIV классу Табели о рангах, лиц 4 разряда.

Если в Европе было несколько путей для достижения известности или власти: род, богатство, талант, то в России гражданское значение всех и каждого определялось чином.

В 1862 г. главноуправляющий II отделением Собственной е. и. в. канцелярии барон М. А. Корф отмечал, что чины «… образуют из служащих отдельную, разобщенную с прочим населением касту, которая живет своей собственной жизнью, считает себя выше остального общества, и на которою общество также смотрит как на что-то чужое и почти враждебное».

В XIX в. в гражданскую службу имели право вступать потомственные дворяне и сыновья личных дворян, офицеров и чиновников, личных почетных граждан, священников, дьяконов, коммерческих советников и купцов 1-ой гильдии, ученых и художников, учителей начальных учебных заведений, канцелярских служителей и фельдшерств. Преимущество отдавалось детям служащих в ведомстве Московского Императорского двора. Все вышеперечисленные категории лиц принимались на службу без учета др. требований, в том числе образований.

В ст. 4 Устава о службе подчеркивалось, что различия вероисповедания или племени не препятствуют определению на службу. Однако на практике такие ограничения существовали, например, для иностранцев. Категорически было запрещено принимать на гос. службу детей рабочих, личных почетных граждан и их детей, сыновей не служивших обер-офицерских детей.

До второй половины XIX в. не принимались на гос. службу лица женского пола, хотя нигде в законах категорических запрещений не существовало. Здесь главную роль сыграла историческая традиция. Лишь в ходе гос. реформ 1860-70-х гг. женщин стали принимать «по найму» в мед. Учреждения, на почту и телеграф, в учебные заведения. С 1889 г. женщинам было разрешено работать на счетно-бухгалтерских и канцелярских должностях. Однако, правами гос. службы они не пользовались. Только накануне февральской революции были приняты законодательные акты, разрешающие женщинам занимать низшие должности в ряде министров.

Законодательством был установлен минимальный возраст для поступления на гос. службу – 14 лет. Окончившие гимназии с отличием , золотой или серебряной медалью, а также студенты духовных семинарий принимались на службу с чином XIV класса. Оконченный курс с дипломом второй степени утверждались в чине XII класса, первой степени – X класс, имеющие степень магистра – IX класса, доктора – VIII класса. Предпочтение отдавалось отечественному образованию. (ст. 15 Устава о службе).


Условием принятия на гос. службу была безупречная репутация претендента. Лица, запятнавшие себя преступлениями или порочным поведением на гос. службу не принимались.

С 1847 г. условием поступления на гос. службу стало отбывание воинской повинности.

При вступлении в должность чиновник приносил устную присягу на верность службе. Затем он подписывал ее печатный текст (присяжной лист).

С назначением на должность гражданской службы канцелярский служитель или чиновник получал содержание (зарплату), которое состояло из жалования, столовых денег, квартирных денег или казенной квартиры. Помимо содержания усердие чиновника поощрялось орденами, подарками от имени императора, единственными денежными вознаграждениями.

Гос. служащий имел право на отпуск со сроком до 4 месяцев. Однако на практике чиновники бывали в отпуске крайне редко.

Для выслуги пенсии был установлен срок 35 лет беспорочной службы. Жены чиновников пользовались личным правом и преимуществом их мужей.

Ст. 705 Устава о службе устанавливала этику поведения гос. чиновников:

1. здравый рассудок

2. добрая воля в исполнении им поручений

3. человеколюбие

4. верность в службе е. и. в.

5. усердие к общему добру

6. радение о должности

7. честность, бескорыстие и воздержание от взяток

8. правый и равный суд всякому состоянию

9. покровительство невинному и скорбящему

Законы устанавливали 2 вида ответственности для чиновников: административную и судебную. К числу служебных проступков и преступлений относились:

  1. неисполнение указов и других законных по службе требований

  2. превышение и бездействие власти

  3. преступления в отношении казенного имущества

  4. не правосудие

  5. подлости по службе

  6. мздоимство и лихоимство

  7. нарушение правил о вступлении в должность и об исполнении должности

  8. медленность, нарушение и несоблюдение установленного порядка в должности

Законом предусматривалось, что каждый чиновник имеет право носить мундир, соответствующий его должности. По одежде чиновника можно было безошибочно определить его место на социальной лестнице. В 1845 г. Было издано Расписание в какие дни в какой быть форме».

Форма была настолько сложна, что даже опытные чиновники путались, а некоторые предпочитали вообще не появляться на отдельных мероприятиях. Так гос. секретарь А. А. Половцов не поехал на выставку цветов, не желая «надевать белые штаны», т. е. парадный мундир «среди белого дня, да еще для прогулки в саду».


В начале XX века была проведена последняя крупная реформа форменной одежды. Основной ее целью стало унификация и упрощение. По существу для всех чиновников единой формой стал двубортный сюртук с отложной черного бархата воротником, темно-зеленые брюки, белый жилет, треугольная шляпа и шпаты.

В XIX в. окончательно сложилась система чинопочитания, основанная на положении в иерархии чинов и должностей. Например, старший по чину и должности в письме к младшему собственноручно подписывал только свою фамилию. Если же младший писал старшему, то обязан был собственноручно, помимо подписи, называть свои звания и чин. Нарушение этих правил рассматривалось как оскорбление. Важно было даже местонахождение даты подписания документа. Начальник ставил число сверху, подчиненный – снизу.

Наиболее ярко чинопочитание отразилось в титуловании. В XIX в. начале XX в сохранилась сложившаяся в 18в практика титулования чиновных особ.

Раздел 2.

Тема 4. Государственная бюрократия в Советской России.

Лекция 6.
1.Службы делопроизводства в учреждениях России в первые годы советской власти и их состав.

Рубежом в развитии специальности в России можно считать революцию 1917 г., приведшую к кардинальной смене власти и, соответственно, всей системы государственного управления.

Осуществленный большевиками в октябре 1917 г. гос. переворот провозгласил «слом» старого «буржуазного» госаппарата. Его отличительной чертой должно было стать широчайшее самоуправление трудящихся. Предполагалось разогнать старых чиновников, а в новый аппарат привлечь сначала большинство, а затем поголовно всех трудящихся. Предполагаемые меры выглядели очень заманчиво: выборность чиновников и сменяемость их в любое время, оплата их труда на уровне средней заработной платы рабочего, всеобщий контроль и надзор за мерой труда и мерой потребления.

В. И. Ленин считал, что чиновничество постепенно можно будет свести на нет, так как в государстве нового типа все трудящиеся смогут временно побывать в роли бюрократа, но никто не сможет быть бюрократом: «Все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял». Такие представления были обусловлены непониманием всей сложности управленческого труда. Поэтому практика тут же внесла в процесс реорганизации госаппарата свои коррективы. Фактически старый госаппарат (структура, функции гос. учреждений) был сохранен, изменились только наименования. Часть старого чиновничества была возвращена на рабочие места и переведена на положение гос. служащих, убраны были только «безнадежные сопротивленцы». Параллельно предполагалось «пропустить через школу управления лучших представителей трудящихся», обучив их на скорую руку. Это обучение оставило нам документальные образцы невиданной до того безграмотности и бескультурья в сфере гос. службы.