Файл: Белорусский государственный университет факультет социокультурных коммуникаций.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Кафедра дизайна
Символизм в творчестве Фердинанда Рущица
Курсовая работа
студентки 3 курса,
специальность «Дизайн
(коммуникативный)»
Научный руководитель:
кандидат филологических наук,
Минск
Белорусский государственный университет
Факультет социокультурных коммуникаций
Кафедра дизайна
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
1. Студентке :
2. Тема: Символизм в творчестве Фердинанда Рущица
-
Срок представления курсовой работы к защите -
Исходные данные для научного исследования:
Научная, научно-практическая и специальная литература, электронные ресурсы, собственные наблюдения автора
-
Содержание курсовой работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ ФЕДИРНАНДА РУЩИЦА
ГЛАВА 2. ФЕРДИНАНД РУЩИЦ И СИМВОЛИЗМ
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КАРТИНЫ ФЕДИРНАНДА РУЩИЦА «ЗАМЛЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Руководитель курсовой работы____________
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ Ф.РУЩИЦА………..7
ГЛАВА 2.ФЕРДИНАНД РУЩИЦ И СИМВОЛИЗМ…………………… 14
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ КАРТИНЫ Ф.РУЩИЦА «ЗЕМЛЯ»………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………........29
ВВЕДЕНИЕ
Пейзаж конца XIX - начала XX века является одной из интереснейших страниц истории изобразительного искусства. Он не только несет на себе печать эпохи, являясь результатом воздействия множества невидимых, но довольно сложных социально-исторических процессов, но и концентрирует существенные результаты художественных поисков своего времени, играя в общем процессе развития искусства рубежа XIX - XX веков во многом ведущую роль.
Являясь отражением общих художественных процессов конца XIX - начала XX века, развитие пейзажа отличалось сложностью и противоречивостью. Характеризуя особенности польского искусства конца XIX - начала XX века, В. Ющак отмечает «, соединение различных, ранее появившихся и взаимно противоречащих направлений в искусстве, которые в этом новом синтезе взаимно дополняют и обогащают друг друга, часто даже не утрачивая своих определенных, индивидуальных черт, приводящих к явным конфликтам в рамках одного произведения». [1]
И до сих пор в обширной литературе по истории искусства рубежа ХЗХ - XX веков существует целый ряд различных трактовок наследия этой эпохи, во многом взаимопротиворечащих. Об этом говорит обилие определений, стремящихся дать те или иные идейно-художественные рамки рассматриваемому периоду. Одновременно употребляются по отношению к одним и тем же явлениям такие наименования, как «модернизм», «новое искусство», «искусство рубежа ХЗХ - XX веков», «неоромантизм», «национальный романтизм» и особо популярное в последнее время «символизм».
Поэтому и сегодня многие проблемы становления, развития и функционирования пейзажного жанра на рубеже XIX - XX веков остаются еще не решенными, а, следовательно, актуальными. Среди них - проблема национально-романтического пейзажа, как историко-художественной категории. Эта проблема представляет собой сложную совокупность вопросов, затрагивающих его проблематику, его соотношение с западноевропейской культурой и национальными традициями, его связь с политикой и идеологией, особенности творчества ведущих мастеров.
Значение ее определяется тем, что проблема национально-романтического пейзажа является составной частью общей актуальнейшей проблемы искусствознания - «национального» в искусстве. Кроме того, сама проблема национального романтизма XX веков - явление еще мало изученное. Несмотря на постоянно увеличивающееся в последнее время число международных выставок, конференций, научных публикаций, посвященных как национально-романтическому пейзажу в целом, так и отдельным его представителям, вопрос существования национального романтизма, как особого направления в искусстве рубежной поры, до сих пор остается дискуссионным.[2]Раздробленность взглядов на национальный романтизм как направление, школу, стиль, художественный метод, тип мировоззрения актуализирует проблему исследования этого явления.
Все сказанное особо актуально по отношению к творчеству польского художника Ф. Рущица. Оно принадлежит к числу сравнительно малоизученных явлений истории искусства. Обычно оно рассматривается в рамках «краткого курса» истории польской живописи в связи с культурно-художественным движением «Молодая Польша». В научном обороте находится лишь скромное число его произведений, из которых выделяется, прежде всего, картина «Земля». На самом же деле, являясь талантливым живописцем, графиком, сценографом и крупным общественным деятелем, он был ярким представителем культурных противоречий своей эпохи и оказал определенное влияние на дальнейшее развитие жанра пейзажа в польском искусстве.
Актуальность исследования. Как видно из обзора работ, никто из исследователей не рассматривает художника как мыслителя. Более того, часто упоминается об интересе только к новым живописным эффектам, оттенкам, новой трактовке поверхности. Ни в одной публикации не представлен философско-искусствоведческий анализ шедевра.
Степень разработанности проблемы: Среди работ, посвященных творчеству Рущица, следует выделить и научные статьи, затрагивающие проблемы театрального наследия художника. К данному вопросу в своих исследованиях обращались В. Завистовский, Й. Вержиньский, И. Видавский, Э. Шванков-ский. Поднимаетмя эта проблема в обобщающем труде К. Дунича «Польский театр в Вильне в 1906 - 1919 годах (1988), и в книге «Драмы Ю. Словацкого на польской сцене» под редакцией В. Форина (1963).
Объектом научного исследования данной курсовой работы является творчество белорусского и польского живописеца, графика, сценографа Фердинанда Рущица.
Предметом исследования является живописное произведение «Земля» 1898года .
Цель работы. Выявление сущности произведения в ходе философско-искусствоведческого анализа. На примере творчества Рущица охарактеризовать образную структуру национально-романтического пейзажа и особенности его художественного языка в различных видах искусства, определить его значение в общем художественном процессе на рубеже XIX - XX веков.
Задачи. Изучить творчество мастера, выделить этапные работы, определить круг проблем, которые решает художник во всех работах.
Провести искусствоведческий анализ: рассмотреть сюжет, изучить красочный слой, особенность техники мастера, традицию и новацию Ф.Рущица в живописи.
В качестве методов научного исследования использовались: системный метод (для рассмотрения объекта как целостного комплекса), метод сравнительного анализа (для выявления сходств и различий в стилях).
Провести философско-искусствоведческий анализ работы, выделить спектр художественных и философских идей мастера.
Научная новизна работы состоит в обобщении, систематизации и искусствоведческой интерпретации обширного материала, затрагивающего проблематику национально-романтического пейзажа рубежа XIX - XX веков (специфика жанра в различных видах искусства, типология, функционирование) в творчестве Рущица.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты данной курсовой работы могут стать теоретической и практической базой для дальнейшего исследования творчества художника.
Структура работы.
В первой главе мы рассмотрим эволюцию творческой манеры Фердинанда Рущица.
Во второй главе мы ознакомимся со вкладом художника в символизм.
В третьей главе мы проведем анализ картины «Земля» 1898 года
ГЛАВА 1.
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ ХУДОЖНИКА
Фердинанд Рущиц - известный художник-пейзажист, график, театральный художник, педагог, профессор, общественный деятель. Вместе с признанными живописцами реалистического направления братьями А.Г. и И.Г. Горавскими, С.Ю. Жуковским, В.К. Бялыницким-Бирулей он заложил фундамент белорусской школы пейзажной живописи и оставил значительный след в развитии национального изобразительного искусства XX века и духовного возрождения, прославив на ниве искусства не только себя, но и род Рущицев герба «Лис», который происходил из старинной белорусской шляхты.
Фердинанд Рущиц
родился 10 декабря 1870 года в имении Богданово в Ошмянском уезде (сейчас Воложинский район Минской области). Красота окружающей природы и воспитание на христианских ценностях, безусловно, не могли не отразиться на формировании будущего художника. Его отец Эдвард Рущиц (1830-1910) и мать датчанка Альвина Мунх (1837-1918) имели четырех дочерей и единственного сына Фердинанда. Согласно семейным религиозным принципам дочерей крестили и воспитывали по вероисповеданию их матери в евангелистско-кааугсбургской вере, а сына - по вероисповеданию отца в римско-католической. Несмотря на это, в семье Рущицев царила атмосфера искренней толерантности и высокой нравственной культуры.
После разгрома Польского восстания 1863 года семья Рущицев вынуждена была покинуть Богданово, а имение и землю сдать в аренду. Местом дальнейшего их жительства стала Либава, где Эдвард Рущиц получил должность в строительной конторе Либаво-Роменской железной дороги, а в 1870-е годы переехал с семьей в Минск и стал начальником счетоводов в руководстве стройкой железной дороги.
В 1883-1890 годах мальчик учился в Минской государственной классической гимназии. Ему легко давалась учеба - он был способным к наукам. Фердинанд посещал частную школу художника Козьмы Ермакова, воспитанника петербургской Императорской Академии художеств, брал у него уроки рисунка. В течение всей жизни Рущиц часто с уважением и благодарностью вспоминал своего первого учителя.
Эдвард Рущиц хотел, чтобы его сын связал свою судьбу с юриспруденцией и пошел по стопам деда-юриста, также Фердинанда (1786-1846). После окончания с золотой медалью гимназии в 1890 году Фердинанд по воле отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время учебы с огромным интересом посещал выставки, музеи. В 1891-м он подал прошение в Академию художеств о зачислении его вольнослушателем на отделение живописи; в 1892-м стал академистом и решил окончательно связать свою жизнь с искусством. Сначала был учеником в мастерской профессора И.И. Шишкина и после его ухода из Академии в 1895-1897 годах продолжал обучение у известного художника профессора А.И. Куинджи.
Учеба у Шишкина и Куинджи оказала сильное влияние на будущего художника, позволила освоить главные методы работы не только в академических мастерских, но и на пленэре. «У Шишкина мы учились рисунку, технике, так сказать, арифметике, теперь должны перейти к обобщениям - алгебре, композиции»[7]. По совету Шишкина в 1894-1895 годах Фердинанд выезжал в Крым, где сделал ряд живописных набросков и зарисовок карандашом («Крымский мотив - Алупка» (1894), «Скалы в воде» (1894), «Скалы над морем» (1895), «Скалистый берег и волна» (1895), «Море и скалы» (1895). Потом было первое заграничное путешествие через Щецин, остров Рюген в южную Швецию, Берлин. Оттуда он привез живописные этюды в совершенно другом, более холодном колорите («Две лодки с парусами» (1896), «Морской берег» (1896), «Репейник на морском берегу» (1896) и другие). Эти путешествия не только расширяли кругозор молодого художника, но и требовали определенных финансовых затрат. Фердинанд во время учебы был вынужден зарабатывать продажей своих работ, о чем он не раз писал в своем дневнике. Педагоги хорошо от носились к его первым шагам в искусстве, и это давало стимул к дальнейшей творческой работе.