Файл: Белорусский государственный университет факультет социокультурных коммуникаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Академии Рущиц близко сходится с Аркадием Рыловым и другими сокурсниками. Молодые художники хотя и были сторонниками реалистической живописи, но стремились видеть себя в новых ее проявлениях, обогащенных школой импрессионизма. Фердинанд успешно перенял все лучшее из традиций русских, польских, французских мастеров, не говоря уже о белорусской народной традиции. И.Е. Репин высоко ценил его колористические и живописные успехи, уже тогда видел в молодом художнике выдающийся талант.

В то время в мастерской А.И. Куинджи образовалась группа его учеников, в которую вошли Аркадий Рылов, Николай Рерих, Константин Богаевский, Александр Борисов, латыш Вильгельм Пурвит, поляк Константин Врублевский. Каждый из них с течением времени приобретет широкую известность и будет определять формирование своей национальной школы пейзажной живописи.

В 1897 году Рущиц представил на дипломную выставку три картины - «Вечерняя звезда», «Тритоны» и «Весна» - и успешно окончил учебу в Академии художеств, получив звание художника. Его работу «Весна» - пейзаж родного Богданова - приобрел П.М. Третьяков, а в 1898-м коллекционер С.Т. Морозов купил картину «Мельница зимой». Это было настоящим признанием. Окрыленный первыми успехами, он летом 1898 года совершил почти трехмесячное путешествие по Западной Европе, откуда привез новые живописные и графические наброски и законченные произведения, созданные под впечатлением работ французских импрессионистов.

После окончания Академии художеств Фердинанд переехал в Богданово, где жили его родители. Родные пейзажи не переставали вдохновлять художника. Именно здесь он пишет свою самую знаковую картину «Земля» (1898) - простой крестьянский мотив, доведенный до монументальности и эмоциональной напряженности. Художественный критик Элегиуш Неведомский, ученик И.Е. Репина, указывал: «Из обычной пахоты Рущиц сделал символическую драму»[6]. На творческом подъеме автором создаются в Богданове и другие значительные произведения: «Мельница» (1898), «Крево» (1898), «Последний снег» (1898-1899), «У костела» (1899), «Баллада» (18991900), «Дожинки» (1900), «Вечер - Вилейка» (1900), «С берегов Вилейки» (1900), «Лесной ручей» (1900), «Пустошь» (1901), «В мир» (1901), «Облако» (1901), «Эмигранты» (1902), «Прошлое» (1902), «Старый дом» (1903), «Зимняя сказка» (1904), в которых «символизм органично сочетается с экспрессионизмом на явно естественной почве»[3]. Под впечатлением от родных пейзажей он в 1898 году сообщал: «Мы видим красоту других стран, восхищаемся ими... но любим только свою, чувствуем, что она принадлежит нам, а мы ей»[4].


Художник виртуозно владел кистью: он способен был передать в своих картинах и романтическую, лирическую возвышенность («Баллада», «У костела», «Старый дом», «Крево», «Дожинки»), и драматически щемящую ноту («Земля», «Эмигранты», «В мир» и другие). Пожалуй, первым из белорусских живописцев Рущиц смог в своих произведениях не только отразить красоту родной природы, но и раскрыть через нее повседневную жизнь своего народа. Его произведениям присущи тонкое сочетание цвета и точная композиционная завершенность.

Рущиц принимал активное участие в выставках в Москве и Петербурге, а в 1899 и 1911 годах по приглашению С.П. Дягилева и А.Н. Бенуа участвовал в выставках объединения «Мир искусства». Его произведения все чаще экспонировались и на родине. В 1899-м он впервые выставил несколько своих работ в Вильно; в конце года, в декабре, совместно с группой польских коллег, воспитанников петербургской Академии художеств, успешно дебютировал в Варшаве. Художественной критикой были высоко оценены его произведения «Земля», «Баллада», «Мельница», «В мир». Его имя стало в ряд с известными российскими и польскими живописцами.

В 1900 году художник участвует в выставке Общества любителей изящных искусств в Кракове в честь 500-летия Ягеллонского университета, знакомится с выдающимися деятелями польской культуры - Станиславом Выспянским, Яном Станиславским, Юзефом Махофером и другими. Вскоре его приняли в Общество польских художников «Sztuka»[9], и несколько лет (до 1913) он участвовал в выставках Общества в Польше, Вильно, Львове, а также за рубежом - в Вене, Праге, Дюссельдорфе, Лондоне, Сен-Луи.

В 1902 году Рущиц получил награду Академии знаний в Кракове за картину «Лесной ручей». В 1903-м он впервые организовал выставку польских художников «Sztuka» в Вильно.

В 1903-1904 годах художник жил в небольшом местечке Влохи под Варшавой. Там вместе с местными художниками Каролем Тихим, Эдвардом Трояновским, Конрадом Крыжаковским и Казимиром Стабровским принимал активное участие в возрождении Школы изящных искусств в Варшаве. Тогда же им была закончена символическая картина «Nec mergitur» («Не потопима») (1904-1905), где изображен корабль, отплывающий в неизвестность, а также создано много рисунков интерьеров и картин окрестностей Влохов.

В 1906 году художник прекратил свою деятельность в Варшаве и снова переехал в родное Богданово. В это время он создал картины, связанные с родительским домом («Камин», «Конторка», «Комната бабушки», «После бала»), а также много рисунков, набросков интерьеров карандашом и цветными мелками.



В 1907 году Рущиц получил приглашение возглавить кафедру пейзажа Краковской академии изящных искусств и одновременно был избран председателем общества «Sztuka». Краковский период оказался не очень плодотворным в творчестве художника. Работы этого времени наполнены лирическим настроением и выдержаны в гармоничной цветовой гамме. До конца 1907/1908 академического года он вел занятия у студентов Краковской академии, руководил специальной студией пейзажа. Его учениками были Леон Должицкий, Станислав Подгурский, Мечислав Катарбинский, в Варшавской академии - выдающийся литовский художник М.К. Чюрлёнис.

Почти через год, 6 июля 1908 года, Рущиц отказался от руководства кафедрой, разочаровавшись в отношениях, которые господствовали в Краковской академии и местной художественной среде, и вернулся в Вильно, чередуя городскую суету с наездами в спокойное семейное гнездо Богданово.

Здесь, в родном имении, художник переходит от больших философских обобщений, присущих его раннему периоду, к поиску цветовых и композиционных эффектов. Работы приобретают более лирический характер. Мастерство Рущица-колориста достигает своего высшего расцвета в интерьерах богдановской усадьбы, зарисовках и этюдах («В комнатах», «Тусклое солнце», «Художник», «Зима»). Виленский период был самым плодотворным и важным в его творческой биографии. Здесь он проявил себя не только как выдающийся живописец, график, но и как сценограф и педагог.

С 1909 года Рущиц активно работал в Вильно как театральный художник и книжный график: сделал оригинальную сценографию к драме Юлиуша Словацкого «Лилла Венеда» в постановке Нуны Млодзеёвска в Польском летнем театре; в 1910 году сотрудничал с городским театром «Ksiqzg nieugiety»; оформил литературный альманах Ю. Словацкого «Bociany»; иллюстрировал программу Виленского театра и книгу Ю. Вежинского «Воспоминания великих дней - Грюнвальд 1410-1910». Вместе с тем Рущиц не оставлял и художественной деятельности. Так, 12 марта 1911 года организовал в Минске свою первую персональную выставку, где представил картину «Nec mergitur»; в конце года вместе с Вацлавом Студницким, будущим директором Государственного виленского архива, издал первый номер «Tygodnik Wilenski», посвященный художественно-культурным событиям края и его связям с Польшей; в начале следующего года организовал представление «В мире сказок и развлечений», создал для него эскизы костюмов; сделал обложку журнала «Литва и Русь» в память о Владиславе Сырокомле и оформил его многочисленными изображениями; издал альбом «Вильно через века» с репродукциями Франтишка Смуглевича и собственными рисунками; в городской управе утвердил «Городской архив фотографий», где под руководством замечательного фотографа и друга Яна Булгака были собраны фотоснимки памятников архитектуры. Кроме театральной сценографии активно работал над сохранением памятников прошлого, собирал произведения народных мастеров. Рущиц работал над театральными постановками не только в Вильно. По заказу директора Польского театра в Варшаве Арнольда Шифмана он создал эскизы декораций и костюмов к постановке «Balladyna» Ю. Словацкого, ставшей настоящим триумфом художника и вошедшей в историю польской сценографии.


В конце лета 1915 года художник снова переехал в Богданово. В течение 1916-1919 годов жил и работал в своем имении, перенес там лихолетье военной оккупации. 19 апреля 1919-го вернулся в Вильно, где сразу активно включился в творческую и общественную деятельность: приступил к организации Виленского университета, стал основателем и деканом факультета изящных искусств, профессором. Вся его творческая, педагогическая и научная деятельность была посвящена университету: он делал эскизы для знамен, вместе с педагогами и студентами занимался инсценировками, создавал экспозиции мемориальных залов выдающихся деятелей истории,науки и культуры.

Творческая активность Рущица проявилась в самых различных сферах. Он стал инициатором, одним из основателей Общества любителей Вильно и его первым председателем. Возглавляя Комиссию по охране памятников древности, Рушиц, как и Наполеон Орда и Язеп Дроздович, много путешествовал по самым отдаленным местам Виленщины, ежедневно делал зарисовки бывших величественных замков и исторических зданий, рисовал улочки Вильно. Он также оформил много книг, журналов, декораций к торжествам и многочисленным театральным постановкам в Виленском университете.

Книжная графика в искусстве мастера занимала особое место. Ни одно значимое издание не обходилось без его участия: он рисовал обложки, оформлял афиши, почтовые и расчетные марки, медали, печати, эмблемы. По его эскизам сделано более десяти знамен для армии, ремесленных цехов, обществ, школ. Это была целая эпоха в истории виленского книгопечатания. Стиль Рущица в графике и сегодня привлекает внимание специалистов.

Публицистика также была важной частью деятельности художника: многочисленные статьи для периодических изданий, интервью, воспоминания. В 1894-1932 годах он вел дневник, который стал для исследователей важным источником информации о его жизни.

Многогранная личность Рущица, активная деятельность в самых разных сферах вызывают восхищение и удивление: как один человек смог так талантливо себя проявить! Казалось, хватило бы и одной живописи, чтобы стать знаменитым!

Напряженная творческая и общественная деятельность не могла не сказаться на здоровье художника. В 1932 году он тяжело заболел и лишился возможности говорить, а также писать правой рукой. Он перестал заниматься общественной и педагогической деятельностью, поселился в Богданове, однако продолжал делать зарисовки. В 1935 году Рушиц вышел на пенсию. Ему было присвоено звание почетного профессора Университета Стефана Батория.


Задолго до болезни, в 1900 году, художник в собственном саду написал картину «Старые яблони». Вывернутые стволы, переплетенные ветви словно напоминают старческие руки изнуренных людей, испытавших годы тяжелой работы... И нас не оставляет мысль - это предчувствие собственной трагедии, потери возможности работать. Жизнь согнула, но не сломила: он писал левой рукой. Нельзя не вспомнить и еще одно мистическое произведение художника - «Nec mergitur». Жизнь и дух. Экспрессивная, невероятных цветов волна. На ней возвышается, словно Атлантида, яркий, освещенный багрянцем заката корабль. Через тридцать лет художника не станет на волнах жизни. На своем корабле он уплывет в Вечность, в Космос, чтобы оставить после себя долгую память на своей родине.

Рущиц скончался 30 октября 1936 года. Он похоронен на семейном кладбище в Богданове, где также нашли вечный покой его родители и жена Регина Рауцк, с которой у него было шестеро детей.

В Польше и Литве имя Фердинанда Рущица присвоено местам, где он жил и работал, в родном Богданове и Минске в его честь названы улицы и установлены мемориальные доски. Огромное творческое наследие художника и поныне привлекает внимание и социальной наполненностью, и высоким профессионализмом, и феноменом его многогранного таланта. Постепенно к нам возвращается не только имя выдающегося художника Белоруссии, но и его произведения. В Национальном художественном музее Республики Беларусь ранее находилось лишь одно произведение Ф. Рущица «У костела». В 2015 году, когда праздновалось 145-летие со дня рождения художника, корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась двумя живописными произведениями художника: «Сарай и прясло для сена» (1899), «Пейзаж. Вилия». В ближайшее время также планируется возродить фамильную усадьбу художника в Богданове, где смогут собираться художники и любители его творчества из разных стран мира.

В заключении первой главы хочу отметить: исследование творческого пути Рущица в контексте культурной жизни Польши и Беларуси показало, что развитие национально-романтического пейзажа было тесно связано с общими историко-культурными процессами рубежа XIX — XX веков. Подъем национально-освободительного движения в конце XLX - начале XX века в Польше, рост национального самосознания, национальной гордости, привел к тому, что составной частью взглядов художника стал патриотизм, с годами приобретавшем все более активную общественную направленность. Вера Рущица в особую жизненную миссию искусства помогала ему формировать отношение публики к окружающему миру и природе. Он посвятил себя делу пропаганды национального искусства, полагая, что оно сможет пробудить патриотические чувства, стать краеугольным камнем в деле национального возрождения. Патриот-педагог, организатор и пламенный публицист, он стал одним из крупнейших общественных деятелей польской художественной культуры в Вильно.